Суфизм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
|
В Википедии есть портал «Суфизм» |
Суфи́зм (также суфийский ислам или тасаввуф (араб. تصوف), предположительно от арабского «суф» (араб. صوف) — шерсть[1], суфий - носящий шерстяной плащ) — религиозное течение в исламе, возникшее в 8-9 вв. и получившее распространение в странах Арабского халифата. Предположительно под этим термином объединяются различные мистические учения возникшие в мусульманской культурной среде с древних времен и по настоящее время. Признавая реальным лишь существование Бога (Аллаха), а окружающие вещи и явления - его эманацией, последователи суфизма объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с Богом, тем самым суфизм имеет схожесть с мировоззрением дхармических религий.
"Соединение с божеством", по учению суфизма происходит в экстазе, до которого должны доводить себя верующие. Специальные телесные практики, в особенности - "суфийский зикр", способны поднять кундалини верующего и открыть у практикующего различные бодхи (сверх силы и мистические способности). В арабо - исламской терминологии "Суфий" — это влюбленный в Истину, тот, кто движется к Совершенству. Движение к некой абстрактной Истине с помощью Любви и Преданности к Богу суфии называют тарикатом (путем).
Для раннего суфизма характерен пантеизм с отдельными материалистическими элементами. Впоследствии под влиянием неоплатонизма, индийской философии и некоторых идей христианства центральное место в суфизме занимают аскетизм и крайний мистицизм.
Содержание |
[править] Суфизм
С точки зрения суфиев, суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника») уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).
Суфийские шейхи (наставники) являются частью цепочки преемственности учения, которая согласно канонам восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза ("печати сердца") от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).
Всё противоречащее Шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в «Мактубат» («Письмена»). При этом имеется ввиду что Шариат как исламская дисциплина и традиции являются составной частью пути.
Богослов аль-Газали (1058—1111) считал, что суфизм — это сама суть ислама.
Богослов Ибн Таймия (1263—1328), неоднозначно относился к суфизму, но полностью в отличие от Ибн абд аль-Ваххаба его не отрицал.
[править] Отличительные особенности
- Проповедь бедности — факр.
- Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.
- Отказ от мирского, отшельничество — зухд.
- Безмолвная молитва — таффакур. (многие суфии считают таффакур более эффективной молитвой чем традиционное исполнение намаза)
- Полагание на волю Аллаха — таввакуль.
- Аллегорическое толкование Корана — та’виль. (подобно другим религиям, ислам учит, что Бог создал человека не для того, чтобы он однажды умер — через Коран проходит мысль о возрождении и обновлении. Известный стих из писания гласит: «Он — тот, кто дал вам жизнь, и Он пошлёт вам смерть, а затем снова дарует вам жизнь». Та же идея встречается в Коране как предостережение идолопоклонникам: «Господь создал вас, заботился о вас, затем вы умрёте по Его воле, затем Он вновь даст вам жизнь. Могут ли идолы (которых вы зовете богами) сделать для вас всё это? Слава Господу!» В традиции ислама, однако, эти и другие аналогичные отрывки из Корана, возможно связанные с реинкарнацией, обычно трактуются как обещание воскресения. Частые упоминания в Коране о воскресении, по мнению некоторых исследователей, могут с равной долей вероятности относиться и к реинкарнации.[2][3] Например, в Суре 20:55/57 приводятся слова Бога, обращённые к Моисею: «Мы сотворили тебя из земли, и Мы вновь обратим тебя в землю, и затем вновь сотворим тебя». Некоторые исследователи трактуют смысл данного стиха как тела, которое постоянно создаётся и разрушаются, и души, которае после смерти тела рождается вновь, но уже в другом теле.[2][3])
Исламоведение | |
Разделы | |
[править] Суфии
- аль-Газали (1058—1111) - считается наиболее ярким представителем Суфизма.
- Хасан аль-Басри (642—728)
- Абуль-Касим аль-Джунайд (830—910) — концепция фана — растворения суфия в любви к Богу.
- Хусайн аль-Халладж (858—922) — осознанное растворение себя в Боге.
- Абу Саид Фазл-Аллах — один из первых персидских суфийских поэтов.
- Абу Язид аль-Бистами
- аль-Харакани
- Хаджи Бекташи
- Ахмед Яссави (1103—1166/67)
- Ибн Араби (1165—1240) — автор концепция единства бытия (вахдат ал-вуджуд).
- Джалаледдин Руми (1207—1273)
- Шах Ниматулла (1330—1431)
- Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук (969—1034) по Хиджре
- Кунта-Хаджи Кишиев (1830—1867)
- Джавад Нурбахш (1926—2008)
[править] Ступени пути суфия
- шариат (араб. شريعة) — неукоснительное исполнение законов мусульманской религии
- сулук, тарикат (араб. طريقة) — послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане)
- марифат (араб. معرفة) — познание Бога не умом, а сердцем
- хакикат (араб. حقيقة) — полное постижение истины
[править] См. также
[править] Примечания
[править] Литература
- Абдуль Кадыр Иса. «Истина суфизма». Издательский Дом «Ансар», 2002
- Акимушкин О. Ф. Суфийские братства: сложный узел проблем // Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989, с. 3-7
- Дж. Спенсер Трименгем. «Суфийские ордены в исламе». Москва, 1989 г. 2-е издание, Москва, 2002 г. (научное издание)
- — Глава Орден (Суфии)
- Е. Э. Бертельс. «Избранные труды. Суфизм», Москва, 1965 г.
- Ибн аль-Араби. Мекканские откровения. Спб,2003.
- «Ислам на территории бывшей Российской Империи». Вып. 1-4, Москва, 1997—2003 гг. (Разделы по мистицизму, идущие в алфавитном порядке)
- «Ислам. Энциклопедический словарь», Москва, 1991 г. (Разделы по мистицизму, идущие в алфавитном порядке)
- Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / А. Д. Кныш; пер. с англ. М. Г. Романов. — СПб.: «Издательство „ДИЛЯ“», 2004. — 464 с ISBN 5-88503-232-7
- Суфизм в контексте мусульманской культуры. Москва, «Наука», 1989. 337 с.
- Суфизм. Суфии о суфизме. Услышь флейтиста. Суфийская проза и поэзия. Культура Востока.
- Шиммель, Аннемари. Мир исламского мистицизма. Перевод с английского Н. И. Пригариной, А. С. Раппопорт. Москва, «Алетейа», «Энигма», 1999. 416 стр.
- Эрнст Карл. Суфизм
[править] Ссылки
- Суфийское песнопение в Сомали
- Суфизм. Суфии о суфизме. Суфийская проза и поэзия. - Культура Востока. Услышь флейтиста.
- Суфизм — Статья Фетхуллаха Гюлена в журнале Новые грани, №10
- Происхождение суфизма — Статья Фетхуллаха Гюлена в журнале Новые грани, №11
- Суфий
- Суфизм
- Истинный суфизм
- Философия, история и терминология суфизма (тасаввуфа)
- Суфийская практика и качества суфия
- Притчи, сказки, афоризмы суфиев
- Женщины и суфизм
- Материалы об истинном суфизме, не противоречащем Шариату
Великие суфии |
Суфийская терминология |
Ваджд | Вахдат ал-вуджуд | Гайб | Зикр | Инсан ал-камил | Макам | Нафс | Сама | Силсила | Тарикат | Хакикат | Фана |
Суфийские ордена |
Бекташи | Кадырия | Кубравия | Мевлеви | Накшбанди | Ниматуллахи | Рифаия | Сенусийя | Сухравадия | Тиджанийа | Чишти | Шадилийя | Ясавия |
Суфизм | Портал |