Распознав необходимость определенной объективной реальности, Фридрих Вильгельм Иозеф фон Шеллинг, унаследовавший кафедру Фихте в Иене, первым использовал доктрину тождества как основу для полной системы философии.
В то время как Фихте считал "я" Абсолютом, фон Шеллинг рассматривал бесконечный и вечный Ум как всепроникающую Причину. Реализацию Абсолюта делает возможной интеллектуальная интуиция, которая является духовным смыслом и способна отделить себя как от субъекта, так и от объекта.
Кантовские категории пространства и времени фон Шеллинг воспринимал как положительное и отрицательное и соответственно материальное существование - как результат взаимного действия этих двух выражений.
Фон Шеллинг также считал, что Абсолют в процессе саморазвития находится под действием ритма или закона, состоящего из трех движений.
- Первое - это рефлективное движение, и оно представляет попытку Бесконечного включить себя в конечное.
- Второе есть попытка Абсолютного вернуться к Бесконечному после включения в конечное.
- Третье представляет нейтральную точку, где осуществляется сплав первых двух движений.