Отшельники преклонились
перед Кришной, как перед ожидаемым и свыше назначенным преемником Васиштхи. В
глубине священного леса была совершена shrada или погребальная церемония над святым старцем, и сын
Деваки получил знак верховной власти – посох о семи узлах[i],
после того, как было совершено жертвоприношение огня в присутствии старейших
отшельников, тех, которые знали наизусть все три Веды. Затем Кришна удалился на
гору Меру для размышления над своим учением и над путем спасения людей. Его
медитация и его аскетические упражнения длились семь лет. По окончании этого
времени он почувствовал, что подчинил свою земную природу природе божественной
и настолько отождествил себя с солнцем Махадевы что получил право на имя Сына
Божия. И тогда лишь призвал он к себе отшельников, молодых и старых, чтобы
открыть им свое учение. Они нашли Кришну очищенным и обновленным; герой
преобразился в святого, он не утерял свою львиную силу, но приобрел кротость
голубки. Между теми, которые поспешили на призыв, находился и Арджуна, потомок
царей солнечного цикла, один из Пандавов, лишенных престола Кауравами,
представителями лунного цикла. Молодой Арджуна был полон огня, но легко поддавался
разочарованию и впадал в сомнения. Он страстно привязался к Кришне.
Сидя под кедрами горы
Меру, с лицом, обращённым к Гимавату, Кришна начал проповедовать истины,
недоступные для людей, живущих в рабстве у своей чувственной природы. Он поучал
их бессмертью души, ее возрождениям и ее мистическому соединению с Богом.
"Тело – говорил он – внешний покров души, есть нечто конечное; но душа,
пребывающая в нем, есть нечто невидимое, невесомое, недоступное тлению, вечное.7
Земной человек троичен подобно Богу, которого он отражает в себе: у него есть
разум, душа и тело. Если душа соединяется с разумом, она достигает "Саттвы", т.е. мудрости и мира; если она колеблется между
разумом и телом, она попадает под господство Раджас, страсти, и вращается от предмета к предмету в роковом
круге; если же она подчиняется телу, она отдается во власть Тамас, безрассудству, неведению и временной смерти. Вот что
может каждый человек наблюдать внутри себя и в окружающей среде".8
– Но, – спросил
Арджуна, – какова судьба души после смерти? Следует ли она все тому же закону,
или она может избежать действия его?
– Она никогда не может
избежать закона и всюду послушна ему, – отвечал Кришна. – В этом и заключается
тайна возрождения. Глубины жизни освещаются светом этой истины. По распадении
тела, когда победит Саттва (мудрость), душа
поднимается в беспорочные области тех чистых Существ, которые приобрели ведение
Единого. По распадении тела, в котором господствует Раджас (страсть), душа возвращается вновь в среду тех, кто
привязан ко всему земному. Точно так же если распадается тело в котором
преобладает Тамас (неведение), душа,
затемненная материей, снова привлекается в лоно неразумных существ.9
– Это истинно, – сказал
Арджуна, – но поведай нам теперь, чему подвергаются в течение веков те, кто
следовал мудрости и кто после смерти переходит в божественные обители.
– Человек, застигнутый
смертью во время молитвы, – ответил Кришна, – испытает в небесах в течение
долгого времени награду за свою праведность и затем возвратится на землю, чтобы
воплотиться в святом и почитаемом семействе. Но этот вид возрождения
достигается весьма трудно в земной жизни.
Человек, возрождающийся
на земле, является с теми же способностями и тем же разумением, которые он имел
в прежнем теле; и он начинает снова работать, чтобы усовершенствоваться.
– Итак, – сказал
Арджуна, – добрые тоже принуждены рождаться и возобновлять телесную жизнь; но
поведай нам, о, Господи, может ли для того, кто следует по пути мудрости,
настать конец воплощениям?
– Выслушайте, – сказал
Кришна, – великую и глубокую тайну. Чтобы достигнуть совершенства, нужно
овладеть Наукой Единства, которая выше
мудрости; нужно подняться к божественной Сущности, которая выше души и даже
выше разума.
– Божественная та
сущность, верховный тот друг пребывает в каждом из нас, ибо Бог находится
внутри каждого человека, но мало кто умеет найти его. Узнай же путь спасения.
Когда вы познаете совершенную сущность, которая выше мира и которая заключена в
вас самих, решитесь покинуть врага, принимающего форму желания. Побеждайте ваши
страсти. Наслаждение, доставляемое чувствами, подобно недрам, рождающим
страдание. Не только делайте добро, но и сами будьте добры. Достигайте того,
чтобы побуждение заключалось в самом действии, а не в плодах его. Отрекитесь от
плодов ваших дел, чтобы каждое из ваших действий было как бы даром, приносимым
Всевышнему. Человек, приносящий в жертву свои желания и свои дела Тому, от кого
произошли начала всех вещей, кто создал вселенную, достигает посредством этой
жертвы совершенства.
– В духовном единении с
Ним человек приобретает духовную мудрость, которая превышает все дары, и он
испытывает божественное блаженство, ибо тот, кто находить в себе самом свое
счастье, свою радость и в себе самом находит свет, тот в единении с Богом.
Знайте же, что душа, которая нашла Бога, освобождается от рождения и смерти, от
старости и от страданий и пьет воду бессмертия.
Так излагал Кришна свое
учение ученикам и путем внутреннего созерцания подготовлял их постепенно к
восприятью высоких истин, раскрывшихся перед его духовным взором в минуту
просветления. Когда он говорил о Махадеве, его голос изменялся и все черты его
освещались внутренним светом.
Однажды Арджуна, в
порыве смелости, сказал ему: "Дай нам узреть Махадеву в его божественной
форме. Сможем ли мы лицезреть его"?
И тогда Кришна начал
говорить с невыразимый силой о Существе, которое дышит во всякой твари,
обладает сто тысячью форм с бесчисленными очами, с лицами, обращенными во все
стороны, и которое в то же время превышает все сотворенное всем объемом
бесконечности, которое содержит в своем неподвижном теле всю движущуюся
вселенную со всеми мирами. Если бы в небесах зажглось одновременно сияние тьмы
солнц, сказал Кришна, оно не сравнилось бы с сиянием Единого Всемогущего.
Когда он говорил таким
образом о Махадеве, зажегся в глазах Кришны луч света такой могучей силы, что
ученики не выдержали его блеска и пали ниц к его ногам. Волосы на голове
Арджуны стали дыбом и покорно сложив руки и склоняясь, он сказал:
"Господи, твои слова ужасают нас, мы не в состоянии смотреть на высокое
существо, которое ты вызываешь перед нашими глазами. Его вид потрясает нас".10
Далее Кришна поучал:
– Многие рождения
остались позади меня и позади тебя, о, Арджуна! Я знаю их все, но ты не знаешь
своих. И хотя я по природе моей не подлежу рождению и смерти и есмь Творец всего
сущего, тем не менее, повелевая своей природой, я проявляюсь собственной силой.
И каждый раз, когда добродетель падает в мире, а порок и несправедливость
преобладают, я делаюсь видимым, и таким образом я рождаюсь из века в век для
спасения справедливого, для сокрушения злого и для восстановления праведного
закона.
Тот, кто воистину знает
Мою природу и Мое божественное творчество, тот, покинув тело, не вернется к
новому рождению, тот придет ко Мне.11
Говоря так, Кришна
смотрел на своих учеников с кротостью и благоволением. Арджуна воскликнул:
– Господи, ты Сын
Махадевы!! Меня убеждает в этом Твоя великая доброта, Твое невыразимое
очарование еще более, чем Твой устрашающий блеск. Не столько в бесконечности
ищут Тебя Девы и стремятся к Тебе, под человеческим образом любят они Тебя и
поклоняются Тебе. Ни послушание, ни милостыни, ни Веды, ни жертвоприношения не
стоят единого из взглядов Твоих. Ты – истина. Веди нас к борьбе, к подвигам, к
смерти. И куда бы ни повел Ты нас, мы последуем за Тобой!
В радости и восторге
ученики теснились к Кришне, говоря:
– Как могли мы не
познать этого ранее? Сам Махадева говорит в Тебе.
Он ответил:
– Ваши глаза не были
еще отверзты. Я поведал вам великую тайну. Сообщайте ее лишь тем, которые могут
вместить. Вы – мои избранные; вы видите цель; толпа же видит лишь часть дороги.
И потому идите со Мной проповедовать народу Путь спасения.
Библиотека Фонда содействия развитию психической
культуры (Киев)