Протестантизм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Проверить
нейтральность.
На странице
обсуждения должны быть подробности. |
В этой статье не хватает ссылок
на источники информации.
Информация должна быть проверяема,
иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. |
Протестантизм |
Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство
Пуританство · Баптизм · Пиетизм · Пятидесятничество · Харизматизм Ривайвелизм · Методизм · Евангелизм · Ученики Христа |
Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.
Содержание |
[править] Название
В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов Германии последовал протест, от чего и произошёл термин «протестантизм».
[править] Вероучение
[править] Доктрины
Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов только лишь верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых). Протестанты отвергают, как противоречащую Библии, идею о возможности для человека получить прощение с помощью добрых дел.
Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.
Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.
Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).
[править] Организация
Протестанты считают основой своей веры прежде всего Библию — Книги Священного Писания. Это — непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Цареградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.
[править] Обряды и таинства
В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений Вселенских Соборов).
Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.
[править] История
Реформация |
Движения и деноминации
Ключевые
события
|
Протестантизм возник как течение, оппозиционное по отношению к Католической Церкви, в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству, поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. В основе этого течения лежали, несомненно, как собственно религиозные, так и политические и экономические причины. Реформация стала знаменем буржуазных революций в Нидерландах и Англии.
Предшественниками Реформации считаются профессор Оксфордского Университета Джон Уиклиф (1320-1384), отстаивавший приоритет Св. Писания по отношению к Св. Преданию, а также его последователь профессор Пражского Университета Ян Гус (1371-1415).
Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.
[править] Богословие
Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII-XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).
Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:
- Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
- Книга Согласия 1580 года (Германия)
- Каноны Дортского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
- Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).
Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.
Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.
[править] Распространение протестантизма
Со времен Реформации идеи протестантизма проникли практически во все страны мира, и на сегодняшний день, в большей или меньшей мере, протестантские конфессии имеют своих последователей практически во всех странах.
В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).
Протестантизм — одна из немногих религий, распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15-20% населения Бразилии, 15-20% населения Чили, около 20% населения Южной Кореи приняли протестантизм[1].
Как такового единого центра протестантизма не существует, организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.
[править] Взаимоотношения с другими конфессиями, внутрицерковные дискуссии и атеистический взгляд
[править] Со стороны православных и католиков
Споры о протестантизме другими христианами велись с самого начала его существования.
Основные моменты разногласий или критики протестантизма со стороны православных и католиков. Аргументы сторонников протестантизма выделены курсивом.
[править] Вероучение
Наиболее фундаментальным недостатком протестантской доктрины православные и католики считают отрицание той роли Священного Предания, которое оно имеет в православии и католицизме. По их мнению, благодаря Священному Преданию Святыми Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нового Завета. Иными словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания по которым они были приняты.[2][3] Сами же протестанты отрицают роль Священного Предания в формировании канона, считая, что канон был сформирован под руководством Духа Святого[4].
Многие католики и православные считают, что протестанты отвергают Священное Предание полностью. Однако это характерно не для всех протестантов. В реальности скрупулёзно следуют исключительно Священному писанию только меннониты, мессианские иудеи и часть баптистов. Большинство протестантов, признающие определённую роль Священного Предания в христианстве, при этом, в отличие от православных и католиков, на первое место ставят Священное Писание, а не Священное Предание в качестве толкователя Священного Писания. Предания же противоречащие Писанию (у разных деноминаций понимание этих противоречий различно) в расчёт не принимаются. В настоящее время некоторые протестантские церкви уже фактически более следуют учениям своих пастырей, а не Священному писанию (характерный пример здесь — Церковь «Новое поколение» харизматского пастора А.C. Ледяева[5]).
Учение протестантизма о том, что для спасения достаточно только веры (лат. Sola fides) и благодати Божьей католиками и православными отвергается.
[править] Организация
По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства[6]. Отсутствие апостольского преемства не признается самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств, так как церкви в этих странах образовались путём полного отделения местных епархий (вместе с епископами, священниками и паствой) от РКЦ. По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией, — известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви (пример — Украинская православная церковь Киевского патриархата).
Протестанты не признают деяний третьего — седьмого Вселенских соборов[7]. Де-факто все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского, являясь тринитариями и исповедуя Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры. Именно поэтому Мормонов и Свидетелей Иеговы не относят к протестантам — не являясь тринитариями, они не могут быть христианами и соответственно, протестантами.
Большинство протестантов отрицают монашество, иконы и почитание святых. Монастыри есть у лютеран и англикан, так же не отрицаются этими конфессиями святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.
[править] Обряды
По мнению православных критиков, отсутствие обрядов и ритуалов, характерных для православия, делает протестантскую религию «неполноценной[8][9], ущербной и нестабильной»[10], приводит протестантизм к бесконечному дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму[11] (развившемуся именно в преимущественно протестантских странах[12]).
[править] Образ жизни, вопросы этики и морали
По мнению критиков, протестантский рациональный коллективизм пренебрегает послушанием Богу и выражается в греховном и постыдном человекоугодничестве, например: некоторые протестанты Западной Европы венчают гомосексуалистов, разрешают аборты, наркотики, эвтаназию, суицид (самоубийство) и др.
Данные явления в настоящее время все более и более становятся нормой в развитых странах Запада и все более сильное разлагающее влияние оказывают на церковную жизнь в тех странах (есть даже соответствующий термин для данных проявлений — «обмирщение Церкви»). Таких «протестантских» церквей в западном обществе становится с каждым годом все больше и больше. Однако это уже маргинальный протестантизм, не имеющий ничего общего ни с классическим протестантизмом, ни с христианством в целом. «По плодам их узнаете их». В настоящее время даже некоторые классические протестантские церкви маргинализируются, например, Лютеранская Церковь Швеции (имеющая, как было сказано выше, апостольское преемство) одобряет однополые браки. Протестантские церкви государств СНГ и Прибалтики в данных вопросах гораздо более консервативнее, современные западные веяния их коснулись в меньшей степени[13].
[править] Атеистический взгляд
Так же часто протестантские церкви критикуются атеистами и представителями традиционных конфессий за навязчивую саморекламу и прозелитизм[14]. Хотя прозелитизм и осуждён Всемирным советом церквей, на практике миссионеры некоторых протестантских церквей ведут активную пропаганду своих вероучений среди представителей традиционных конфессий. Например, уже упомянутый пастор церкви «Новое Поколение» А. С. Ледяев, формально толерантно относясь к руководству РПЦ[15], в своих проповедях и выступлениях регулярно жёстко критикует православие, нередко опускаясь до банальных нападок на православную Церковь[16]; так же неоднократно он именовал себя апостолом и призывал построить общество, где каждая сфера жизни руководилась бы людьми определённой конфессии[17]; на голосовании в лучших деятелей Латвии прозывал голосовать за себя жителей других стран[18]. Естественно, что такое поведение известного протестантского пастора неизбежно становится объектом контркритики[19]. Представитель другого течения протестантизма - баптист Том Карл Уиллер в своей книге «Псевдохристианство»[20] указывает, что «вероучения таких крупных экуменических групп, как либерального протестантизма во Всемирном Совете церквей, Римско-католической и Восточной православной (русской и греческой) церквей противоречат основным фундаментальным доктринам Священного Писания», тем самым фактически приравнивая названные христианские церкви (в том числе и протестантские, входящее в ВСЦ) к псевдохристианским религиозным организациям.
Объектом критики часто становятся и массовые «евангелизации» или крусейды, проводимые некоторыми известными протестантскими служителями, в частности американским проповедником Бенни Хинном[21][22][23].
Последовательными критиками прозелитских методов протестантов и протестантизма в целом являются А. И. Осипов (русский богослов) и А. Л. Дворкин (антикультист, сектовед, активист).
[править] Со стороны правозащитных организаций
Критике со стороны правозащитных обществ в настоящее время подвергаются главным образом консервативные протестантские церкви (в том числе церковь «Новое Поколение»), запрещающие разводы, аборты, внебрачные половые связи и гомосексуализм.
[править] В массовой культуре
В современной западной массовой культуре образ верующего-протестанта часто используется как пример сильно консервативного религиозного человека, например Нед Фландерс в сериале Симпсоны.
[править] См. также
[править] Ссылки
[править] Литература
- Ревуненкова Н.В. Протестантизм. - СПб.: Питер, 2007.
[править] Примечания
- ↑ Religions (most recent) by country.
- ↑ Священник Вячеслав Рубский. ПРАВОСЛАВИЕ — ПРОТЕСТАНТИЗМ. Штрихи полемики.
- ↑ Игорь Скерцо. Вопрос о Церковном предании.
- ↑ http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Article/Haxel_BogInsp.php
- ↑ Заявление Российского объединенного Союза христиан веры евангельской по деятельности пастора церкви «Новое поколение» г.Рига А.Ледяева.
- ↑ http://www.krotov.info/libr_min/b/bukgakovs.html
- ↑ http://onechurch.narod.ru/txt/chr_rec.htm
- ↑ http://www.sv-krest.ru/apologet/sravnenie/
- ↑ Иерей Олег Давыденков. Катехизис. Курс лекций. ПСТБИ. Москва, 1998 год
- ↑ 1. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Москва, 1997 год
- ↑ http://www.fos.ru/religion/table5336.html
- ↑ [1]
- ↑ На совещании ОБСЕ в Варшаве российские протестанты активно выступили против пропаганды гомосексуализма.
- ↑ http://www.reveal.ru/contentid-132.html
- ↑ Алексей Ледяев поздравил патриарха Кирилла с избранием.
- ↑ Интервью пастора А. С. Ледяева на сайте Балтийского Бюро Информации.
- ↑ «Новый мировой порядок», книга пастора А. С. Ледяева.
- ↑ http://www.bible.com.ua/news/r/22681
- ↑ http://www.zip.org.ua/talent/nmp.htm
- ↑ .http://www.blagovestnik.org/books/00361.htm
- ↑ Г. Г. Гроздов Пластмассовое христианство.
- ↑ http://www.charisma.org.ru/324.html#more-324
- ↑ http://www.apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=6&id2=31