Анубис
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Анубис в иероглифах | |||||
|
Ану́бис (греч.), Инпу (др. егип.) — божество Древнего Египта с головой собаки и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся богом Дуата. В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь. Изображался в образе собаки или человека с головой собаки. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса. Священные животные — шакал[1], собака.
Содержание |
[править] История
В период анимизма Анубис представлялся в образе чёрного пса[2]. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса[1]. Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаментиу. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада. Согласно некоторым источникам «Хентиаментиу» является названием местоположения храма, в котором поклонялись этому божеству[2].
Одним из вариантов перевода данного эпитета является «Первый из жителей Запада». С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона)[1]. Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.
В одном из текстов Книги
Мёртвых, приведённых в Папирусе
Ани, даётся подробное описание представлений египтян о загробном мире.
Данный текст, предположительно был написан во времена XVIII династии. В одной из
глав данного текста приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис
взвешивал сердце на Весах истины. На левой чаше весов помещалось сердце
умершего, на правое — перо богини Маат, которое
символизировало истину.
[править] Место в пантеоне
В исследованиях древнеегипетской религии, начиная с древнегреческих историков и до наших дней, сформировались определённые представления о том, какое положение занимал Анубис в пантеоне египетских богов. Анубис являлся богом Дуата, причём до конца Старого Царства он был его правителем и судьёй душ умерших. Позже его функции правителя и главного бога Дуата переходят к Осирису. Сам же он становится богом некрополей и погребальных мистерий. На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых Анубис помогает судить души умерших.
Древние египтяне отождествляли Анубиса с некоторыми богами Дуата. Так Анубиса часто смешивали с Упуаутом и Исдесом (в Поздний период). В Кинопольском номе женой Анубиса считалась богиня Дуата Инпут.
[править] Анубис в Цикле Осириса
В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, которого потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.
[править] Анубис в античной литературе
В произведении Плутарха «Исида и Осирис» приводится трактовка, в которой Анубис есть сын Осириса и Нефтиды, который был найден воспитан Исидой [3]. Страбон упоминает, что это — египетское божество, почитаемое в Кинополе[4]. Согласно Вергилию, Анубис был изображен на щите Энея[5]. Ювенал упоминает о почитании божества в Риме[6].
[править] Связанные божества
- Инпут (др.-егип.) — в египетской мифологии богиня Дуата (место пребывания умерших). Изображалась в виде женщины с головой собаки. В Кинопольском номе считалась женой Анубиса. Иногда почиталась как женская форма Анубиса[2].
- Упуаут (др.-егип. «Открывающий пути»), Офоис (греч.) — в египетской мифологии бог в образе волка, проводник умершего в Дуат. Центр его культа — город Сиут (греч. Ликополь — «волчий город»). Его эпитет — «вожатый» («ведущий»). Упуат наделялся качествами воинственного божества. Его атрибутами были булава и лук. Он имел также функции покровителя умерших, его называли «первый боец Осириса» и иногда отождествляли с ним. Также Упуаута часто отождествлялся с богом Анубисом[2]. Штандарты с атрибутами и изображениями Упуата выносили перед выходом фараона и несли во главе процессии во время мистерий Осириса в Абидосе. Священное животное божества — волк.
- Исдес (также произносится как Астенну, Астен, Истен или Астес) — один из покровителей загробного мира (Дуат, Западной пустыни) в египетской мифологии, близкий в этом плане к Анубису. Исдес изображался в виде крупного чёрного пса, подобно тому, как Анубис изображался в виде шакала. В Поздний период отождествлялся с Анубисом[1].
[править] Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Иван Рак. Мифы Древнего Египта.
- ↑ 1 2 3 4 Макс Мюллер. Египетская Мифология.
- ↑ Плутарх. Об Исиде и Осирисе 14; 44, см. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.127.
- ↑ Страбон. География XVII 1, 40 (стр.812)
- ↑ Вергилий. Энеида VIII 698
- ↑ См. Ювенал. Сатиры VI 534
[править] Ссылки
Анубис на Викискладе? |
- Статья об Анубисе
- Информация о Анубисе в энциклопедии «Кругосвет»
- В. Д. Гладкий «Древний Мир» Том 2
- Символы Египта