По
поводу книг Гермеса Джеймс Сэмпбелл Браун пишет в своей "Истории
химии": "Оставляя позади халдейский и ранний египетский периоды, о
которых у нас нет письменных свидетельств и из которых до нас не дошло имен
химиков или философов, мы приближаемся сейчас к историческому периоду, когда
книги стали писаться не на пергаменте или бумаге, а на папирусе. Целый ряд
ранних египетских книг приписывается Гермесу Трисмегисту, который, может
быть, был настоящим ученым или же был персонификацией многих поколений
писателей... Он идентифицировался греками как бог Гермес и египтянами
как Тот или Тути, бог луны, и рисовался в древности как человек с головою
ибиса, увенчанной серпом луны. Египтяне считали его богом мудрости, письма и
летописи. Вследствие огромного уважения, которое питали старые алхимики к
Гермесу, химические сочинения назывались "герметическими", и до сих
пор в ходу фраза "герметически закупоренный", означающая плотную
упаковку сосудов. Мы обнаруживаем тот же корень в герметической медицине у
Парацельса и в герметическом масонстве средних веков".
Среди фрагментов, которые, судя по стилю, принадлежат Гермесу, есть две
знаменитые работы. Одна из них называется Изумрудный стол, а вторая -
Божественный Пимандр или, как ее принято называть, Пастух людей. В высшей
степени примечательным является то обстоятельство, что Гермес был одним из
совсем немногих философов-жрецов язычества, на которого ранние христиане не
изливали своей желчи. Некоторые отцы церкви зашли настолько далеко, что,
признавая за Гермесом значительные умственные способности, утверждали, что
если бы он родился в более просвещенный век и мог бы послушать к своей выгоде
их поучения, тогда бы он мог быть действительно великим человеком!
В своей работе "Стромата" Клемент Александрийский, один из
немногих летописцев языческой мудрости, чьи писания сохранились до нынешнего
времени, дает практически всю информацию, которая нам сейчас известна,
относительно сорока двух книг Гермеса и о той важности, которую этим книгам
придавали светские и духовные власти Египта. Клемент описывает одну из
церемониальных процессий так:
"Египтяне увлекались философией по-своему. Это видно из их священных
церемоний. Впереди выступает Певец, несущий некоторые символы музыки.
Говорят, что он должен был изучить две книги Гермеса, одна из которых
содержит гимн богам, а вторая - некоторые правила жизни царя. После Певца
выступает Астролог, с гороскопом в руке и пальмой, символом астрологии. Он
должен иметь астрологические книги Гермеса, число которых равно четырем; одна
из них посвящена порядку видимых неподвижных звезд, другая - сочетанию
появлений луны и солнца, и две остальные - их восходам. Следующим по порядку
выступает священный Писец с крыльями на голове, с книгой, сосудом с чернилами
и камышом для писания в руке. Он должен быть знаком с тем, что называется
иероглифами, знать о космографии и географии, о положении солнца и луны, о
пяти планетах, об описании Египта, о карте Нила, и об описании снаряжения
жрецов, и о местах, пожалованных им, и о мерах, и обо всех других вещах,
используемых в священных ритуалах. И затем следует Держатель Палантина с
локтем справедливости и чашей для возлияния. Он знаком со всеми смыслами
Педевтики (относительно обучения) и Мошофалтики (относительно жертвенности).
Имеется также десять книг, относящихся к почестям, которые следует воздавать
богам, включая египетских; затем о жертвенных животных, преподносимых
фруктах, гимнах молящихся, процессиях, фестивалях и тому подобном. А позади
всех идет Пророк, а в руках у него открытая ваза с водой,
вслед за ним идут несущие корзины с хлебом. Он как правитель Храма
изучил десять книг, называемых "иератическими", в которых
содержится все, что относится к закону, к богам, к обучению жрецов. Пророк
среди египтян заведует еще и распределением доходов. Главным образом, есть
сорок две книги Гермеса, в тридцати шести из которых содержится вся философия
египтян, как она представлена описанными выше ролями участников процессии.
Другие шесть книг, являющихся медицинскими, рассказывают о строении тела,
болезнях, инструментах, лекарствах, о глазах и, наконец, о женщинах".
Одна из величайших трагедий философского мира заключается в утере
практически всех сорока двух книг Гермеса. Эти книги исчезли во время пожара
в Александрии, поскольку римляне, а потом и христиане поняли, что пока эти
книги не "будут уничтожены, Египет им не покорится. Тома, избегшие огня,
были спрятаны в пустыне, и их место нахождение известно только посвященным
секретных школ.