Черная раса, которая в
господстве над миром сменила южную красную расу, сделала из Верхнего Египта
свое главное святилище. Имя Гермеса-Тота, первого таинственного посвятителя Египта в тайные учения,
относится без сомнения к первому мирному смешению белой и черной рас в областях
Эфиопии и Верхнего Египта задолго до появления Арийцев. Гермес – такое же
родовое имя, как Ману и Будда. Оно обозначает одновременно и человека, и касту,
и божество. Человек-Гермес есть первый посвятитель Египта; кастажречество,
хранящее оккультные традиции; божество – планета Меркурий, уподобляемая –
вместе с своей сферой определенной категории духов, божественных посвятителей;
одним словом, Гермес – представитель сверхземной области небесного посвящения.
В духовной экономии мира все эти явления соединяет тайное сродство как бы
невидимой нитью. Имя Гермеса представляет собою талисман, который всех их в
себе содержит, магический звук, который их вызывает. Отсюда его обаяние. Греки,
ученики Египтян, называли его Гермесом-Трисмегистом, или трижды великим, ибо
они видели в нем царя, законодателя и жреца.
Он олицетворяет собой
эпоху, когда жречество, судебная власть и царская власть находились в одном и
том же правящем учреждении. Египетская хронология Манефона называет эту эпоху
царствованием богов. Тогда не было ни папирусов, ни фонетического письма, но
священная тайнопись (идеография) уже существовала, и жреческая наука была
записана в иероглифах на колоннах и стенах подземных склепов. Позднее она
перешла в библиотеки храмов. Египтяне приписывали Гермесу сорок две книги,
относящиеся до оккультной науки. Греческая книга, известная под названием Гермеса-Трисмегиста, содержит лишь искаженные и, тем не менее, чрезвычайно
интересные остатки древней теогонии, той fiat lux, откуда Моисей и Орфей
получили первые лучи своей мудрости. Доктрина Начала-Огня и Слова-Света,
заключенная в Видении Гермеса, останутся
навсегда вершиной египетского посвящения.
Попробуем же снова
найти это видение Учителей, эту мистическую розу, которая распускается лишь в
ночи святилища и в святая святых великих религий. Известные слова Гермеса,
проникнутые древнею мудростью, могут служит хорошим введением. "Ни одна из
наших мыслей, – говорит он своему ученику Асклепию, – не в состоянии понять
Бога, и никакой язык не в состоянии определить Его. То, что бестелесно,
невидимо и не имеет формы, не может быть воспринято нашими чувствами; то, что
вечно, не можете быт измерено короткой мерою времени; следовательно, Бог
невыразим. Правда, Бог может сообщить нескольким избранными способность
подниматься поверху естественных вещей, дабы приобщаться к сиянию его духовного
совершенства, но эти избранные не находят слова, которые могли бы перевести на
обыденный язык бесплотное видение, повергнувшее их в трепет. Они могут
объяснить человечеству второстепенные причины творчества, которые проходят
перед их глазами как образцы космической жизни, но Первопричина остается
нераскрытой, и постигнуть Ее возможно лишь по ту сторону смерти". Так – на
пороге подземного храма посвящения выражался Гермес о неизведанном Боге.
Ученики, которые проникали с ними в глубины этих храмов, научались познавать
Его как живое Существо.4
Книга говорит о его
смерти, как об отходе бога. Гермес видел совокупность вещей и узрев ее, понял,
а поняв он получил силу проявлять и открывать. То, что было в его мыслях, он
записал; то, что он записал, он скрыл большею частью, одновременно и высказываясь
и умалчивая с мудростью, и дабы все, на протяжении будущих времени, искали этих
вещей. Затем, поручив своими братьям-богам следовать за ним, он поднялся к
звездам.
Политическую историю народов разделить еще возможно, но
нельзя разъединить их религиозную историю. Религии Ассирии, Египта, Иудеи и
Греции могут быть поняты лишь когда уловишь их точки соприкосновения с древней
индоарийской религией. Взятые в отдельности, они представляют как бы загадки и
шарады, но рассматриваемые сверху, и в единстве между собой они являются дивной
духовной эволюцией, где все связано и все взаимно объясняет одно другое.
История одной религии
будет всегда и узкой, и суеверной, и ограниченной; истинной можете быть лишь
история общечеловеческой религии. С этой высоты начинаешь чувствовать духовные
потоки, обегающие весь мир земной. Египетский
народ наиболее независимый и не поддающийся внешним воздействиям, не могу не
подчинится тому же мировому закону.
За пять тысяч лет до
нашей эры, свет Рамы, зажженный в Иране, светил над Египтом и проник в законы
Амона-Ра, солнечного героя Фив. Это государственное устройство выдержало
всевозможные революции. Менес был первыми фараоном исполнителем этого закона.
Он не решился отнять у Египта его древнюю теологию, в которой воспитывался и
сам. Он лишь развил и подтвердил ее, прибавив к ней новую общественную
организацию: жречество, т.е. обучение принадлежало высшему совету, правосудие –
низшему, управление государством – обоим советам; – царская власть признавалась
за их уполномоченного и подчинялась их контролю; относительная независимость
общины (номы) лежала в основ всего общественного строя.
Этот строй можно с
полными основанием назвать правлением посвященных. Оно венчалось синтезом всех
наука, известным под названием О-Sir-Is, владыка разума. Большая пирамида
представляете собою его символы. Таким образом фараон, получавший свое имя
посвящения в храме, был совершенно иными явлением, чем ассирийский деспот,
власть и произвол которого покоились на крови и преступлении. Фараон был венчанным
посвященным, или, по крайней мере, учеником и орудием посвященных.
В течение многих веков
фараоны защищали против Азии, ставшей деспотической, и против анархической
Европы, закона Овна, который представлял собою в те времена права правосудия и
международного третейского суда. Около 2200 г. до Р.Х. Египет перенес самое
страшное бедствие, какое выпадает на долю народа: вторжение чужеземцев и
частичное завоевание. Вторжение финикийцев было, в свою очередь, последствием
великого религиозного раскола в Азии, который поднял народные массы и посеял
раздоры в храмах. Под предводительством своих царей-пастухов, называемых
Гиксами, чужеземцы затопили Дельту и средний Египет. Цари отщепенцы принесли с
собой испорченную цивилизацию, ионийскую изнеженность, азиатскую роскошь, нравы
гарема, грубое идолопоклонство. Национальное существование Египта было
подорвано, его духовная жизнь была в опасности, его мировой миссии угрожала
гибель. Но Египет обладал душой, полной жизни, то ест организованным
учреждением посвященных, хранителей древней науки Гермеса и Амона-Ра. Как же
проявилась эта душа? Она удалилась в глубину святилищ и собиралась с силами,
чтобы противодействовать врагу.
С виду жречество
покорилось вражескому вторжению и признало похитителей престола, которые
принесли с собой закон Тора и культ быка Аписа. Скрытые в храмах, оба жреческие
"совета" хранили как священный залог, свою науку, свои предания,
древнюю чистую религию и с ней вместе надежду на восстановление национальной
династии. Именно в эту эпоху жрецы распространили среди народа легенду об Изиде
и Озирисе, о растерзании последнего и о его грядущем воскресении при содействии
его сына Гора, который отыщет его рассеянные члены, унесенные потоками Нила. На
воображение толпы старались подействовать великолепием публичных религиозных
церемоний. Любовь к древней религии поддерживалась ярким изображением страданий
богини Изиды, ее потрясающими жалобами по поводу погибели ее небесного супруга
и надеждам, которые она возлагала на сына своего Гора, божественного
Посредника.
Но в то же время
посвященные считали необходимым оградить эзотерическую истину, и они сделали ее
недоступной, набросив на нее тройной покров. Одновременно с распространением
народного культа Изиды и Озириса, посвященные установили внутреннюю организацию
малых и великих мистерий. Их окружили трудно переступаемой оградой и большими
опасностями; изобрели нравственные испытания, потребовали клятву молчания и
беспощадно подвергали смерти того из посвященных, который выдавал что--либо из
подробностей мистерий. Благодаря этой строгой организации, египетское
посвящение сделалось не только убежищем для эзотерического учения, но и
источником национального возрождения и школой будущих религий. В то время,
когда коронованные похитители престола властвовали в Мемфисе, Фивы медленно
подготовляли возрождение страны.
Из глубины храма вышел
спаситель Египта, Амос, изгнавший Гиксов после девяти веков владычества и
восстановивший в своих правах египетскую науку и религию Озириса.
Таким образом, мистерии
спасли душу Египта в период чужеземного ига, и это имело значение не для одного
Египта, а для блага всего человечества. И так велика была сила их дисциплины и
могущество посвящения, что они сохранили в целости лучшие нравственные силы
египетского народа, наиболее одаренный цвет его интеллигенции.
Древнее посвящение
основывалось на представлении о человеке одновременно и более здоровом, и более
возвышенному, чем наше представление. Мы раздробили воспитание тела, ума и
души. Наши физические и естественные науки, достигшие сами по себе большой
высоты, совершенно устранили человеческую душу и ее воздействие на окружающее;
религия перестала удовлетворять требованиям разума, медицина не хочет знать ни
о душе, ни о духе человека. Современный человек ищет удовольствия без счастья,
счастья без знания и знания без мудрости.
Древний мир не
допускал, чтобы эти вещи разделялись. Во всех областях принималась ими в расчет
тройная природа человека. Посвящение было постепенными поднятием всего
человеческого существа на головокружительные высоты духа, откуда возможно
господство над жизнью. "Чтобы достигнуть такого господства, говорили
древние мудрецы – человек нуждается в полнейшем переплавлении всего своего
существа, физического, нравственного и умственного; переделка же эта возможна
лишь при одновременному упражнении, воли, интуиции и разума. Посредством их
полного согласования человек можете развить свои способности до неограниченных
пределов. Душа обладаете не проснувшимися чувствами; посвящение будит их.
Благодаря углубленному изучению и неутомимому прилежанию, человек можете войти
в сознательные сношения с скрытыми силами природы. Более того, великим душевным
усилием он может достигнуть непосредственного духовного ведения, открыть перед
собой дорогу в потусторонний мир и быть способным проникнуть туда. И лишь тогда
он может сказать, что победил судьбу и завоевал для себя даже здесь, на земле,
божественную свободу. Тогда только посвященный можете стать посвятителем,
пророком и теургом, иными словами – ясновидящим и создателем душ. Ибо только
тот, кто господствуете над самим собою, можете господствовать над другими;
только тот, кто сами свободен может приводить к свободе других".
Так думали древние
посвященные. Наиболее великие из них и жили, и поступали на основании этих
мыслей. Следовательно, истинное посвящение было совсем не мечтой, а чем-то
гораздо более значительным, чем обыкновенное научное обучение; это было творческое
созидание души ее собственными усилиями,
ее раскрытие на высшем космическом плане, ее расцветание в высших условиях
бытия.
Постараемся же
перенестись во времена Рамзеса, в эпоху Моисея и Орфея, за тысячу триста лет до
христианской эры, и попробуем проникнуть в самое сердце египетского посвящения.
Покрытые иероглифами памятники, книги Гермеса, иудейские и греческие предания
дадут нам возможность оживить его восходящие ступени и составить представление
об его высочайших откровениях.
Библиотека Фонда содействия развитию психической
культуры (Киев)