Яхве
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Я́хве (Йа́хве, Я́гве) — одно из предположительных произношений личного имени Бога в Ветхом Завете (Танахе), другой вариант — Иего́ва. Буквенным обозначением этого древнееврейского имени является тетраграмматон (ивр. י-ה-ו-ה).
Содержание |
[править] Произношение имени
Произнесение имени Всевышнего в иудаизме и христианстве табуировано, что, в частности, основывается на библейской заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх.20:7), поэтому истинное (тайное) произношение Имени знал только первосвященник Иерусалимского храма, в молитвах используется обращение Адонай (ивр. אדני, «Господь», «Владыка», «Вседержитель»), в быту — А-шем (ивр. השם, «Имя»). В 70 году н. э. Иерусалимский храм был разрушен римлянами.
Поскольку в древней письменности для иврита нет букв, обозначающих гласные, а огласовка тетраграмматона заимствована у публичного обращения Адонай, то истинное произношение имени Бога остаётся предметом гипотез, достоверно известны лишь буквы Йод-Хей-Вав-Хей (ивр. יהוה, в латинской транскрипции YHWH).
Электронная еврейская энциклопедия также считает произношение Яхве наиболее корректным[1].
Самаритяне сохраняют произношение Yahwe или Yahwa до настоящего времени[2].
Произношение Yahweh с вариантами Yahwoh, Yehwoh реконструируется также по независимым древнесемитским источникам[3].
Наиболее вероятна связь имени с глаголом hyh (ивр. היה; «быть» или «жить»); тем самым оно допускает значение: «Он есть», «Он есть (бог) живой» или «Он даёт жизнь»; предлагались и другие интерпретации, например «роняющий молнии и дождь» или «бог говорящий»[4].
В современном русском языке принято произношение с ударением на первый слог, но для древнееврейского языка типичным является ударение на последний слог, то есть Яхве́[5].
Словарь Брокгауза и Ефрона, и другие словари сообщают, что правильнее произносить русское написание «Иегова» как Его́ва (ср. иена (е́на)). По старым правилам буква «и» в начале слов перед гласными употреблялась вместо нынешней «й». Написание слова осталось старым, а произношение было забыто (в связи с десятилетиями официального атеизма). [6]
[править] Иудаизм
Иегова — имя Божие, под которым Бог открывает Себя человеку (имя откровения) и которое до дня седьмого не упоминалось в Писании. Как слово языка, четырехбуквенное имя Божие Иегова не имеет лексического значения. Четыре буквы, согласно ненаучному истолкованию, представляют собой наложение слов: «был», «есть» и «будет».[7]
Бог открыл это имя Моисею, когда говорил с ним из тернового куста, горевшего не сгорая. Бог сначала назвал Себя Богом, заключившим завет с патриархами (Быт.17:1-14), а затем, когда Моисей спросил у Него, какое Божье имя Он может назвать народу (так как древние полагали, что молитва может быть услышана лишь в том случае, если правильно названо имя того, кому она адресована), Бог сначала сказал: «Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ», а затем сократил это имя до «Я ЕСМЬ» (в русском переводе: «СУЩИЙ») и наконец назвал Себя «Господь» (по-еврейски: Яхве — имя, которое произносится так же, как и выражение «ОН ЕСТЬ»), «Бог отцов ваших» (Исх.3:6,13-16).[8]
В иудаизме и в современном иврите произносится только обращения Адонай и Ашем, другие варианты прочтения Тетраграмматона считаются недопустимыми (и даже оскорбительными).
[править] Христианство
Яхве в православном христианстве — Бог единый в Троице[источник не указан 238 дней]. Яхве называют Отцом, так как Он — Творец, Законодатель, Защитник, Божество, верховный и могущественный Владыка и Патриарх.
Имя Яхве в большинстве христианских религий относят не только к Богу-Отцу, но также и к Иисусу Христу и Святому Духу[источник не указан 238 дней]. Широко распространен также другой вариант транскрипции имени — Иегова.
Произношение «Иего́ва» используется в христианском мире уже более 200 лет и является наиболее распространённым в таком произношении, но в большинстве переводов Библии на русский язык встречается редко. (Исх. 6:3, Исх. 15:3).
[править] Свидетели Иеговы
Свидетели Иеговы уделяют большое внимание повседневному употреблению имени Бога. Они считают имена «Иегова» и «Яхве» вариантами произношения имени Бога, но пользуются только первым ввиду его традиционности. Свидетели Иеговы признают, что правильное произношение имени Бога утрачено, но не считают это помехой для использования имени «Иегова» в поклонении. Не относят они это имя ни к Иисусу Христу, ни к Святому Духу.
[править] Яхве в западносемитской мифологии
По мнению многих историков, почитание Яхве было распространено не только среди древних евреев, ему поклонялись многие другие западносемитские племена. У финикийцев он был известен под именем Йево, отвечал за морскую стихию и считался покровителем Берита (современный Бейрут)[9]. В Угарите Яхве (Йаву) сближался с Йамму[10]; в Библе Яхве почитался под именем Йехи (Йихави). В Ветхом Завете есть упоминание о поклонении Яхве среди соседних евреям мадиамитян (мадьямцев), их жрец Иофор (Йитро) участвовал в обряде всесожжения вместе с Аароном и израильскими жрецами[11].
Предполагают, что в общезападносемитском пантеоне Яхве/Йево был богом водной стихии, возможно, соответствующим аккадскому богу Эа[3].
[править] Супруга Яхве
В период перехода к монотеизму у древних евреев Яхве считался единственным богом, однако имеющим супругу. По одним источникам (например, элефантинским папирусам) ею являлась Анат[12], по другим — Ашера[13][14]. В Ветхом Завете упоминается поклонение древних евреев «Царице Небесной», против чего боролся Иеремия[15]. Археологические данные (частая находка статуэток Ашеры) также говорят о широком распространении её культа у евреев, по крайней мере, до VI века до н.э.[16]
[править] Примечания
- ↑ Статья «Тетраграмматон» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Footnote #11 from page 312 of the 1911 Encyclopedia Britannica reads: «See Montgomery, Journal of Biblical Literature, xxv. (1906), 49-51.»
- ↑ 1 2 Константин Петков. Ещё о подлинной сущности «Сущего»
- ↑ Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.688 (автор статьи: М. Б. Мейлах)
- ↑ Примечание в кн.: Бытие. Исход. М., Российское библейское общество. 2007. С.19
- ↑ О правильном прочтении слова Иегова, как «Егова». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Петербург, 1890—1907.
- ↑ Новая Учебная Женевская Библия
- ↑ Новая Учебная Женевская Библия: «Вот имя Мое»: откровение Бога
- ↑ Мифы народов мира. Электронная энциклопедия. Йево
- ↑ Циркин Ю.Б. Мифы Финикии и Угарита. — М.: АСТ, 2003. — ISBN 5170022808
- ↑ Исх. 18:12, Иосиф Флавий, Ant. Iud. III, 4, 1
- ↑ Bezalel Porten, with J.J. Farber, C.J. Martin, G. Vittman, editors. 1996. The Elephantine Papyri in English: Three Millennia of Cross-Cultural Continuity and Change, Brill Academic, 1996
- ↑ William G. Dever, Did God Have a Wife?, Eerdmans, 2005б ISBN 0-8028-2852-3
- ↑ Thomas L. Thompson, Salma Khadra Jayyusi Jerusalem in ancient history and tradition, p. 139. T.& T.Clark Ltd; illustrated edition, 2004, ISBN 978-0567083609
- ↑ Иеремия 7:17-18, 44:17
- ↑ Finkelstein, Israel, and Silberman, Neil Asher, The Bible Unearthed: Archaeology's New Vision of Ancient Israel and the Origin of Its Sacred Texts, ISBN 0-684-86912-8
[править] Литература
- «Тетраграмма, или Божественное Ветхозаветное имя יהוה» — В. Д. Быстров (арх. Феофан), 1905 г.
- «Тетраграмматон» — Кабанов В. А., 2007
[править] Ссылки
- Константин Петков: Ещё о подлинной сущности «Сущего»