Православие
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение» или «правильное учение») — религиозный термин, который может использоваться в 4-х близких, но отчётливо различных значениях:
- 1. Исторически, а также в богословской литературе, иногда в выражении «православие Иисуса Христа», обозначает апробированное вселенской Церковью учение — в противоположность ереси. Терминологическое значение закрепилось в конце IV века[1] и в доктринальных документах часто употреблялся как синоним термина «кафолический» (греч. καθολικός).
- 2. В современном широком словоупотреблении обозначает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов.
- 3. Совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение (лат. Communicatio in sacris).
- 4. В современном русском просторечии употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.
Лексикологически неверно в русском языке употреблять термины «ортодоксия» или «ортодоксальный» как синоним православия[2], хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской литературе, обычно вследствие ошибочного перевода слова «по созвучию» с европейских языков.[3]
[править] Смысл термина и границы понятия
Преподаватель Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковский[4]:
Православие хочет быть полным
откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и
значит — правильно. В этом смысле православие есть «правое исповедание» —
ορθο-δοξία — потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само
видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному
богатству и со всеми особенностями. <…>
По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями. Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу. По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них. <…> Православие не имеет «символических книг» в техническом смысле <…> Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда — какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?! <...> Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству. В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» (Откр. 21.6) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира. |
[править] Основные догматические и канонические положения
[править] Догматика
Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский символ веры.
- Спасение чрез испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа)
- Единосущие Лиц Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Дух Святой
- Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2-й член Символа)
- Боговоплощение (3-й член Символа)
- Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 12-й члены Символа)
- Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9-й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф.5:23)
- Вера в ангелов и молитвенное предстательство святых.
[править] Канонические устройство и нормы
Основные канонические нормы и институты:
- Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии).
Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления» (81-е[5] и 6-е Правила святых Апостолов [6], а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнарха православных подданных султана).
- Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века.
- Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 48-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.
[править] История формулирования вероучения
Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола как свою историю.
Православное вероучение, по убеждению его приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось о́росами (дословно — граница, вероучительными определениями) вселенских, а также некоторых поместных, Соборов.
Выделение православия на фоне появляющихся ересей начало оформляться в II—III веках н. э. Православие противостояло гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему божество Иисуса Христа).
Ведущую роль в работе первых 4-х Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими императорами и обычно проходили под их административным председательством.
- 325 — Первый (Никейский) Вселенский Собор: утвердил догмат единосущия Сына со Отцем; осудил ариан. Важную роль сыграл Афанасий Великий.
- 381 — Второй Вселенский Собор: единосущие Святого Духа со Отцом и Сыном; новая редакция Никейского Символа.
- 431 — Третий (Ефесский) Вселенский Собор: осуждение ересей Нестория и Пелагия, осуждённого ранее на Карфагенских Соборах 416 года; постановил именовать Деву Марию Богородицею (греч. Θεοτόκος).
- 451 — Четвёртый (Халкидонский) Собор: осуждение как несторианства, так и монофизитства (ересь архимандрита Евтихия). Собор утвердил догмат, что Иисус Христос есть истинный человек, во всём подобен нам, кроме греха; по воплощении Он имеет одно Лицо (ипостась) и два естества, соединённые в Нем «неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно» — томос св. папы римского Льва[7].
- 553 — Пятый Вселенский Собор: персональное осуждение некоторых монофизитов и их сочинений.
- 680 — Шестой Вселенский Собор: осуждение монофелитов. К нему примыкает Трулльский Собор, составивший кодекс канонического права Церкви на Востоке.
- В средине VIII века Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение православной веры» — первая богословская систематизация христианского вероучения[8].
- 787 — Седьмой Вселенский Собор: восстановление иконопочитания; честь, воздаваемая образу, переходит к первообра́зному, и поклоняющиеся иконе поклоняются существу, изображённому на ней.
- 11 марта 843 на поместном Соборе в Константинополе по случаю окончательного восстановления иконопочитания составлен чин Торжества Православия, совершаемый ежегодно в Неделю Торжества православия (первая Неделя Великого поста). Анафематизмы и многолетия чина могут рассматриваться как формула Православия как веры Церкви (πίστις τῆς εκκλησίας).
- 879 — поместный (у греков часто именуется Восьмым Вселенским) Собор в храме Святой Софии: восстановление на патриаршем престоле Фотия; осуждение каких бы то ни было изменений в Символе веры.
[править] Распространение
Православие исторически традиционно распространено на Балканах среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также гагаузов, грузин, абхазов, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел и некоторых других (см. также в статье Религия в России).
Численность приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта членов Церкви; приблизительные оценки начала XXI века обычно называют цифры в диапазоне 225—300 миллионов человек [9][10][11][12], что делает православие вторым, после Римско-католической церкви, христианским сообществом.
В современном мире к странам с большинством православного населения можно отнести: Белоруссию, Болгарию, Боснию и Герцеговину (особенно в Республике Сербской), Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно в Северном Казахстане, в Осетии и на Алеутских островах американского штата Аляска. Также присутствует в Эстонии, Латвии, Киргизии и Албании.
[править] Православная Церковь
Источник внутреннего права Церкви, наряду со Священным Писанием, — Священное Предание, которое включает в себя каноны различного происхождения, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви. Традиционное понимание и толкование Писания — в контексте и единстве с Преданием.
Православная Церковь составляется сообществом поместных Церквей — автокефальных и автономных. Каждая автокефальная Церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) Церкви.
[править] Поместные автокефальные Церкви
Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных Церквей возник после Великого церковного раскола: прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место (primus inter pares) перешло престолу Патриархов Константинопольских. Во втором тысячелетии н. э. возник ряд новых автокефальных Церквей, идущих в диптихах по Иерусалимском Патриархате. С конца XX века существует 14 общепризнанных и одна признаваемая некоторыми автокефальных Церквей (диптих в версии Московского Патриархата):
- Константинопольская
- Александрийская
- Антиохийская
- Иерусалимская
- Русская
- Грузинская
- Сербская
- Румынская
- Болгарская
- Кипрская
- Элладская (Греческая)
- Албанская
- Польская
- Чешских земель и Словакии
- Православная Церковь в Америке — в автокефальном статусе признана Московским Патриархатом и некоторыми иными славянскими Церквами.
- См. также статьи Автокефальная церковь и Автономная церковь.
Пределы поместных Церквей традиционно имеют тенденцию сообразовываться с границами национально-государственного размежевания, но определённой нормы в отношении данного вопроса нет. Так, Московский Патриархат, исторически всегда имевший юрисдикцию в пределах Российского (Московского) государства, после распада СССР в 1991 году простирает свою исключительную юрисдикцию на многие страны бывшего СССР.
На основании некоторых канонических положений (Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского Собора, 34-е Правило Святых апостолов) Константинопольский Патриархат с 1920-х годов полагает, что вся православная «диаспора» должна находиться в его окормлении (церковной юрисдикции), а православные общины на территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции государств (то есть ставшие суверенными государствами), имеют право на организацию в составе автономной Церкви под её верховной юрисдикцией. Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский Патриархат в феврале 1996 года совершил «Патриаршее и Синодальное Деяние o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии», которое, в частности, гласило: «проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях.»[13] Примечательно, что эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия: «Это обычное дело — менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства.» (См. также Варфоломей и Русская Православная Церковь и в статье Русская Православная Церковь при Патриархе Алексии II.) Официальный представитель Московской патриархии в августе 2008 года заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами.»[14]
В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между МП и КП возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие реорганизации последним своей Гонконгской митрополии с включением в её состав территории Китайской Народной Республики, что Священный Синод РПЦ на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как «посягательство на права Китайской Автономной Православной Церкви»[15][16], которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается Московским Патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции. Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных (канонической и неканонических) украинских юрисдикций в Киеве, в рамках торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» Вселенский Патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии Московскому Патриархату в 1687 году была обусловлена «аннексией»[17][18] Украины Московским Царством.
Ряд Церквей (в частности, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский Патриархаты) имеют епархии и приходы вне территории своей основной юрисдикции — в так называемой «диаспоре»; другие же Церкви (Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская) таких структур не имеют. Практика распространения юрисдикции на этническую диаспору создаёт ситуацию, при которой «нарушается принцип канонических территорий и вмешательство одной поместной Церкви в дела другой становится неизбежно.»[19]
По вопросу о порядке дарования автокефалии также не существует ясно сформулированных общепризнанных норм, что порождает конфликтные ситуации как между самопровозглашёнными автокефалиями и их кириархальной Церковью, так и между Константинопольским Патриархатом и Московским Патриархатом, который настаивает на праве всякой автокефальной Церкви даровать автокефалию своей части. В Констатинопольском Патриархате придерживаются мнения, что учреждение автокефалии есть прерогатива вселенского собора, и рассматривают все позднейшие автокефалии (после 787 года) как подлежащие утверждению таковым[20].
С сентября 1961 года[21], когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание[22], с перерывами, ведётся практическая подготовка Всеправославного Собора, который бы разрешил ряд общецерковных вопросов и проблем; но перспектива его созыва остаётся неопределённой.
После 1991 года, несмотря на численный рост и возрастание влияния внутри России, геополитические позиции Московского Патриархата, в церковно-политической орбите которого после Второй мировой войны находилось большинство поместных Церквей коммунистического блока, а также отчасти Антиохийский Патриархат, неуклонно ослабевают[23], что было продемонстрировано 9 октября 2007 года в Равенне на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, когда вследствие своего демарша[24][25] Московский Патриархат оказался в полной изоляции: все прочие поместные Церкви поддержали линию Константинопольской Церкви[26][27][28]. Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), представитель Константинопольского Патриархата и сопредседатель Смешанной комиссии, подчеркнул, что в итоге Московский Патриархат оказался «в изоляции, ибо ни одна другая православная Церковь не последовала его примеру»[29][30]. Ослабление влияния Московского Патриархата происходит также и на территории бывшего СССР (без Грузии)[31], которую он считает своей «канонической территотрией».
Предпринятые в начале 2000-х попытки Московского Патриархата подчинить своей юрисдикции приходы Западноевропейского Экзархата во Франции, а также предотвратить переход в Экзархат (в составе Константинопольского Патриарахата) значительной части приходов Сурожской епархии закончились неудачей.
[править] Старообрядческие церкви
Церкви русской традиции, отвергшие реформу Патриарха Никона (XVII век) и не имеющие евхаристического общении с сообществом поместных православных церквей. После признания «не бывшими» «клятв» Большого московского собора 1666 г. на старые обряды и придерживающихся их Поместным Собором Московского Патриархата в 1971 год церковное общение восстановлено не было в виду непризнания Старообрядческими церквами каноничности сообщества Православных церквей.
[править] Поповство
Течения, имеющие священство и хиротоническую преемственность.
- Русская Православная Старообрядческая Церковь (уст. Белокриницкое согласие или Белокриницкая иерархия)
- Русская Древлеправославная Церковь (уст. Беглопоповское согласие)
[править] Беспоповство
Течения, считающие, что хиротоническая преемственность пресеклась со смертью последнего епископа, не признавшего реформу патриарха Никона.
[править] Старостильные церкви
Церкви Греции, Румынии, Болгарии, называющие себя «православными» (состоят в расколе с каноническим православием), которые используют юлианский календарь (старый стиль) в богослужении, несмотря на то, что соответствующие признанные поместные православные церкви в их странах используют новоюлианский.
[править] Неканонические структуры
Религиозные объединения, именующие себя автокефальными православными Церквами, но не признанные в таковом качестве.
- Белорусская автокефальная православная церковь
- Македонская Православная Церковь
- Могленская православная болгарская архиепископия (считает себя часть болгарской православной церкви)
- Черногорская Православная Церковь
- Украинская Автокефальная Православная церковь
- Украинская Православная Церковь (Киевский патриархат)
- Украинская Автокефальная Православная Церковь Каноническая
[править] Таинства в Православной Церкви
Сформулированное вычленение из богослужения семи таинств пришло из латинского схоластического богословия в конце XVI века, что было вызвано в Константинополе полемикой с протестантами, а в Москве — сильным влиянием киевской школы (Киево-Могилянская академия) на зарождающееся академическое богословие.
Однако традиция различения таинств от других священнодействий Церкви (монашеский постриг, отпевание, великое водоосвящение и пр.) прочно укоренилась в позднейшем школьном богословии.
Изъясняя 10-й член Символа веры («Исповедую едино крещение во оставление грехов»), имевший широкое хождение в России в XVIII и XIX веках катихизис под названием «Православное исповедание» (первоначальная редакция была написана под руководством Петра Могилы; первое полное издание на греческом в 1667 году) гласит:
Поелику он упоминает о Крещении, первом Таинстве, то дает нам случай рассмотреть седмь Таинств Церкви. Они суть следующие: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Сии седмь Таинств соответствуют седми дарам Духа Святого»[32] |
Примечательно, что, например, Иоанн Дамаскин говорил о двух таинствах, Дионисий Ареопагит — о шести, а митропополит Эфесский Иоасаф (XV) — о десяти.
[править] Православное богослужение и праздники
- См. также статьи Христианское богослужение и Православные праздники.
Под данным термином в просторечии обычно подразумевают христианское богослужение византийской традиции, хотя в исторических формах латинского обряда и иных западных и восточных обрядах нет ничего противного православию. С половины XX века в США и некоторых других странах существуют канонические православные приходы, практикующие западные обряды (См. статью Западный обряд в православии).
Исторически сложившееся богослужение заключает в себе 4 богослужебных круга:
- суточного круга
- седмичного круга;
- неподвижного годового круга;
- подвижного годового круга, сформировавшегося вокруг праздника Пасхи.
Важнейшее общественное богослужение в православии — Божественная литургия (в России также называемая «обедней»), во время которой совершается таинство Евхаристии — важнейшее по Крещении таинство Церкви, которое составляет её суть и без которого она немыслима.
Литургический год начинается от Недели Пасхи, которая занимает совершенно особое и исключительное положение в числе праздников.
[править] Дохалкидонские Церкви
В литературе их нередко называют «православными древневосточными (ориентальными)», что неверно как с догматической, так и церковно-канонической точки зрения Православия, ибо они не приемлют определений всех семи Вселенских Соборов и не состоят в евхаристическом общении с Православной Церковью. Однако, необходимо отметить, что слово «православная» входит в самоназвание некоторых дохалкидонских церквей (напр. Сиро-яковитской[33], коптской[34], эфиопской[35]).
[править] Возможность спасения инославных
Православные не считают, что все инославные не спасутся[36]; но принята точка зрения, что отпавшие от Церкви лишают сами себя надежды на спасение как «самоосужденные» (Тит.3:10-11). Подробнее: смотрите документ, принятый Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 года, «Основные принципы отношения к инославию»:
1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова.
1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой.
2.4. Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем «христианским миром».
[править] Отношение к современной Римской Церкви
В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян» еретиками, исказившими Символ веры путём самочинного позднейшего прилога Filioque, или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами — по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской Церкви[37]. Православная Церковь не приемлет ряд иных догматических положений Римско-Католической церкви: догмат о непорочном зачатии Девы Марии, учение о чистилище, догмат о телесном вознесении Божией Матери[38]. Православие традиционно, в принципе, признаёт права́ светской власти в церковных (но не вероучительных) вопросах — концепция симфонии духовной и светской властей (См. статью Цезаропапизм); Римская Церковь ещё со времён раннего средневековья выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью[39] (См. в статье Папство).
В декабре 1965 года Вселенским Патриархом Афинагором и Римским Папой Павлом VI и их Синодами были сняты взаимные анафемы 1054 года и подписана «Совместная декларация»[40]; «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не привёл к преодолению разделения (восстановлению евхаристического общения)[41].
С мая 1980 года[42] время от времени проходят встречи Смешанной богословской православно-римско-католической комиссии по диалогу между поместными Православными Церквами и Римско-Католической Церковью[43].
[править] Примечания
- ↑ В христианском контексте термин ὀρθοδοξία встречается уже в сочинениях апологетов II века (в частности, Климента Александрийского).
- ↑ Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под редакцией Г. Н. Скляревской. — М.: Эксмо, 2007, стр. 690: «Ортодоксальный — книжн. Неуклонно (обычно некритически) следующий какому-л. учению, мировоззрению; не допускающий отклонений от них; отражающий приверженность им.»
- ↑ Сергий (Воскресенский) II (см. перевод последнего названия в списке «Литература»)
- ↑ Глубоковский Н. Православие по его существу. СПб., 1914; М., 1991, стр. 11—13
- ↑ Правило 81 святых Апостолов
- ↑ Правило 6 святых Апостолов
- ↑ Догмат шестисот тридесяти святых отец четвертаго вселенскаго собора, Халкидонского. (Книга правил, стр. 5)
- ↑ Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Москва, 1992
- ↑ The Green Patriarch - Bartholomew I (англ.). БиБиСи (12 июня 2002). — The spiritual leader of the world's estimated 300 million Orthodox Christians, Bartholomew I. Проверено 26 марта 2009.
- ↑ Bartholomew Archbishop of Constantinople, New Rome and Ecumenical Patriarch (англ.). сайт Вселенской патриархии. — As Ecumenical Patriarch he transcends every national and ethnic group on a global level and today is the spiritual leader of approximately 250 million faithful world-wide. Проверено 26 марта 2009.
- ↑ Religious Bodies of the World with at Least 1 Million Adherents
- ↑ about.com
- ↑ ЖМП. 1996, № 3.
- ↑ Политические решения не определяют изменения канонических территорий Церквей, отмечают в Московском патриархате в связи с признанием независимости двух республик. Интерфакс (26 августа 2008). Проверено 27 августа 2008.
- ↑ Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением Константинопольского Патриархата об учреждении епархиальной структуры на территории Китайской Автономной Православной Церкви 15 апреля 2008 г.
- ↑ Притязания Константинополя на территорию Китайской православной церкви неправомерны — Московский патриархат 16 апреля 2008 г.
- ↑ Звернення Його Всесвятості Патріарха Константинопольського Варфоломія I до Українського народу На официальном сайте Президента Украины 26 июля 2008 г.
- ↑ ДОКУМЕНТ: Обращение Вселенского Патриарха Варфоломея к украинской нации. Русский перевод на сайте portal-credo.ru 26 июля 2008 г.
- ↑ Фундамент, уходящий из-под ног. Окормление православной русской диаспоры сталкивается с каноническими трудностями. статья протоиерея Игоря Шитикова в НГ Религии от 16 апреля 2008 г.
- ↑ По вопросу о порядке дарования автокефалии см. переписку Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена с Архиепископом Северной и Южной Америки Иаковом и Патриархом Константинопольским Афинагором в связи с дарованием 10 апреля 1970 года Московским Патриархатом автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке: Пимен Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. 1957—1977. Издание Московской Патриархии. М., 1977, стр. 154—164.
- ↑ Идея созыва «Вселенского Собора» (в рамках Православной Церкви) выдвигалась Константинопольским Патриархатом и ранее: в конце 1860-х (в связи с болгарской схизмой), но была отвергнута российским правительством; в июне 1930 года в Ватопедском монастыре заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора, на которую были приглашены от Российской Церкви как обновленцы, так и Патриархия митрополита Сергия (Страгородского), но намеченный на на июнь 1932 года Предсобор не состоялся.
- ↑ Комиссия по подготовке Всеправославного Собора продолжает свою работу mospat.ru 4 марта 1999.
- ↑ Чтобы всех воедино собрать…. НГ Религии (1 апреля 2009). — Претензии Константинополя на лидерство в православном мире зависят от позиции США. Проверено 11 апреля 2009.
- ↑ Делегация Московского Патриархата покинула заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу Официальный сайт МП 10 октября 2007 г.
- ↑ Документ по итогам православно-католического заседания в Равенне подписан в отсутствие делегации Московского Патриархата Официальный сайт МП 17 октября 2007 г.
- ↑ Члены православно-католической комиссии в Равенне подписали итоговый документ в отсутствие делегации РПЦ NEWSru.com 16 октября 2007 г.
- ↑ Pope Calls for Prayers After Orthodox Walk-Out Catholic News Service 11 октября 2007 г.
- ↑ Представитель РПЦ обвиняет Константинопольский Патриархат в срыве православно-католического диалога NEWSru.com 22 октября 2007 г.
- ↑ Progress in dialogue with Catholics, says Ecumenical Patriarchate new.asianews.it 19 октября 2007 г.
- ↑ Ecumenical progress, Russian isolation, after Catholic-Orthodox talks CWNews.com 19 октября 2007 г.
- ↑ РПЦ хлопнула дверью в Европу. Коммерсантъ (13 октября 2008). — «Московский патриархат вышел из европейского объединения из-за Эстонии.». Проверено 23 октября 2008.
- ↑ Цит. по Православное исповѣданиiе каѳолической и апостольской Церкви Восточной. Москва, 1900, стр. 66.
- ↑ Сириакск. ‘Idto Suryoyto Trisut Šubho
- ↑ Коптск. Ti eklyseya en remenkimi en orthodoxos ente alexandrias
- ↑ Амхарск. Yäityop’ya ortodoks täwahedo bétäkrestyan
- ↑ Васечко В.Н. Сравнительное богословие
- ↑ Глава 3: Притязания Римского епископа на главенство в Церкви Вселенской. Римский епископ как папа. Из курса лекций по сравнительному богословию священника Максима Козлова.
- ↑ Апостольская Конституция, определяющая догмат о Вознесении Богородицы. 1 ноября 1950 г.
- ↑ Глава 5: Борьба пап за независимость от светской власти и за обладание светской властью в XI—XIV веках. Из курса лекций по сравнительному богословию священника Максима Козлова.
- ↑ Совместная декларация Римско-Католической Церкви и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия взаимных анафем
- ↑ Архиепископ Иларион (Алфеев). Великая Схизма: православный взгляд // «НГ Религии», 15 июля 2009.
- ↑ ЖМП. 1980, № 9, стр. 8.
- ↑ Девятое заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Католической Церковью в Белграде 27 сентября 2006.
[править] См. также
Портал «Православие» | |
Православие в Викитеке? | |
Православие на Викискладе? | |
Православие в Викиновостях? |
[править] Ссылки
- Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви (адаптированная редакция)
- Открытая православная энциклопедия «Древо»
- Библиотека православного христианина «Благовещение»
- Православное христианство — каталог православных ресурсов
- Православие.Ru
- Православный портал Предание.Ру
- Седмица.ру — Православная энциклопедия
- Православная энциклопедия «Азбука веры»
- Сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
- Православие и Мир
Автокефальные | Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехословацкая • Элладская | |
---|---|---|
Автономные | Синайская • Финляндская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная) | |
Самоуправляемые в составе РПЦ |
Китайская • Латвийская • Молдавская • РПЦЗ • Украинская (МП) • Эстонская (МП) | |
Самоуправляемые в составе КП |
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США • прочие: Абхазская • Бессарабская • Охридская | |
Неканонические юрисдикции |
Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская православная церковь • Русская истинно-православная церковь • Старообрядцы • Старостильные церкви (Болгарские • Греческие • Румынские) • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (обновлённая) • Украинская АПЦ Каноническая • Черногорская ПЦ |