Ильюшёнок Надежда

4 курс, з/о, 424 группа

 

 МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИДЕОЛОГИИ

 

«Стоит ступить на дорогу, и если дашь волю ногам,
то неизвестно, куда тебя занесет»
(Дж.Р.Р.Толкин, «Братство кольца» )

 

С

 самого начала своего существования человечество пытается сформулировать для себя ответ на один вопрос, состоящий из трёх слов: зачем мы живем? Для того, чтобы найти ответ на данный вопрос, люди использовали самые разные способы и методы. Но для всех путей, которым следовало человечество, было одно общее свойство и базовое направление – попытки достичь состояния, при котором они ощущают себя счастливыми, то есть находятся с-частью чего-то большего, чем они сами, чего-то, к чему нужно стремиться.

Идеология (но не как дисциплина, не как наука, не как социально-политическая доктрина) представляет собой всего лишь один из путей подобного рода. С другой стороны идеология является достаточно емким и многоплановым понятием. И мы можем в этом смысле говорить о настоящем феномене идеологии, обладающим огромной степенью воздействия на людей.

По моему мнению, специфика идеологии как явления заключается в попытках примирить и образовать гармоничное единство между «идеей» и «логосом», то есть между определенными нематериальными образами и словами или понятиями,  обладающими претензией на материализацию. Именно поэтому идеология, по мнению белорусского философа В.Акудовича,  представляет собой «пераважна “перад” (скажам, “светлым будучым”), хаця фармальна вектар спадзяванняў мог быць завернуты i ў адваротным кiрунку (“залаты век”)». То есть это всегда какое-то движение – или вперед в будущее, либо назад в прошлое.

Идеология – это неотъемлемая часть человечества, которая присутствовала и оказывала влияние на его судьбу все время существования Homo Sapiens. Как отдельное понятие идеология возникает во Франции в эпоху Нового времени, на волне революции, отказа от традиционного мышления и традиционных жизненных устоев, «в эпоху перемен» и коренных преобразований. В данный период старые идеалы отвергались,  старые боги ниспровергались и на их место люди, стоявшие у руля революции, пытались поставить новых, которые бы соответствовали их начинаниям. В этих условиях Антуан Дестют де Траси и его единомышленники, которые сформулировали понятие «идеология», пытались с помощью «науки об идеях» проложить тот путь, который приведет человечество к счастью, справедливости, единству. Не случайно поэтому, что идеологии переживают бурный рост именно в периоды социальных потрясений, когда существует острая необходимость примирения теоретических концепций с реальным миром и движения к общей цели. Именно тогда начинают широко распространяться представления и теории о том, что делать, как жить дальше и, зачастую, кто виноват.

Идеология всегда выражает чьи-либо интересы и потребности, призвана обосновывать чью-то конкретную позицию, обозначать отношение к какому-либо одушевленному или неодушевленному предмету, явлению. Интересы и потребности всегда дают определенную направленность, побуждают к действию, несут в себе реальный мотив на достижение какой-либо цели. Они сами по себе является тем, что может побуждать отдельного человека или группу людей к действиям. В обществе всегда была и есть жажда обретения смысла жизни как для отдельных личностей, так и для общества в целом, т.е. жажда узнать и приобщиться к той идее (той идеологии), которая этот смысл жизни выражает. Поэтому тот, кто управляет интересами и потребностями отдельных людей или групп, управляет ими.

Используя данные интересы, можно объяснить действительность и создать у людей мнение о ней, убедить в истинности той или иной картины мира, необходимости изменений и правильности выбранного пути. В этом плане идеология выступает как важный элемент общественного сознания, необходимый для функционирования общества, отражающий мировоззрение общества в целом. Идеология – это маска, необходимая для существования отдельного человека в обществе и государстве в условиях, когда у каждого есть свои интересы и устремления. Идеология не может учесть интересы абсолютно всех субъектов, но она призвана примирять их между собой, избегать разрушительных и разобщающих конфликтов. Посредством идеологии осуществляется выстраивание социальной действительности, формирование картины мира.

И здесь нельзя не обозначить такое важное свойство идеологии, как её инструментальность. Она имеет два аспекта – положительный и отрицательный. Но мне кажется, что они, главным образом, выражаются на внутреннем и внешнем уровнях, имеют качественное и количественное выражение. И эта двойственность всегда была и будет, пока будет существовать двойственная и противоречивая природа человека. Поэтому идеология является ничем иным как инструментом, который в одних руках может служить орудием созидания, а в других – оружием, сокрушающим все и вся. Как когда-то крысы и дети отправились вслед за крысоловом из Гаммельна, так через столетия восторженные и дисциплинированные немцы маршировали за Гитлером, неся в мир ненависть и страдания. Следы легенды о Крысолове, ведущего за собой серую массу, постоянно появляются в истории человечества. Только в современном мире это не просто обманутый дудочник, а часть современных людей, которые по своим качествам личности иногда ничем не отличаются от крыс. Они всего лишь млекопитающие немного большего размера, которых можно околдовать звуками одной и той же флейты. По этому поводу хотелось бы привести цитату из романа А. Заневского: «Каждый из нас такая же крыса, которая преклоняется, которая охотно преклоняется перед идеями, религией, иллюзиями ничем не ограниченной свободы, прекрасного завтра и светлого пути в будущее, которая поддаётся пустым лозунгам и надеждам. Ведь каждый идет к той утопии, в которую верит. А потом расплачивается за это, и цена нередко бывает невероятно высока… Дудочка крысолова, а точнее – флейты многих Крысоловов зовут нас, манят, торопят, а нередко и ведут…»

Тем не менее, идеология в позитивном аспекте имеет более фундаментальное значение. Она несет в себе общезначимые цели для общества, его социального, экономического, духовного развития, дает образ идеального состояния, к которому необходимо стремиться, чтобы стать свободным. Общий смысл идеологии – найти тот самый стержень, к чему стремится человечество уже столько лет разными способами. Идеологию также можно охарактеризовать как «одну из форм отражения социальной действительности». Идеи – признак индивидуальности, и идеология в целом – это свойство коллективного мышления, то есть того, что объединяет людей в рамках общества и государства. Поэтому для каких-то изменений в реальной жизни необходимы, прежде всего, изменения мировоззрения людских сообществ, их «интересов» как стремления к обладанию средствами удовлетворения определенных потребностей. И только когда будет сформулирована определенная идеологическая основа, тогда станут возможными любые изменения. Идеология в данном смысле – это одновременно идея, цель и путь к достижению этой цели, не только теория и не только практика, но и та связь, которая возникает между ними и позволяет осуществлять процессы, которые метафорически описаны в начале «Книги Бытия». То есть идеология – это то, что связывает человека со Вселенной.