Кибела

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск
Статуя Кибелы в Мадриде

Кибела (греч. Κυβέλη, лат. Cybele), Цибела, иногда Кибеба (греч. Κυβήβη) — в греческой мифологии[1] богиня [2] фригийского происхождения, близкая по своим функциям богине Рее и иногда отождествлявшаяся с ней. Носила также имена: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов. Согласно Страбону, получила свое имя от Кибел[3]. Её храм в Сардах упоминает Геродот [4].

Содержание

[править] Мифы о Кибеле

Мифы о Кибеле связаны с историей Аттиса.

Кибела родила от Иасиона Корибанта. После смерти Иасиона Дардан, Кибела и Корибант перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились во Фригию. [5]. Кибела от Олимпа родила Алку, которую назвала богиней Кибелой [6]. Либо это девочка, вскормленная на горах зверями и получившая имя от горы Кибелы, подруга Марсия, возлюбленная Аттиса. Когда ее отец убил Аттиса, она побежала по стране с тимпанами, дошла до Нисы, там ее полюбил Аполлон и преследовал до гипербореев [7].

Пиндар написал ей дифирамб [8]. Среди авторов элегий был крайне популярен рассказ о жреце Кибелы и льве [9].

[править] Кибеба

Кибеба - древнее имя Кибелы [10]. В лувийских надписях IX в. до н.э. божество Ати Купапа упомянута на рельефе с изображением Тархунта [11].

[править] Матерь богов

В микенских текстах встречается te-i-ja ma-te-re (? Theiai matrei, Матерь богов) [12].

Её упоминает Пиндар [13]. Ее статую создал Фидий [14]. Храм ее в Пессинунте, называемый Агдистис, где похоронен Аттис [15], а также храм в Анагирунте (Аттика) [16]. Ей посвящены XIV гимн Гомера и XXVII орфический гимн [17].

[править] Диндимена

Диндимена (Диндимида) - распространённый эпитет Матери богов [18], по названию горы Диндим над городом Пессинунт [19]. Святилище Диндимены на горе над Кизиком основали аргонавты [20]. Храм богини-матери Диндимены в Фивах воздвигнут Пиндаром [21].

[править] Культ Кибелы

Первоначально фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии). Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили; её любимцем является прекрасный юноша Аттис; кабиры также находятся в некотором отношении к её культу. Через посредство греческих колоний в Малой Азии культ Кибелы рано проник и в Грецию, где она была отожествлена с критской матерью Зевса, Реей, и обыкновенно называлась «великой матерью богов».

Богиня требовала от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в восторге и экстазе, когда жрецы наносили друг другу кровавые раны, а неофиты оскопляли себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини.

Кибела появлялась всегда на золотой колеснице, с короной в виде зубчатой башни на голове, в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер (львы были впряжены и в её колесницу). Она — владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.

В Афинах ей был посвящен храм, с её названием, работы Фидия или Агоракрита.

Культ Кибелы в Риме был введён в 204 до н. э. в конце Второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на восток. Согласно изречению «Сивиллиных книг», торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно, метеорит), из её храма в Пессинунте. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Самим римлянам сначала было запрещено принимать участие в обрядах культа Кибелы; распространяться между ними он начал лишь во времена Империи. Особенно много народу привлекали искупительные жертвы Кибеле: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычьей или бараньей кровью). Культ Кибелы слился с чисто римским представлением о богине посевов и жатвы Опс. Празднества в честь Кибелы были наиболее пышными в эпоху империи, когда особое развитие получил религиозный синкретизм и Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства.

Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у нее тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окружённом львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве.


[править] Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.647; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 1
  2. Еврипид. Вакханки 79
  3. Страбон. География XII 5, 3 (стр.567)
  4. Геродот. История V 102
  5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 49, 2
  6. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 49, 3
  7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека III 58-59 // Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.455-456, 544
  8. Пиндар, фр.80 Бергк
  9. Псевдо-Симонид. Эпиграмма 59 Пейдж и другие
  10. Лукан. Фарсалия I 600; Фульгенций. Мифологии III 5
  11. Баюн Л.С. Этнокультурные контакты в древней Малой Азии: Фригия, Юго-Восточная Анатолия, Северная Месопотамия. // Вестник древней истории. 2007. № 4. С.157
  12. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.140
  13. Пиндар. Пифийские песни III 79; дифирамб 1, ст.8; фр.95
  14. Павсаний. Описание Эллады I 3, 5
  15. Павсаний. Описание Эллады I 4, 5
  16. Павсаний. Описание Эллады I 31, 1
  17. См. также Лукреций. О природе вещей II 594-643.
  18. Геродот. История I 80; Павсаний. Описание Эллады IX 25, 3; Страбон. География X 3, 12 (стр.469); См. Нонн. Деяния Диониса XV 397.
  19. Страбон. География XII 5, 3 (стр.567)
  20. Страбон. География XII 8, 11 (стр.575)
  21. Павсаний. Описание Эллады IX 25, 3