Гностицизм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Статья является частью цикла о Гностицизме | |
![]() | |
Персидский гностицизм | |
Сиро-египетские гностики | |
Известные гностические авторы | |
Поздний гностицизм | |
Средневековый гностицизм | |
Гностицизм в Древней Руси | |
Гностические писания |
Гностици́зм (от др.-греч. γνώσις, «знание, познание, познавание») — эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов.[1]
Содержание |
[править] Основные черты
- Идея Плеромы, известная, в основном, из текстов последователей Валентина.[2]
- Концепция демиурга, восходящая к платоновским диалогам «Тимей» и «Государство». В гностической традиции, Демиург также именуется Ялдаваоф, Самаель (от арамейского sæmʕa-ʔel, 'слепой бог'). Демиург является создателем материальной Вселенной, которой управляют его слуги Архонты.
В основе этого религиозного движения лежит примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностическое мировоззрение отличается от всей дохристианской философии присутствием в нём идеи определённого и единого целесообразного мирового процесса. Жизнь материального мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (греч. σύγχυσις ἀρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (греч. διάκρισις) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу. Мир не спасается; спасается, то есть возвращается в область божественного, абсолютного бытия, только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи.
Дискуссионным является отношения гностицизма и христианства. Большинство гностических группировок были христианскими, поскольку признавали мессию Иисуса Христа (например, ученики Маркиона), но отдельные гностические секты могли быть и не-христианскими (мандеи). Поэтому встречаются версии от гностицизма как христианской ереси, до христианства как разновидности гностицизма.
[править] Классификация гностических учений
[править] Гностики апостольского века
- Симониане (симонианцы) — последователи Симона Волхва, современника апостолов и основателя гностицизма.
- Докеты
- Керинфиане
- Николаиты
[править] Сиро-халдейский гностицизм
Представители сирийского направления усвоили воззрения восточных религий, и больше связаны с зороастризмом.
[править] Персидский гностицизм
В начале 3 века гностические системы начинают терять свое значение. На смену им является новое еретическое учение, по началам сходное с гностицизмом, но отличающееся от него тем, что, при полнейшем отсутствии идей греческой философии и учения иудаизма, оно представляет собой смесь христианства с началами религии Зороастра.
- Мандеи — Название происходит от арамейского «знание». Основана в II веке н. э. Представители этого течения считали себя последователями Иоанна Крестителя. До сих пор существуют небольшие группы мандеев в южном Ираке (ок. 1 тыс. чел.), а также в иранской провинции Хузистан.
- Манихейство — составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани (III век).
[править] Поздний гностицизм
[править] Источники
- Гностические писания
- Мандейские тексты
- Тексты валентинианской школы на коптском
языке:
- Библиотека Наг-Хаммади, в Верхнем Египте
- Манихейские папирусы
- Свитки Мёртвого моря
- Полемические сочинения отцов
Церкви
- Иустин Философ Syntagma
- Ириней Лионский Против ересей[1]
- Ипполит Римский Опровержение всех ересей
- Климент Александрийский Строматы[2]
- Епифаний Кипрский Панарион[3]
- Аврелий Августин О ересях
- Иоанн Дамаскин Источник знаний[4]
- Тертуллиан Об отводе возражений еретиков[5]
[править] Основная терминология
[править] Эоны
[править] Архонты
В гностицизме: духи-мироправители. В гностических представлениях архонты рассматриваются как творцы материального космоса, а заодно и нравственного демиургического закона как системы запретов и заповедей, делающих человека рабом материи.
[править] Абраксас
[править] Демиург
В гностицизме: несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала.
[править] Гнозис
[править] Плерома
[править] София
[править] Гностики
- Симон Волхв || Менандр гностик || Сатурнин || Керинф || Валентин || Маркион || Каиниты
[править] См. также
[править] Примечания
- ↑ Гностицизм //Энциклопедия «История философии»
- ↑ Виолет МакДермот Идея Плеромы в гностицизме.
[править] Литература
- Алексеев Д. П. Античное христианство и гностицизм
- Владимиров А. Апостолы: гностико-эллинские истоки христианства. М.: Беловодье, 2003. — 582 с.
- Йонас Ганс. Гностицизм.(Гностическая религия). — Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston: Beacon Press, 1958 — СПб.: «Лань», 1998
- Лосев А. Ф. Гностицизм / История Античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. — История античной эстетики, том VIII, книги I и II. М.: «Искусство», 1992, 1994
- Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). М., 1979.
- Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II, 7; VI, 3;. VII, 4; IX, 3). Ответственный редактор К. Н. Юзбашян. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 276 с.
- Гайденко П. П. Искушений диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии.1998. № 4. С.75-93.
[править] Ссылки
![]() |
Гностицизм на Викискладе? |
---|
- «Гностицизм» в словарях
- Гностицизм //Энциклопедия «История философии»
- Гностицизм // Новейший философский словарь
- Гностицизм // Энциклопедия «Религия»
- Исследования
- Гностическая Ассоциация по Изучению Антропологии, Науки и Культуры
- Гностический архив. Источники по гностицизму (англ. яз.).
- Русская апокрифическая студия
- Страница о гностицизме переводчика Дмитрия Алексеева.
- Страница исследователя Евгения Родина
- Гностический миф. Страница исследователя Евгения Афонасина.
- Гностицизм: древность и современность. Блог гностической философии