Дионис
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дионис | |
---|---|
Дионис Бог вина и веселья | |
Мифология: | Древнегреческая |
В иных культурах: | Бахус |
Отец: | Зевс |
Мать: | смертная женщина Семела |
Супруга: | Ариадна, дочь Миноса |
Дио́нис (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo [1]), Вакх (др.-греч. Βάκχος) — в древнегреческой мифологии [2] младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).
В римской мифологии ему соответствует Ба́хус (лат. Bacchus).
До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством, казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса) [3].
Содержание |
[править] Мифы о Дионисе
Согласно речи Котты, Дионисов было пять [4]:
- Сын Зевса и Персефоны.
- Сын Нила, убил Нису.
- Сын Кабира, царь Азии, в его честь празднества Сабазии.
- Сын Зевса и Селены (Семелы ?), в его честь орфические празднества.
- Сын Ниса и Фионы, учредитель Триетерид.
[править] Рождение Диониса
[править] Старший Дионис
[править] Классическая версия
Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы[5], дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его тунцом[6].
Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами[7]. Или родился на склонах Дракана (Крит)[8].
[править] Альтернативные версии
Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил ее в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере [9].
Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов [10].
[править] Воспитание Диониса
У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение о воспитании бога.
Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды.
Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес к нимфам в Нису (между Финикией и Нилом).[11]. Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща [12]. Воспитан в пещере на Нисе [13]. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен, открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.
В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.
[править] Дионис и безумие
Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших его Ореад [14] и бродил по землям Египта и Сирии [15]. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён. По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его, и не признавал в нём бога.
Так по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного Агава была среди этих женщин, она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка.
В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо [16].
[править] Индийский поход
Отправился в поход против Индии и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трехлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества [17]. Первым навел мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз винограда и плюща [18]. О почитании Диониса в Индии рассказывал Мегасфен [19]. По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит Персеем и погребен [20].
[править] Сошествие в Аид
Дионис спустился в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн [21]. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.
[править] Брак с Ариадной
Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.
По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.
[править] Другие предания
Тирренских пиратов он превратил в дельфинов [22]. Кроме вина, Дионис изобрел «пиво» [23].
Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в Мессении, которую назвали Ева [24].
Диониса почитали арабы [25]. Когда боги бежали в Египет, превратился в козла [26].
Отправился в поход против гигантов (?) вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, почуяв гигантов, заревели, и те убежали. За это Ослы помещены на небо [27].
По Еврипиду, Зевс сделал призрак Диониса из эфира и отдал его Гере [28].
[править] Персонажи, связанные с Дионисом
[править] Возлюбленные Диониса
- Адонис.
- Ампел.
- Бероя.
- Гермафродит.
- Гименей.
- Ио. (редкая версия)
- Лаон.
- Эригона (дочь Икария).
[править] Потомство Диониса
- Гермес Хтоний. От Афродиты (версия).
- Гименей. От Афродиты (версия).
- Деянира. От Алфеи (версия).
- Дидимы (Иовакх – один из них). От Авры.
- Ком (Комус).
- Марон. (версия)
- Наркей. От Фискои.
- Приап. От Афродиты, или Хионы, или нимфы.
- Сатир и Телета. От Никеи.
- Фан. (аргонавт)
- Фионей.
- Флиант. От Арефиреи, или Хтонофилы, или Ариадны.
- Фоант, Стафил, Энопион и Пепареф, также Евримедонт и Энией. От Ариадны.
- Хариты. От Корониды или Афродиты (версия).
Ок.20 имен.
[править] Побежденные Дионисом
- Алпос.
- Аск (великан). Пленил Диониса, побежден Гермесом.
- Еврит (гигант).
- Ликург (сын Дрианта). В него Дионис вселил безумие.
- Оронт.
- Пенфей. Растерзан вакханками.
- Рет (гигант).
- Сифон, царь во Фракии.
- Тирренские пираты.
[править] Спутники Диониса
- Бассариды.
- Вакханки.
- Гиады.
- Корибанты.
- Мелии.
- Менады.
- Мималлоны.
- Сатиры.
- Титиры.
- Триетериды. Спутницы Диониса [29]. Праздник Триетерид учрежден пятым Дионисом [4].
- Фиады.
- Акрат. Спутник Диониса, демон несмешанного вина [30].
- Акратопот. Божок винопития, почитаемый в Мунихии [31].
- Коринт. Сын Мистиды [32].
- Мета (Мете). Жена Стафила [33]. Богиня опьянения в Элиде, в храме Силена [34]. Картина с ее изображением в Эпидавре [35]. Подает Силену вино в кубке [36].
- Мистида. Одна из кормилиц Диониса [37].
- Овиста. Ошибочное написание имени Стафил [38].
- Фалес (Фалет). Божество, спутник Диониса [39]. Ему приносят жертвы киллены [40].
- Фасилия (Фасилейя). Спутница Меты [41].
- Фиса. Дочь Диониса, с которой он веселится на Иде [42].
См. также:
Предметы, связанные с Дионисом:
- Вакхеи (en:Bacchoi). Ветви на элевсинских мистериях.
- Небрида. По одному из рассказов, Деметра в Аттике одарила семейство Небридов кожей молодого оленя [43].
- Тирс.
[править] Аспекты Диониса
С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык. Вакханки пели:
- О, гряди, Дионис благой,
- В храм Элеи,
- В храм святой,
- О, гряди в кругу хариты,
- Бешено ярый,
- С бычьей ногой,
- Добрый бык,
- Добрый бык!
[править] Дионис-бык
Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.
Видимо, из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную.
Принимал Дионис и облик козла. В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса - сатиры.
Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.
- Когда же приспел ему срок,
- Рогоносного бога родил он [Зевс],
- Из змей венок ему сделал,
- И с той поры этой дикой добычей
- Обвивает менада чело.
— Еврипид, «Вакханки»
[править] Дионис — бог растений
Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.
Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых исследователей на мысль, будто Дионис — замаскированный Осирис, культ которого заимствован в Египте. Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. Его матерью была Персефона, правительница Аида, он бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую роль в элевсинских мистериях (культ Деметры, который был так же связан с таинством смерти и возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать, Семелу, и правителю которого подарил мирт, что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса. Однако гипотеза о тождестве Диониса и Осириса не выдерживает критики из-за животных аспектов греческого божества, а также его экстатической, безумной природы, символизируемой вином.
[править] Дионис-младенец и предвечные воды
В книге В. Ф. Отто о Дионисе, есть глава, посвящённая связи этого божества с морской стихией и водой. В «Илиаде» говорится о море, как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как гонимая обезумевшим мужем прыгнула в морскую пучину. Аргивяне каждый год отмечали возвращение Диониса из царства мёртвых, куда он спустился за своей матерью, около Алкинского озера, которое по преданию и служило богу вратами в Аид. Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его Πελάγιος («он из моря»), Λιμναΐος («он из озера») и Λιμναγένης («рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь с водой, указывает на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия.
На последнее состояние бога указывают и его гермафродические, двуполые, черты. Диониса часто изображают с округлыми чертами, «женоподобным». В мифе о его воспитании, Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.
[править] Дионисизм. Культ Диониса
Нейтральность этого раздела статьи поставлена под
сомнение.
На странице
обсуждения должны быть подробности. |
Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Но не являлось ли это напоминание греков о мере и соблюдении границ признаком некого страха перед самими собой, перед неким демоническим началом человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ, зародившийся во Фракии и наводнивший Грецию, культ Диониса? «Религия Диониса прежде казалась настолько необъяснимой и чуждой "гомеровской" традиции, что эту главу в духовной истории греков предпочитали замалчивать или умалять ее значение. Если вера в Олимп шла по пути очеловечения богов, то здесь, напротив, основной чертой было "расчеловечение" самих людей», — говорит Александр Мень, а далее продолжает: «Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу».
Грецию захлестнула волна культа, в котором не было место рассудку, в котором отступали все правила, нарушались запреты, в котором больше не было города с его законами, а было лишь экстатическое единение с мирозданием, где всё кружилось в безумном танце: небо и земля, звери и люди, жизнь и смерть, боль и наслаждение.
Утверждать Дионисийское начало — значит, признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт (Том Мур из книги «Puer Papers»).
Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в дионисийском хоре человек появляется в образе сатира, сверху — бог, снизу — козёл (К. Г. Юнг. «Психологические типы»).
Празднества в честь Диониса, т.н. оргии, чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые в купе с экзальтацией всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т.н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень.
Они несут повсюду разрушенье:
Я видел, как они, детей похитив,
Их на плечах несли, не подвязавши,
И на землю не падали малютки.
Все, что хотели, на руки они
Могли поднять: ни меди, ни железа
Им тяжесть не противилась
(Еврипид, «Вакханки»)
Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. <...> Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда "священное безумие Вакха", вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом. (Александр Мень. «История религии».)
В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII-VII вв. д.н.э. Но культ, преследовавший целью освободить душу от всего бренного, соединить её в экстазе с вселенной и доказать бессмертие души, всё больше скатывался в безумные оргии (отчего это слово обрело теперь негативную окраску) и безудержный разгул страстей и инстинктов. Чтобы остановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В остальной же Греции празднества Вакха были приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов.
По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало новую его волну, перешедшую из той же Фракии, но на этот раз дионисизм был укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом. Всё это вылилось в т.н. орфический культ или орфизм, названного так в честь легендарного пророка Диониса Орфея.
[править] Эпитеты Диониса
- Амфиет. Эпитет Диониса, которому справлялись празднества ежегодно. Ему посвящен LIII орфический гимн.
- Анфий (Анфин./Антий.) Эпитет Диониса [44].
- Апатурий. Имя Диониса [45].
- Бассаре́й (др.-греч. βασσαρεύς, от βασσαρίς, «лисица») — по названию ритуальных одеяний Диониса и менад, сшитых из лисьих шкур. Имя Диониса во Фракии. Ему посвящен XLV орфический гимн. en:Bassareus
- Бромий. «Шумный». Эпитет Диониса [46]. Так как при его рождении гремел гром (бром) [47]. См. Нонн. Деяния Диониса V 560. В Дервенийском папирусе самостоятельная фигура (англовики?).
- Вакхий. (Вакх / Бакхий) [48] Имя Диониса [49]. Его так называют, ибо его сопровождают вакханки [47]. Статуя работы Праксителя в Афинах [50]. Статуя в Коринфе [51]. Также эпитет Аполлона [52].
- Дендрит. («Древесный»). Эпитет Диониса [53].
- Дигон (греч. δίγονος, «дваждырожденный»);
- Диме́тор (греч. διμήτωρ, «имеющий двух матерей»);
- Дифирамб. Имя Диониса [54]. Объясняется как «двувратный» [55].
- Еван (Эван). Эпитет Диониса [56].
- Евбулей. («Благосоветный»). Эпитет Диониса [57]. Отождествляется с Дионисом и Протогоном [58]. У орфиков отождествлялся с Дионисом, сыном Зевса и Персефоны [59]. Упоминается на орфических золотых пластинках из погребений [60].
- Э́вий Шумный др.-греч. Βρόμιος Εὔιος), от др.-греч. εὖα, призывного возгласа (Эвий / Эвой /Эвгий / Euhius) «ликующий». Эпитет Диониса [61].
- Загрей.
- Иакх (др.-греч. Ἴακχος, «вопль, призыв»); (Якх) [62] Эпитет Диониса [63], именуется «двуприродным» [64]. Имя Диониса и демона-предводителя мистерий Деметры [65]. Растерзан [66]. С ним связаны деревянные решета – мистические веялки [67]. Находился «под подолом Баубо», она показала его Деметре [68]. en:Iacchus
- Ией. Имя Диониса [69].
- Иинкс. Диониса называли Иинксом [70].
- Иовакх. Эпитет Диониса [71].
- Ирафиот. (Эйрафиот) Эпитет Диониса, вшитого в бедро Зевса [72].
- Исодет. «равномерно разделяющий». Эпитет Диониса [73].
- Кисс. («Плющ»). Эпитет Диониса в деме Ахарны [74].
- Леней. Эпитет Диониса [75]. Поскольку виноград давят в бочке (ленос) [47]. Ему посвящен L орфический гимн.
- Ликнит. Эпитет Диониса, в связи с первыми плодами урожая [76]. Его праздник в Дельфах, где он был погребен после убиения его титанами [77]. От слова «ликнон» - корзинка в вакхических процессиях [78].
- Лисий. (Лисей) («Освободитель»). Эпитет Диониса [79], статуя в Коринфе [51]. Ему посвящен L орфический гимн.
- Лиэй. (Лией.) (Lyaeus) Эпитет Диониса [80]. (Вергилий, Нонн)
- Мельпомен. (Ведущий хороводы/Поющий). Эпитет Диониса [81].
- Мефимней. Эпитет Диониса [69].
- Мейлихий [82]. Эпитет Диониса на Наксосе, в благодарность за подаренные им смоквы [83].
- Никтелий. («Ночной»). Эпитет Диониса [84].
- Нисей. Имя Диониса [85].
- Ойнос. («Вино»). Эпитет Диониса [86].
- Омест. («Сыроядец»). Эпитет Диониса [87].
- Омфакит. Имя Диониса [88].
- Орфос. (Ортос) «Прямой»). Эпитет Диониса, связанный с его фаллосом. Его жертвенник в святилище Ор [89].
- Перикионий. «окруженный колоннами». Эпитет Диониса, наславшего землетрясение на дворец Кадма, где царствовал Пенфей [90].
- Пробласт. Эпитет Диониса [91].
- Протригеон. Имя Диониса [88].
- Стафилит. Имя Диониса [88].
- Триетерик. («Трехлетний»). Эпитет Диониса в XLV и LII орфическом гимне.
- Феойний. Эпитет Диониса [92].
- Фионей. (Тионей.) Имя Диониса [93].
- Флион. (Флей.) Имя Диониса [94].
- Фриамб. (Триамб.) Эпитет Диониса. Поскольку справил первый триумф при возвращении из индийского похода [95]. Впервые у Пратина (фр.1, 16 Бергк) (рубеж 6-5 вв. до н.э.) [96].
- Хиропсал. «Поглаживающий женские прелести». Эпитет Диониса, чтился в Сикионе [97].
- Хорей. «Плясовой». Эпитет Диониса [98].
- Хрисопатор. Эпитет Диониса [99].
- Эгобол. («Поражающий коз»). Эпитет Диониса, храм в Потниях [100].
- Элевферий. Эпитет Диониса [101].
- Элелей. Эпитет Диониса [56].
- Эрибой. Эпитет Диониса [102].
- Эсимнет. («Владыка»). Эпитет Диониса. Находился в ларце, сделанном Гефестом и данном от Зевса Дардану. После взятия Трои доставлен в Ахайю, где хранился в Патрах [103].
[править] В литературе и искусстве
Ему посвящены XXVI и XXXIV гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эдоняне», трагедии Еврипида «Вакханки», комедий Аристофана «Лягушки» и «Дионис, потерпевший кораблекрушение». Существовала сатировская драма Эсхила «Кормилицы Диониса» (фр.246в Радт), сатировская драма Софокла «Младенец Дионис» (фр.171-172 Радт), трагедия Херемона «Дионис» [104].
На картине Ктесилоха Зевс, рожающий Диониса, был изображен в митре и по-женски стонущим в окружении богинь [105]. Также оказал влияние на значительную часть творчества Фридриха Ницше, см."Рождение трагедии из духа музыки", где открывается особое представление дионисийского начала.
[править] См. также
[править] Источники
- ↑ Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.380-382, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.454-457
- ↑ Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.157
- ↑ 1 2 Цицерон. О природе богов III 58
- ↑ Гесиод. Теогония 940-942
- ↑ Афиней. Пир мудрецов VIII 36, 346с, ссылка на Деметрия Скепсийского
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 52, 2
- ↑ Феокрит. Идиллии XXVI 34; Нонн. Деяния Диониса IX 16
- ↑ Павсаний. Описание Эллады III 24, 3
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VII 18, 4; 21, 6
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 2, 3
- ↑ Овидий. Фасты III 770
- ↑ Гимны Гомера XXVI 5-6; XXXIV 8-9
- ↑ Еврипид. Киклоп 4
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 4, 3
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 2
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 3, 1-3
- ↑ Павсаний. Описание Эллады X 29, 4
- ↑ Страбон. География XV 1, 58 (стр.711)
- ↑ Августин. О граде Божием XVIII 13
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 37, 5
- ↑ Гимны Гомера VII
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 2, 5
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IV 31, 4
- ↑ Страбон. География XVI 1, 11 (стр.741)
- ↑ Овидий. Метаморфозы V 329; Антонин Либерал. Метаморфозы 28, 3
- ↑ Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 11; Гигин. Астрономия II 23, 3
- ↑ Еврипид. Вакханки 291-294
- ↑ Еврипид. Вакханки 129
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 2, 5
- ↑ Афиней. Пир мудрецов II 9, 39с, ссылка на Полемона
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XIII 140
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XVIII 123
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.301
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 27, 3
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VI 24, 8
- ↑ Нонн. Деяния Диониса IX 98; XII 388
- ↑ Первый Ватиканский мифограф I 86 и комм.
- ↑ Аристофан. Ахарняне 263
- ↑ Лукиан. Зевс трагический 42
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XX 122
- ↑ Еврипид. Паламед, фр.586 Наук = Страбон. География X 3, 13 (стр.470)
- ↑ Арнобий. Против язычников V 39
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 31, 4
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XXVII 301
- ↑ Пиндар, фр.75 Бергк, ст.10; Еврипид. Вакханки 91; Овидий. Метаморфозы IV 11
- ↑ 1 2 3 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 5, 1
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.210
- ↑ Гомер. Илиада VI 132; Гомер. Одиссея XI 325; Пиндар, фр.124, 139 Бергк; Овидий. Метаморфозы IV 11
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 2, 4
- ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады II 2, 6
- ↑ Орфические гимны XXXIV 7
- ↑ Плутарх. Застольные беседы V 3, 1
- ↑ Еврипид. Вакханки 527-529
- ↑ Олимпиодор. Жизнь Платона
- ↑ 1 2 Овидий. Метаморфозы IV 15
- ↑ Плутарх. Застольные беседы VII 9, 1
- ↑ Орфический фр.237 Керн // Комментарий А.А.Тахо-Годи в кн. Античные гимны. М., 1988. С.330
- ↑ Орфические гимны XXIX 8; XXX 7
- ↑ Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.43-44
- ↑ Филодам. Пеан Дионису, ст.1; Нонн. Деяния Диониса IX 110
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.476-477
- ↑ Еврипид. Вакханки 725; Аристофан. Лягушки 316; Сенека. Эдип 437; Нонн. Деяния Диониса XXXI 67
- ↑ Овидий. Метаморфозы IV 15; Орфические гимны XLII 4
- ↑ Страбон. География X 3, 10 (стр.468)
- ↑ Лукиан. О пляске 39
- ↑ Вергилий. Георгики I 166
- ↑ Климент. Протрептик 21, 1, по орфическому гимну к Деметре
- ↑ 1 2 Афиней. Пир мудрецов VIII 64, 363b
- ↑ Грейвс Р. Белая богиня. Екатеринбург, 2005. С.219
- ↑ Филодам. Пеан Дионису, ст.5; Нонн. Деяния Диониса IX 182
- ↑ Орфические гимны XLVIII 2; Нонн. Деяния Диониса IX 23
- ↑ Плутарх. Об Е в Дельфах 9
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 31, 6
- ↑ Овидий. Метаморфозы IV 14
- ↑ Орфические гимны XLVI; Плутарх. Об Исиде и Осирисе 35
- ↑ Комментарий Н.Б.Клячко в кн. Плутарх. Исида и Осирис. М., 1996. С.82
- ↑ Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.169
- ↑ Орфика, фр.232 Керн; Плутарх. Застольные беседы VII 10, 2
- ↑ Овидий. Метаморфозы IV 11; Орфические гимны LXV 9
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 2, 5; 31, 6
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.370
- ↑ Афиней. Пир мудрецов III 14, 78с
- ↑ Овидий. Метаморфозы IV 15; Сенека. Эдип 492; Нонн. Деяния Диониса VII 349
- ↑ Овидий. Метаморфозы IV 13; Орфические гимны LII 2
- ↑ Орфика, фр.216 Керн; Примечания А.А.Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.2. С.430
- ↑ Плутарх. Фемистокл 13
- ↑ 1 2 3 Элиан. Пёстрые рассказы III 41
- ↑ Афиней. Пир мудрецов II 7, 38с; Примечания О.Л.Левинской, И.В.Рыбаковой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн.1-8. М., 2003. С.518
- ↑ Орфические гимны XLVII
- ↑ Ликофрон. Александра 578
- ↑ Эсхил, фр.382 Радт, из неизвестной драмы
- ↑ Катулл. Стихотворения XXVII 7; Овидий. Метаморфозы IV 13
- ↑ Плутарх. Застольные беседы V 8, 3; Элиан. Пёстрые рассказы III 41
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 5, 2
- ↑ Комментарий О.П.Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн.4-7. СПб, 2005. С.300
- ↑ Климент. Протрептик 39, 3
- ↑ Плутарх. Застольные беседы V 6, 1
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XVII 568
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 8, 2
- ↑ Плутарх. Застольные беседы VII 10, 2; Павсаний. Описание Эллады I 29, 2
- ↑ Пиндар, фр.75 Бергк, ст.10
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VII 19, 6; 20, 1
- ↑ Аристотель. Риторика II 23, о Пенфее
- ↑ Плиний Старший. Естественная история XXXV 140
[править] Литература
- Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции — М.: ЗАО Фирма СТД, 2005. — 558 с. ISBN 5-89808-013-9
- Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Дж. Фрэзер; [пер. с англ. М. К. Рыклина].— М.: Эксмо, 2006. - 960 с. - (Антология мысли). ISBN 5-699-16797-8
- Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг; Пер. А.А. Спектор.— Мн.: Харвест, 2004.-400с. ISBN 985-13-1560-5
- Кереньи К. Дионис. Прообраз неиссякаемой жизни. М.: Ладомир, 2007
- Иванов В. "Дионис и прадионисийство", СПб, 2000.
[править] Источники в интернете
[править] Ссылки
Дионис на Викискладе? |
Олимпийские боги, греческая мифология |
Зевс | Гера | Посейдон | Аид | Гестия | Деметра | Афродита | Афина | Аполлон | Артемида | Арес | Гефест | Гермес | Дионис |