Хроники Акаши

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Хроники Ака́ши, также Акаши́ческие записи[1]. — теософский эзотерический, а также антропософский термин, описывающий мистическое знание, закодированное в нефизической сфере бытия. Считается, что Хроники содержат в себе весь человеческий опыт и историю возникновения Вселенной. Для определения Хроник Акаши используются образные аналогии с «библиотекой», «вселенским компьютером» или «Разумом Бога». Считается, что содержащаяся в них информация постоянно обновляется с ходом происходящих в мире событий, однако наряду с данными о истории и фактической реальности там могут быть получены и сведения о возможнх будущих событиях, а также вневременные "вечные истины". В связи с этим концепция Хроник Акаши применяется для объяснения феномена ясновидения, а также предлагается в качестве источника вообще всех человеческих открытий, изобретений и произведений как в научной, так и в художественной области творчества. Предполагается также, что наиболее общим способом контакта с Хрониками для получения нужной информации является метод астральной проекции.

Впервые концепция Хроник Акаши появляется в теософских движениях XIX века, а в XX веке с развитием движения Нью-эйдж становится одним их доминирующих понятий философии этого движения. Также с конца XX века в этом же значении часто употребляется описательный наукообразный термин «единое информационное поле Земли» (или: «...Вселенной») или подобные ему, причём он напрямую или косвенно соотносится с понятием «ноосфера», а в качестве его материального соответствия предлагается магнитное (или электро-магнитное) поле Земли и/или ионосфера. Развитие технических средств записи информации на магнитных носителях послужило одним из стимулов для выдвижения таких гипотез.

Содержание

[править] История понятия

Термин «акаша» был заимствован теософскими движениями из индуизма, где он использовался для обозначения первоосновы или первопричины природы; именно из акаши, согласно древнеиндийской философии, возникли базовые первоэлементы (огонь, воздух, земля и вода) — все вместе они соответствуют пяти органам чувств человека. В древнегреческой философии сходные проблемы решались в ходе дискуссии об архэ, первоначале и первооснове. Близким к акаше греческим понятием может быть назван эфир как пятая особая стихия) либо апейрон, неопределённая первичная стихия, являющаяся источником четырёх определённых стихий и всех определённых вещей в мире.

Принципиальное отличие индуистского понятия "акаша" (особенно если сближать его с греческим "апейроном") от используемого в теософии употребления этого концепта − это то, что в качестве первоосновы мира акаша является совершенно неопределённой, бесформенной тонкой субстанцией, а в качестве источника любых знаний, — напротив, максимально определённой, несущей все определённые знания, всю "определённость" мира.

Использование термина Акаша в смысле общей "эфирной библиотеки" возникло в XIX веке в теософском движении, как и сама концепция получения знаний из пассивного нематериального надличностного и безличного источника. Хотя идея о том, что какие-то тексты не написаны людьми, а открыты им Богом или какими-либо духами в процессе Откровения, очень стара и лежит в основе очень многих религий, в случае Откровения предполагается, что информация передаётся человеку по воле сверхъестественной силы. В теософии же имеет место такая идея, что знания пребывают в каком-то месте и могут быть оттуда извлечены, "считаны" человеком, обладающим соответствующими способностями.

В некотором смысле концепция космического информационного поля "Хроник Акаши" может быть рассмотрена также как эволюция неоплатонического учения о Мировой Душе.

Вероятно, то обстоятельство, что из человеческих чувств акаша соответствует в индуизме слуху и называется иногда "звуконосным эфиром", т.е. в некотором роде является той субстанцией, через которую происходит передача информации посредством слов, и позволило теософам назвать Хроники Акаши универсальной базой знаний, источником и хранилищем каждой появившейся мысли, сказанного слова или совершённого действия.

Согласно теософическому учению, осознанный контакт с Хрониками Акаши имели люди древних рас и древних культур нашей расы, откуда они и почерпнули напрямую все свои высокие культурные достижения.

Многие известные личности, в разной степени принимавшие теософскую доктрину, утверждали что они могут использовать Хроники Акаши, среди них: Чарльз Вебстер Лидбитер, Эдгар Кейси, Анни Безан, Алиса Бейли, Самюэль Аун Веор, Вильям Лилли, Манли Палмер Холл, Лилиан Тримонт, Джордж Хант Вильямсон, Рудольф Штейнер, Макс Хайндель и Елена Петровна Блаватская.

[править] Возможные подтверждения существования Хроник

Теософы утверждают, что Хроники Акаши существуют с момента Творения. Люди, верящие в существование хроник, приводят примеры с их использованием, включая такие:

  • Веды и санскрит были извлечены из Хроник Акаши
  • Египтяне, которые могли читать Хроники, занимали высокие посты и помогали фараонам в ежедневных делах и толковании снов
  • Культуры Друидов Ирландии, Шотландии, Уэльса и Англии (???-500(прибл.)) имели доступ к Хроникам
  • В Библии Хроники Акаши упоминаются как Книга Жизни как в Старом (псалм 69:28), так и в Новом Завете (К Филлипийцам 4:3, Откровение 3:5, 13:8, 17:8, 20:12, 20:15, а также Откровение 21:27 — «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни»)
  • В 25 документе Книги Урантии описываются хранители райских архивов и небесные архивариусы. В книге говорится, что во вселенных действуют архивариусы, записывающие как формальную, так и живую информацию. От Урантии (название планеты Земля в небесных мирах) и до Рая встречаются оба типа записей: в локальной вселенной письменная информация преобладает над живой, в Раю больше живых свидетельств. Каждое значительное событие подлежит регистрации. В то время как события исключительно локального значения регистрируются только в локальном архиве, более важные события планет, систем и созвездий, имеющие значение для всей вселенной, передаются в столицу локальной вселенной, а из столиц локальных вселенных поступает информация, подлежащая регистрации на более высоком уровне. Соответствующий сводный архив есть и в Раю.

[править] Критика

Поскольку существование Хроник Акаши не может быть подтверждено эмпирически, изучение указанных Хроник не рассматривалось в качестве сколько-нибудь серьёзной научной дисциплины. Данное направление знания является неакадемическим. Кроме того, ни христианские, ни индуистские или ведические традиции не считают, что их священные тексты основаны на какого-либо рода хрониках Акаши.

[править] Хроники Акаши в современной популярной культуре

Несмотря на неакадемичность Хроник Акаши с сугубо научной точки зрения, они получили довольно широкую популярность в современной культуре, фантастике и фэнтези. Зачастую в фантастике и псевдонаучной литературе используется более «научный» термин — акашическое поле (англ. Akashic Field).

[править] Примечания

  1. Иногда в литературе используется менее корректная форма прилагательного «акашеический».