Дата зарождения сказаний о таинственной обители богов и героев - Шамбалы теряется в глубине веков. Древнейшие документы повествуют об этой стране как о священном острове посреди озера из нектара, которое со всех сторон окружено неприступными горными вершинами.
Местонахоождение
этого острова в древних трактатах указывается разное - от Гималаев до пустыни
Гоби. Иные авторы и вовсе говорят, что путь на Белый Остров надо искать в своем
сердце и тогда прилетит золотая птица и умчит ищущего на своих сверкающих
крыльях. Единодушного мнения по поводу того, что же должен увидеть
путешественник, пересекший границу священной земли, тоже не существует - то ли
сияющий великолепием храм всех религий, то ли грубые пристанища монахов-отшельников.
Но несмотря на всю эту расплывчатость, а может быть, и благодаря ей, Шамбала
всегда манила к себе людей, особенно тех, кто достиг высокого духовного
развития и хотел понять свое предназначение и смысл существования на земле.
Судя по всему, первым европейцем, который достиг заветного острова, был древнегреческий философ Пифагор, получивший там браминское имя Яванчария - ионийский учитель. Вслед за ним в I веке нашей эры за ответами на сакральные тайны бытия отправился Аполлоний Тианский из Римской империи - мыслитель, целитель, чудотворец. Некоторые считают, что в свое время он затмевал Иисуса Христа, а иные утверждают, что деяния Аполлония были впоследствии приписаны Спасителю. Греческий автор III века Филострат писал, что, когда Аполлоний вместе со своими спутниками прокладывал путь по горным долинам Гималаев, тропа за ними исчезала, а окружающий ландшафт постоянно изменялся, как в волшебном сне.
Вскоре
они увидели большую скалу, считающуюся в Индии «пупом мира», а на ней крепость,
в которой, по словам встретившего их проводника, жили великие мудрецы.
Аполлоний прожил в священной обители четыре месяца и за это время обучился у
мудрецов ясновидению, астрологии, врачеванию и многим другим тайным наукам.
Вернувшись в Европу, он нашел свое призвание в служении человечеству, объехав
весь культурный мир с проповедями о любви и гуманизме, наставляя людей к
истинной вере, пророчествуя, исцеляя неизлечимо больных и воскрешая мертвых.
После широкого распространения христианства и объявления Аполлония Тианского лжеучителем паломничество на Восток практически прекратилось. Вновь оно набрало «обороты» только к V веку, когда на Соборе в Эфесе был осужден как еретик епископ Несторий. Спасаясь от церкви, сотни его последователей устремились в Китай, Монголию и Индию.
Дальнейшее продолжение этой истории лежит в средневековых легендах, повествующих о том, что часть еретиков достигла некой сказочной страны, которой правил маг-священник Иоанн, хранящий в своем замке главный символ мистического христианства - чашу святого Грааля.
Рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов, подтвердили существование на Востоке Белого Острова - Шамбалы - и побудили многих искателей приключений отправиться на поиски этой обители мудрости. В книгах утверждается, что Шамбалу посещали и рыцари короля Артура, и основатель ордена розенкрейцеров Христиан Розенкрейц, и величайший врачеватель всех времен Парацельс, и выдающийся алхимик, философ и государственный деятель граф Сен-Жермен. Но далеко не всем удавалось добраться туда. Даже Александр Македонский, когда он вторгся в Индию со своими войсками, не был допущен в крепость мудрецов, не говоря уже о простых смертных, приходивших в Шамбалу не за знанием, а за богатством и славой. Многие современные российские и западные ученые признают историческое существование страны Шамбала, поскольку любая устойчивая легенда имеет под собой реальную основу. Замечательно переплетаются легенды с фактическим материалом в путевых дневниках Н.К.Рериха. "Во время следования экспедиции,- пишет он,- лама, проводник каравана, платком завязывает себе рот и нос. Почему? Ведь день не холодный. Он поясняет: "Теперь уже необходимы некоторые предосторожности, мы приближаемся к заповедным областям Шамбалы. Скоро мы встретим "сур" ядовитый газ, которым охраняется граница Шамбалы"... Наш тибетец, Кончок, скачет к нам и говорит шепотом: "Недалеко отсюда, когда далай-лама следовал из Тибета в Монголию, все люди и все животные каравана начали дрожать, но далай-лама объяснил, что пугаться не следует, потому что караван коснулся заповедной границы Шамбалы". Еще одна запись в дневнике: "Солнечное безоблачное утро, сверкает ясное голубое небо. Через наш лагерь стремительно несется огромный темный коршун. Наши монголы и мы следим за ним. Но вот один из бурятских лам поднимает руку к голубому небу "Что там такое? Белый воздушный шар? Аэроплан?" И мы замечаем: на большой высоте что-то блестящее движется в направлении с севера к югу. Из палаток принесены три сильных бинокля. Мы наблюдаем объемистое сфероидальное тело, сверкающее на солнце, ясно видимое среди синего неба. Оно движется очень быстро. Затем мы видим, как оно меняет направление более к юго-западу и скрывается за снежной цепью Гумбольдта. Весь лагерь следит за необычным явлением, и ламы шепчут: "Знак Шамбалы" "Сияние над вершинами Гималаев - от Шамбалы, - говорят ламы. - Без зова, без проводника никто не дойдет в это заповедное место".
Существует еще одна красивая легенда, связанная с Шамбалой. Это существование чудного камня Чинтамани. Его появление на Земле связано с созвездием Ориона. Согласно легендам, камень был принесен крылатым конем Лунг-та, который способен пересекать вселеную. Н. Пржевальский в своей книге "Монголия истрана тангутов" писал, что для тех, кто может быть допущен в обетованную землю буддистов Шамбалу, имеется особый конь, который стоит постоянно оседланным и возит своего господина в одну ночь из Тибета в обетованную землю и обратно". А не является ли этот крылатый конь символом космического корабля? И не потому ли ламы, увидев сфероидальное тело над вершинами Гималаев шептали: "Знак Шамбалы". Согласно преданиям Востока, основная часть этого камня находится в Шамбале, а остальные кусочки блуждают по миру. Упоминаются разные страны и исторические личности, временно владевшие фрагментами камня. Одним из них был легендарный царь Соломон, в кольцо которого был вставлен кусочек всесильного минерала. С его помощью царь обретал способность говорить с животными. На Востоке этот камень наделяют всевозможными свойствами. На нем показываются знаки, которые то появляются, то уходят вглубь. Согласно легендам, камень предупреждает своего временного владельца о всяких значительных событиях. В особых случаях он издает треск, иногда начинает светиться .Коня – называют Конем счастья. Его часто изображали на ступах или субурганах, воздвигаемых на Востоке в честь каких-то особо важных событий Согласно преданиям, камень обладает внутренним жаром, излучает сияние и оказывает сильное психическое воздействие. А не связано ли это с явлениями радиации и радиоактивности?
Можно утверждать, что легенда о Шамбале возникла не на пустом месте. В очень далекие времена в районах высоких гор Кунь-Луня и Гималаев происходили какие-то явления, отразившиеся в мифах и сказаниях. Эти явления могли носить и глобальный космический характер, и характер катаклизмов, связанных с изменениями окружающего ландшафта: образованием гор вулканической деятельностью и пр. Могли они привести и к гибели древней цивилизации, если она имелась в этих местах О малом, незначительном народ легенды не слагает. И чем дальше в глубь веков мы движемся, тем больше материалов встречаем о Шамбапе, как о реально существовавшей стране.
Могла ли
сохраниться Шамбала до наших дней? Очень возможно, что мудрые йоги и отшельники
и по настоящее время живут в оазисах, затерянных в сердце горных лабиринтов
Центральной Азии. В Тибете экспедиция Рериха, а также французской
исследовательницы Нииль встречали таких йогов, по местному называемых
"респами", совершенно голых, сидящих на ледяной корке. Легкая струйка
пара уходила вверх от их тел. Силой самовнушения интенсивно излучаемого тепла
они способны заставить таять снег Поиски Шамбалы не прекращаются и в наши дни.
В 1980 году Е.Бирнбаум написал книгу "Путь в Шамбалу", в которой он
описывает яшмовый дворец царя Шамбалы и золотой трон. Царь, сидящий на троне,
держит в руке драгоценный камень. Жители страны живут в довольстве, они одеты
во все белое, говорят на санскрите и отличаются высшей добродетелью.Якобы в
беседе с далай-ламой Бирнбауму было сказано, что Шамбала существует в этом мире
материально. А некоторые европейские путешественники считают, что Шамбала не
страна, а тайное братство "келланов". Оно состоит при панчен-ламе, а
описание Шамбалы представляет зашифрованную структуру этой организации Другие
исследователи утверждают, что Шамбала исчезла с лица земли уже много веков
назад. Однажды все общество, населяющее страну, стало просветленным. Царство
пропало, перейдя в иную, более возвышенную сферу бытия. Согласно этим легендам,
цари Шамбалы, или ригдены, продолжают надзирать за делами человечества и
когда-нибудь вернутся на Землю, чтобы спасти ее от гибели.
Среди определенного круга людей пользуется популярностью гипотеза о
том, что наша Земля полая внутри. Приверженцы этой гипотезы
потратили много усилий на поиски входа и выходов, открывающих путь в это
внутреннее земное пространство. Одни считают, что такие входы должны находиться
вблизи полюсов, главным образом, в северной полярной области, другие
надеются найти их в горных массивах Центральной Азии, в частности, в Тибете. В настоящее время поиски «потаенных дверей» ведутся различными
способами, в том числе с использованием новейших научных методов сбора
информации - от фотосъемки со спутников до сейсмологических исследований. А в
прежние времена основными источниками сведений для поисков, наряду с
результатами полярных исследований служили старинные манускрипты и устные
предания. С этими преданиями перекликается одна из самых захватывающих и
одновременно самых таинственных легенд Востока - легенда о царстве Агарты.
Располагается оно якобы в глубине Земли, а вход в него находится где-то на
территории Тибета. Агарту населяют потомки прошлой земной цивилизации - более
древней, гораздо более совершенной, чем нынешняя, в том числе по уровню духовного
развития. Обитатели Агарты живут в мире и согласии, они незаметно наблюдают за
судьбами нашего мира, к которому неумолимо приближается угроза катастрофы.
Однако у землян есть шанс избежать опасности благодаря помощи жителей Агарты,
которые владеют астральной энергией Врил, силы добра победя зло, и на Земле,
наконец, воцарится всеобщее благоденствие. Легенда о чудесной стране на
протяжении веков будоражила людское воображение.
Долгое
время этот мифологический материал никто не воспринимал всерьез. Пока 15 апреля
1818 года на столы членов конгресса США не лег документ следующего содержания:
«Всему Миру. Я заявляю, что Земля полая и населена внутри. Она содержит
много твердых сфер, концентрических, лежащих одна внутри другой, и открыта у
полюса от 12 до 16 градусов. Я обязуюсь доказать реальность выдвигаемой мною
мысли и готов исследовать внутренность Земли, если мир согласится помочь мне в
моем предприятии. Клепс Саймнс, бывший капитан пехоты из Огайо». Правительство
Америки не захотело финансировать экспедицию отставного капитана, и его
заявление пролежало около 100 лет, пока в 1906 году не вышла книга Уильяма Рида
«Полюса-призраки», в которой автор, полностью соглашаясь с мнением Саймнса,
пишет:
«Я уверен, что Земля не только полая, но что все или почти все исследователи
провели много времени за последней чертой Земли, заглянув тем самым в ее
внутренности». В качестве доказательства своим словам Рид ссылается на дневники
известных полярников - Франклина, Халла, Нансена и Пири, которые отмечали
сильные магнитные аномалии и общее потепление при приближении к полюсу. Изыскания
Рида в совокупности с учением английского писателя Бульвера-Литтона, автора книги
«Раса, которая нас вытеснит», были положены в основу тайной философии немецкого
братства «Общество Вриля». В частности, адепты общества утверждали, что внутри
Земли живут существа - Великие, Неизвестные, намного
превосходящие нас по духовной силе, которые когда-нибудь поднимутся наверх,
чтобы властвовать над обоими мирами.
Теория полой Земли была очень популярна в 30-е годы; многие факты указывают, что в нее безоговорочно верили высшие руководители Третьего рейха. Развитие авиационной промышленности и космонавтики, как ни странно, отнюдь не расставило все точки над «i», так как приверженцы существования подземной страны до сих пор находят все новые и новые доказательства.
Шамбала -таинственная полулегендарная страна, прародина Мудрости,
Унивесального знания и Счастья. Однако русский народ пришел к данной мифологеме
Золотого века через более близкие и понятные ему образы. Испокон веков русские
люди, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь
находилась, по мнению многих книгочеев, проповедников и просто мечтателей,
благословенная страна, сравнимая разве что с земным раем. Разные давались ей
названия. Наиболее известна северорусская легенда о Беловодье. Изначально
традиция помещала его в районе (акватории) Ледовитого океана. Уже в
"Мазуринском летописце" отмечается, что легендарные русские князья
Словен и Рус, правившие задолго до Рюрика, "обладали северными землями по
всему Поморью: и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды, и эта вода
бела, как молоко…" "Молочный оттенок" в древнерусских записях
имело все, что относилось к заснеженным просторам Ледовитого океана, который и
сам в летописаниях нередко именовался Молочным.В наиболее древних версиях старообрядческих беловодских преданий (а
всего известно не менее 10 списков в 3-х редакциях) говорится именно о
Ледовитом океане: "Такоже и россияне во время изменения церковного чина
Никоном - патриархом московским - и древнего благочестия бежали из Соловецкой
обители и прочих мест Российского государства немалое число. Отправились по
Ледовитому морю на кораблях всякого звания людей, а другие и сухопутным путем и
оттого наполнилися те места". В другой рукописи приводятся более
конкретные сведения о жителях (колонистах) Беловодья: "[Поселенцы] живут в
глубине окияна-моря, место называмое Беловодие, и озеров много и семьдесят
островов. Острова есть по 600 верст и между их горы. А проход их был от Зосима
и Савватия соловецких кораблями через Ледское море". Впоследствии
представления о местонахождении Беловодья изменились. Русские странники,
жаждавшие найти Страну Счастья, искали ее и в Китае, и в Монголии, и в Тибете,
и в "Опоньском (Японском) государстве". Мечты же об идеале оставались
прежними: "В тамошних местах тяжбы и воровства и прочих противных закону
не бывает. Светского суда не имеют; управляют народы и всех людей духовные
власти. Там древа равны с высочайшими древами. И всякие земные плоды бывают;
родится виноград и сорочинское пшено. У них злата и сребра несть числа,
драгоценнаго камния и бисера драгого весьма много" Одновременно Беловодье
совместилось с другим символическим коррелятом Золотого века - Шамбалой. Именно
так виделась недосягаемая страна счастья алтайским староверам.
На их представления и наводки в определении маршрута одной из целей (точнее - тайных подцелей) своего путешествия ориентировался и Николай Константинович Рерих (1874-1947) : "В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье. Много народу шло в Беловодье. Наши деды тоже ходили. Пропадали три года они шли до святого места. Только не было им позволено остаться там, и пришлось вернуться. Много чудес они говорили об этом месте. А еще больше чудес не позволено им было сказать".Вот через это "не позволено им было сказать" прошли многие русские люди - искавшие и нашедшие. Среди них был и сам Рерих, к тому же на тему Шамбалы им написано несколько впечатляющих полотен .
"Шамбала"
- санскритская вокализация названия загадочной страны. Шамбала одновременно - и
высший символ, и высшая реальность. Как символ она олицетворяет духовное
могущество и процветание древней северной Прародины, страны счастья и
благоденствия, которую европейская традиция отождествляет с Гипербореей.
Многие искали таинственную страну. Среди настойчивых искателей и знаменитый наш путешественник - Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888). Он придерживался северной версии происхождения и местонахождения Шамбалы, сближая ее, в первую очередь, с Полярной Страной Счастья. "…Очень интересная легенда касается Шамбалы - острова, расположенного на краю Северного моря - собственноручно записывал Пржевальский. - Там множество золота, а пшеница достигает удивительной высоты. В этой стране неизвестна бедность; действительно, молоко и мед текут в этой стране".А вот как объяснял Николаю Рериху северную, восходящую к общемировой полярной горе Меру, символику Шамбалы, с одной стороны, и ее земную конкретику, с другой, один тибетский лама: "Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различить сияющие лучи Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же, как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира".
Судя по всему, сам Николай Константинович, а также его жена и вдохновительница - Елена Ивановна, как никто приблизились к разгадке древней тайны Шамбалы. Но, связанные обетом молчания, поведать об этом они смогли лишь в символической и иносказательной форме. Шамбала - это не только Обитель Света и сакральное место на недоступной для непосвященных карте. Шамбала - это еще и философия, причем непосредственно вытекающая из великого учения Востока Калачакры. Само понятие "Калачакра" означает "колесо времени". По преданию это учение было передано царю Шамбалы самим Буддой. В соответствии с философской доктриной Калачакры, всё в мире - от Вселенной до человека - развивается циклично. Всё рано или поздно повторяется, и если когда-то на смену матриархата пришел патриархат, то нынче они вновь сменяют друг друга. И тут действуют не какие-то абстрактные социологические схемы, а глубинные космические закономерности: мужское и женское Начала коренятся в самой структуре Природы и Социума, обусловливая циклические процессы.
Истоки
этого учения или какие-нибудь следы, приводящие к данным истокам, пытался
отыскать на Севере, в центре Русской Лапландии, А.В.Барченко (1881-1938). Как и
Рерих, он представлял древнюю духовную традицию в виде единой и неразрывной
цепи, начало которой - на Севере, а конец - в Тибете и Гималаях. В своих
исканиях, скитаниях и писаниях оба русских подвижника действовали синхронно,
опираясь на какие-то недоступные для непосвященных источники.
"Калачакра" - санскритское слово. По-тибетски "колесо
времени" - "дюнхор". Судьбу и будущность именно данной проблемы
Барченко обсуждал с известнейшим бурятским ученым-этнографом Г.Ц.Цыбиковым
(1873-1930), первым россиянином, еще в начале века проникшим в Тибет под видом
паломника.
Из письма А.В.Барченко проф. Г.Ц.Цыбикову 24 марта 1927 г." Глубокое раздумье привело меня к убеждению, что в марксизме человечество имеет начало именно такого мирового движения, которое должно привести человечество к тому великому столкновению цивилизаций, которое выражено в древнейших преданиях всех народов восточных. У ламаистов - в легенде о Шамбалийской войне. У мусульман - в легенде о приходе махди из Джаммбулая. У христиан и иудеев - в легенде пророка Иезекиля о великой последней войне между Севером и народом праведных, собранном из всех народов, живущих на вершине земли - каковое описание явно отвечает той же Шамбале." Проступает таинственная линия: Россия — Тибет — Гималаи. Причем истоки ее находятся на Севере.
Кто же он такой - будущий герой Севера? На Востоке его знает всяк и каждый! Да и в России тоже. Это - знаменитый Гэсэр-хан, главный герой и персонаж тибетской, монгольской, уйгурской, бурятской, тувинской и алтайской мифологий. На протяжении тысячелетий каждый народ уточнял свое понимание этого древнейшего образа и его эпического жития. Как всякий великий герой Гэсэр принадлежит не только прошлому, но и будущему. Об этом писала Давид-Неэль: "Гэсэр-хан - это герой, новое воплощение которого произойдет в северной Шамбале. Там он объединит своих сотрудников и вождей, сопровождавших его в прошлой жизни. Они все также воплотятся в Шамбале, куда их привлечет таинственная мощь их Владыки или те таинственные голоса, которые слышимы лишь посвященными".В обширнейших сказаниях Гэсэр ведет нескончаемые битвы с силами зла. Сам Гэсэр небесно-божественного происхождения. Его отец, в конечном счете,-главное небесное Божество монголо-манчжуро-тибетско-бурятско-алтайско-тувинского пантеона - Хормуста.
Корневая основа этого архаичного имени та же, что и у древнерусского Солнцебога Хорса или древнеегипетского Хора, что лишний раз доказывает общность происхождения языков и культур евразийских и прочих народов. По функциям своим и происхождению (согласно ламаистской версии) Владыка небесного пантеона пребывает на полярной горой Меру.Верховный Отец направляет Гэсэра на землю, дабы после перевоплощения и принятия человеческого облика он сделался могучим богатырем, заступником и покровителем рода людского. Небесное воинство Гэсэра - 33 бесстрашных соратников-батыров, всегда готовых прийти на помощь своему повелителю Гэсэр - не только гарант выживания и благоденствия человечества, на которое непрерывно покушаются черные демонические силы, но и провозвестник грядущего Золотого века, в народном представлении однозначно был связан с Северной Шамбалой. Об этом свидетельствует и легендарный указ Гэсэра, передаваемый из поколения в поколение тибетскими ламами:
Указ Гэсэр-хана. "У Меня много сокровищ.Когда золото Мое было развеяно ветрами, положил срок, когда люди Северной Шамбалы придут собирать Мое Имущество. Тогда заготовит Мой народ мешки для богатства, и каждому дам справедливую долю. Можно найти песок золотой, можно найти драгоценные камни, но истинное богатство придет лишь с людьми Северной Шамбалы, когда придет время послать их. Так заповедано".
Российский читатель имеет счастливую возможность познакомиться с различными версиями изумительной по поэтической красоте Гэсэриады - тувинской, алтайской, бурятской. Ниже приводятся северные реминесценции последней из них - как наиболее обширной и самобытной. Многие битвы эпоса о Гэсэре происходят на Крайнем Севере. Особенно жестоким и непримиримым было противостояние с так называемыми шарагольскими ханами, которые владели техникой полета. Причем на вооружении шараголов были ни какие-то там крылья из птичьих перьев, а самый что ни на есть "взаправдашний" металлический самолет. Правда, именовался он по старинке - "железная птица" (современные военные самолеты тоже называют "стальными птицами", хотя собственно стали в самолете меньше всего), но был сделан целиком из разных металлов.В эпосе птица-самолет вскоре вынуждена была вернуться на Север, после того, как ее повредила стрелой жена Гэсэра. Кстати, стрела, которая поразила железную Птицу Зла весьма напоминает современную противовоздушную ракету. Поврежденной птице-самолету потребовался трехгодичный ремонт. Для этого она удалилась к "скованному тяжелыми льдами" Ледовитому океану, на свою исконную базу на Крайнем Севере, в царство вечного холода и полярной ночи, "где лежит во тьме ледяной простор, где трещит во мгле костяной мороз" и где "в ледовитых холодных водах ледяные торчат торосы". Однако рукотворное летающее детище оказалось "джинном, выпущенным из бутылки": шарголинцы забеспокоились, что, оправившись от удара, "железная птица" расправится с собственными создателями. А потому сговорились ее уничтожить, что им без труда удалось…
На вопросе о летательных способностях древних северных народов хотелось бы остановиться особо. Ибо данная проблема неразрывно связана с Шамбалой как источником Высшего и Универсального - в том числе и научно-технического - Знания. Описания “механизма” полетов во множестве сохранились в памяти аборигенов Севера в виде устойчивых фольклорных образов. В саамских преданиях такой полет, к примеру, описывался очень просто: разжигался костер из стружек, накрывался мокрой рогожей, на рогожку мог садиться всяк желающий и его жаром поднимало на небеса аж до самого Господа Бога. Такой вот саамский Ковер-самолет. Думается, не случайно и в северном искусстве сложился настоящий культ крылатых людей. Уместно предположить, что особо любимые и чтимые на Руси образы птицедев Сирина, Алконоста, Гамаюна также уходят своими корнями в глубокую гиперборейскую древность - не обязательно напрямую, а, скорее всего, через взаимодействие разных культур, опосредованных в пространстве и во времени.
Похожая птицедева - Богиня-Лебедь - известна и у российских ненцев . Множество стилизованных бронзовых изображений птицелюдей было найдено в свое время и в разных местах Прикамского региона и Приполярного Урала - образцы так называемого Пермского звериного стиля . Совсем недавно множество литых бронзовых фигурок крылатых людей, вновь заставляющих вспомнить о гиперборейцах, обнаружено при раскопках святилища на о. Вайгач, расположенном в акватории Ледовитого океана Кстати, исконные аборигены Севера – лопари-саамы – еще в прошлом веке носили своеобразные головные уборы – высушенные шкурки водоплавающих птиц, снятые вместе с перьями. До сих пор во время традиционных празднеств саамы, одетые в костюмы птиц, исполняют "птичий танец". Подобные танцы испокон веков были распространены во многих архаичных культурах, что даже наводит на мысль о существовании в прошлом особой "перьевой цивилизации". Ведь еще Овидий писал об одеянии гиперборейцев – “будто бы тело у них одевается в легкие перья” Имеются и другие - прямые и косвенные - факты, подтверждающие слова римского поэта-классика.В "Калевале", где многие события развертываются на родине саамов - в Лапландии-Сариоле, - с помощью поэтических средств воссоздается полет на орле старца-богатыря Вяйнямёйнена к пределам далеких северных земель.
Практически теми же словами рассказывают русские былины и сказки о полете на "самолетном деревянном орле" в северное Подсолнечное царство.
Имеются и более технологичные описания подобных летательных аппаратов. И содержатся они, как бы это парадоксально ни показалось на первый взгляд, в преданиях об Атлантиде, которые сохранились в секретных архивах розенкрейцеров, иллюминатов и масонов. Начиная с Наполеоновских времен (то есть приблизительно на стыке ХV111 и Х1Х веков) сведения эти стали достоянием более широкой публики, постепенно просочились в открытую печать, затем ими основательно завладели теософы и антропософы.
Не следует думать, что упомянутые легенды - сплошь мистическая выдумка и чепуха. Как раз таки наоборот. Если Платон суммируя все известные к тому времени об Атлантиде, опирался в основном на устную традицию, то в секретных архивах тайных орденов наверняка хранились подлинные документы. К таковым относятся, видимо, и карты эпохи Александра Македонского, которыми пользовался Колумб (абсолютно точно установленный факт!), турецкий адмирал Пири Рейс, известные картографы - отец и сын Меркаторы и французский математик Оронций Финей (на их картах изображены территории, к тому времени еще не открытые, например, Антарктида, Берингов пролив, а также Гиперборея).Так или иначе, но сообщения о древней летательной технике, подверглись взыскательной научно-технической экспертизе со стороны серьезных ученых. Один из видных специалистов и пионеров в области воздухоплавания, авиации и космонавтики профессор Николай Алексеевич Рынин (1877-1942) издал в 1928-1932 годах уникальный 9-томник "Межпланетные сообщения", где собрал все доступные к тому времени сведения по истории и предыстроии вопроса. Он же и попытался дать беспристрастную оценку техническим достижениям древних.
По теософским данным, первобытные летательные аппараты строились либо из легкого металла, либо из специально обработанного дерева. Они были разных типов и вместимости и могли перевозить по воздуху от 5 до 100 человек. Летали древние аэропланы ночью и днем, в темноте светились. Навигация осуществлялась при помощи визир-компасов. В качестве движущей силы использовалась субатомная энергия громадной мощности. Первобытный самолет состоял из центрального корпуса, боковых крыльев, килей и рулей. Сзади имелось два подвижных сопла, через них вырывались потоки огненной субстанции. Короче, принцип движения летательного аппарата был ракетным. Кроме того, под дном корабля находилось еще восемь сопел, с их помощью обеспечивался вертикальный взлет корабля. Скорость полета достигала 200 км/час на высоте 300-400 м Горы не перелетались, а облетались.
Дополнительным доводом в пользу вышесказанного о летательной технике далекого прошлого может послужить и такой факт. Археологов не перестает удивлять обилие так называемых “крылатых предметов”, постоянно находимых в эскимосских могильниках и относимых к самым отдаленным временам истории Арктики . Сделанные из моржового клыка (откуда их поразительная сохранность), эскимосские крылья не вписываются ни в какие каноны и неумолимо наводят на мысль о древних летательных приспособлениях.
Производилось математическое моделирование и в результате получилось примерно то же, что и в теософских преданиях. Между прочим, по эскимосским мифам, прародители этого народа когда-то прилетели на Север на железных птицах, которые больно уж напоминают и железную птицу-самолет из эпоса о Гэсэре, и факты из коллекции профессора Рынина.И всё вновь замкнулось на Севере. Потому что здесь когда-то и возникла сама возможность будущего единения многих, на первый взгляд никак не связанных между собой, феноменов.
Об этом прямо пишет Н.К.Рерих в программном трактате "Сердце
Азии" (1929). Калачакра и "многое из цикла Гэсэриады", Беловодье
и "Чудь подземная", западноевропейский Грааль и русский Китеж, другие
закодированные
символы и мифологемы - "всё это сошлось в представлении многих веков и
народов около великого понятия Шамбалы Так же как и вся громада отдельных
фактов и указаний, глубоко очуствованная, если и недосказанная" Сказанное
- не домыслы и не натяжка.
Дело в том, что традиционная концепция Шамбалы - всего лишь понятийная трансформация древнейших северных представлений о Белом Острове Шветадвипа, что находится посреди (или вблизи) Молочного (то есть Ледовитого) океана и сопряжен с полярной горой Меру. Перед нами прообраз русского Беловодья, той самой Страны Счастья, где царил Золотой век и жили "люди светлые, сияющие подобно месяцу". Между прочим в акватории Ледовитого океана до сих пор значатся два острова под названием Белый: один входит в состав Шпицбергена, другой расположен вблизи устья Оби.
Нелишне также напомнить и о одной "Белой воде" - Белом море. Шветадвипа" - древнеиндийский топоним, хотя санскритская лексема "швета" по смыслу и звучанию (с учетом фонетической трансформации "ш" в "с") тождественна русскому слову и понятию "свет". Шветадвипа так и переводится - Страна (Остров) Света. После расщепления некогда единой индоарийской этнической и культурно-языковой общности сложились самостоятельные мифологемы, соответствовавшие, однако, первоначальному "полярному смыслу". У русских это - Беловодье. У древних греков и римлян - Острова Блаженных, что расположены "за Бореем - Северным ветром", то есть в северной части Океана. Острова Блаженных - это тоже Царство Света, где, согласно Пиндару, "под солнцем вечно дни - как ночи и ночи - как дни". На фундаменте подобных архаичных представлений, в конечном счете, сформировалось и понятие Шамбалы.
Но вначале были северное Беловодье и арийский остров - Шветадвипа, иногда, как и Шамбала, именуемый Твердыней Света. Имеется еще один шамбалийский аспект, требующий научного осмысления и истолкования. Речь идет о так называемой "внутренней Шамбале" и каналах ее взаимодействия с Мировой Шамбалой. Во все времена и всеми без исключения Посвященными подчеркивалось: Шамбала - не предметная, а духовная реальность, аккумулирующая в себе всю тысячелетнюю мудрость человечества и не только его одного.
В этом смысле Шамбала действительно может представлять некоторую информационно-энергетическую структуру, сопряженную с историей и предысторией человеческого общества и вместе с тем существующую независимо от него. И каждый человек в принципе способен пробудить в себе и развить способности, позволяющие уловить позывные Мировой Шамбалы - разлитого повсюду информационно-энергетического "моря". Следовательно, Шамбала вполне может быть истолкована как один из сакральных центров концентрации Универсального Знания, равномерно распределенного в различных географических точках планеты, геологически приспособленных к приему информации, поступающей из биосферы Земли, а также ближнего и дальнего Космоса.
Но же сколько подобных "шамбал" разбросано и сокрыто по всему миру? В том числе и на Русском Севере. Не они ли, как магнит, притягивали на Кольском полуострове Александра Барченко? А Николая Рериха - на Алтае, в Тибете и Гималаях! Разве не Универсальное Знание в первую очередь пытались они там отыскать? Так где же все-таки находится это Высшее Знание? Традиционно считается, что в тайных библиотеках-хранилищах труднодоступных монастырей или же в сундуках, упрятанных в горных пещерах или закопанных глубоко под землей. А что если Универсальное знание действительно хранится под землей, но только не в сундуках, а в виде сконцентрированного в соответствии с природными закономерностями энерго-информационного поля. Оно же впитывает и перерабатывает умственные напряжения и достижения человечества, накопленные на протяжении многих тысячелетий. Это и есть та самая духовная Шамбала, которую нельзя увидеть глазами или пощупать руками, но которая в любое время может подпитать или насытить тысячелетней мудростью человечества (и не только его одного) каждого, кто заслужил это праведной жизнью, праведными помыслами и праведными деяниями.
Кстати, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи никогда не отрицали, что большая часть принадлежащих им эзотерических текстов возникла именно таким путем, в том числе и многотомная "Агни Йога". Подобное же происхождение имеют и многие священные тексты христианства, ислама, буддизма, иудаизма, зроастризма и др. И не оттуда ли - всё из того же информационно-полевого источника - черпал Фридрих Шиллер свои вдохновенные видения, прозрения и воспоминания о Золотом веке, в контурах которого проступают очертания Северной Шамбалы:
Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни!