Жизнь Будды

Рождение

Жизнеописания Будды передавались в устной традиции и были впервые записаны через несколько столетий после его смерти. Согласно большинству источников, Будда родился около 523 года до нашей эры в Лумбини – деревеньке неподалеку от города Капилавасту, в предгорьях Гималаев на территории современного Непала. Получивший при рождении имя Сиддхартха Гаутама (на санскрите, на пали – Сидхатта Готама) сын царя Шуддходаны из знатного клана Шакьев и королевы Махамайи, позже он стал известен как Будда – "просветленный" – получив этот титул от своих последователей. Он также получил титут "Шакьямуни", став мудрецом ("муни") из клана Шакьев. Детское имя Будды – Сиддхартха – охначает "тот, чья цель достигнута", в то время как Гаутама – семейное имя (отсюда – Сиддхартха Гаутама).

Предсказание
Мать Сиддхартхи умерла через семь дней после его рождения, поэтому вырастила мальчика  тетя. Мудрецы, приглашенные царем для проведения церемонии наречения новорожденного именем, предсказали, что повзрослев, мальчик либо станет вселенским монархом, либо, оставив дом и семью, станет спасителем мира и принесет людям освобождение. Царь Шуддходана узнал, что если Сиддхартха увидит четыре знака: старика, больного, умершего и святого, то станет Буддой и принесет в этот мир просветление. Шуддходана решил, что не допустит ухода сына и наследника, и для этого окружил его всевозможной роскошью и потакал всем желаниям сына для того, чтобы не дать тому столкнуться с болью и страданием.

Предосторожности Шуддходаны
С этой целью царь Шуддходана наказал всем жителям царства, что принц Сиддхартха должен быть окружен только счастьем и красивыми проявлениями жизни. Старые и больные не должны были попадаться ему на глаза. Упоминать смерть в присутствии принца было нельзя. Царь окружил сына всевозможной роскошью, и в таких условиях Сиддхартха вырос в молодого мужчину огромной силы и красоты. В шестнадцать лет Сиддхартха женился на своей двоюродной сестре Яшодхаре. Окруженные радостью и удовольствиями, они жили в новом роскошном дворце.

Несмотря на усилия отца, Сиддхартха был юношей беспокойным, жаждущим узнать, что же скрыто за стенами дворца. Вопреки желаниями царя, он четыре раза выбирался за пределы дворца и столкнулся с так называемыми четырьмя знаками.

Отречение
Выбираясь за пределы дворца, Сиддхартха случайно увидел старика, больного, мертвеца и святого. Первые трое вызвали у принца огромное сострадание, а святой заинтересовал его своим умиротворением. Поэтому в 29 лет Сиддхартха осознал, что не сможет быть счастлив, продолжая прежнюю жизнь. Он обнаружил страдание и больше всего желал отыскать путь к освобождению от страдания. Поэтому он оставил богатство, новорожденного сына, жену и царство, чтобы отправиться в далекие леса и горы северо-восточной Индии и искать там ответ. Сиддхартха учился у брахманов – мудрых жрецов, занимавших в обществе той эпохи главенствующее положение – и постиг все, что они сами знали, но ответов, которые искал, не получил. Затем принц посвятил себя умерщвлению плоти, доходя до крайностей в практике аскетизма и все же не достигая желаемого результата.

Будда посвятил практике шесть лет, однако ответы, которые Сиддхартха искал, не приходили. Он начал поститься, удвоив усилия, и едва не довел себя до смерти. После этого принц осознал, что эти экстремальные практики ни к чему его не ведут, что, возможно, лучше было бы отыскать некий срединный путь – золотую середину между жизнью в роскоши и умерщвлением плоти. Однажды крестьянка по имени Суджата увидела голодающего монаха и сжалилась над ним. Она уговорила его съесть немного риса с молоком, которые придали ему столько сил, что он решил принять другой подход и искать ответы в собственном сердце и уме.

Просветление
Отказавшись от двух крайностей, Сиддхартха сел под сенью дерева, которое сегодня известно как дерево Бодхи, в уединенной роще у берегов реки, и пообещал: "пусть даже плоть увянет и кровь иссохнет, но я не поднимусь с этого места, пока не достигну Просветления", и погрузил свой разум в глубокие, светоносные и спокойные состояния медитации.

Сиддхартху искушала армия демонов, подосланных Марой – воплощением зла, – чтобы не допустить просветления. Мара подсылала* соблазнительных богинь, которые гордо выступали перед ним. Когда это не сработало, она наслала на него бурю, диких зверей и, наконец, тьму. Однако Гаутама остался непоколебим. В качестве последнего испытания искусительница спросила, по какому праву он делает то, чему себя посвятил. В ответ Сиддхартха коснулся земли, и та прогремела в ответ: "Я свидетель тебе!". И Мара обратилась в бегство, ведь все создания на земле признали право Гаутамы стремиться к просветленному состоянию Будды.

После этого он погрузился в медитацию, в которой осознал Четыре Благородных Истины. После этого в майское полнолуние Сиддхартха достиг Просветления. Размышляя над природой реальности, он обрел высшее пробуждение, переживание просветления.

С этого момента он стал известен как Будда – Пробужденный. На протяжении сорока девяти дней он пребывал в глубокой медитации и переживании Нирваны. Возвратившись вниманием в этот мир, он обнаружил, что Мара поджидает его с последним искушением: "Возвратись в Нирвану, здесь никто тебя не поймет. Не пытайся передать свое послание миру, оставайся в состоянии блаженства!". Однако Будда ответил, что некоторые поймут, и Мара исчезла.

Распространение Учения
Достигнув полного просветления, Будда посвятил следующие 45 лет своей жизни объяснению пути постижения и развития, с помощью которого – если следовать по нему в точности и прилагать должные усилия – приведет любого человека (независимо от его расы, социального класса или пола) к тому же состоянию пробуждения. Вскоре после достижения Буддой Просветления у него было видение, в котором человечество предстало как великое множество цветов лотоса. Некоторые цветы были все еще скрыты в грязи, некоторые уже поднимались на поверхность, а некоторые были близки к тому, чтобы распуститься. Другими словами, все люди обладали возможностью раскрыть своей потенциал, и некоторых из них было достаточно немного поддержать. Поэтому Будда решил передавать учение, и все учения буддизма можно считать попытками воплотить это видение в жизнь – попытками помочь людям взрасти и достичь Просветления.

В первой своей проповеди Будда объяснил две вещи, которые постиг в своих исканиях: Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь, или Срединный Путь. Эти учения получили название "Дхармы" (что можно перевести как "природа всего сущего" или "истины, лежащие в основе бытия"), универсального Учения. Будда основал Сангху (общину) последователей буддизма, число которых к тому времени достигло 1200 человек. Последователями Будды становились аристократы, брахманы и многие богачи. Будда не обращал внимания на касту человека; бедняки и люди, находившиеся вне кастовой системы, могли стать членами Сангхи. Те, кто желал стать полноценными членами буддийского ордена, должны были стать монахами и следовать строгим правилам поведения.

Посетив царство своего отца, Гаутама узнал, что с того дня, когда муж ее покинул, Яшодхара отреклась от всех богатств; раз в день она принимала немудреную пищу, а спала на циновке. Она вела чрезвычайно скромную жизнь. Гаутама был очень тронут и немедленно отправился, чтобы встретиться с Яшодхарой. Она простерлась перед Буддой, коснулась его стоп и расплакалась. Будда основал орден женщин-аскетов, и Яшодхара стала первой буддийской монахиней. Сын Гаутамы также стал монахом.

Путешествуя с место на место, Будда передал учение великому множеству последователей, многие из которых также достигли Пробуждения. Эти последователи, в свою очередь, передали учение другим, и таким образом линия передачи учения продолжала существовать, не прерываясь, вплоть до сегодняшнего дня.

______________________________

* Хотя санскритское имя "Мара" – грамматически мужского рода, само существо может быть как мужского, так и женского рода, так как символизирует все препятствия, стоящие на пути духовного роста и Пробуждения (Прим. пер.)