Велесова Книга Виктор Корольков |
В «Повести временных лет»
летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем
домашних животных. Возможно, этот монах плохо знал
дохристианскую мифологию Руси или постарался приуменьшить
значение сына Рода, брата Сварога. Велес — один из
величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то,
что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение.
День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна,
лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это
было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а
обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и
ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону
Прави вслед за движением Солнца по небу — Посолонь.
Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в
испытаниях. Именно об этой силе написал итальянский поэт
Данте в «Божественной комедии»: «Любовь, что движет Солнце и
светила». Символом этого движения от Тьмы к Свету, от Нави
через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на
санскрите — свастика. При этом очень важно знать, куда
направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч
смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» —
Посолонь — слева направо, к Прави. |
Если же верхний конец
свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять —
Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов — Прави, к
черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя. Такой символ
является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко
Злу, будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и
в наши дни, мы трижды плюем через левое плечо, за которым
стоит злая сила, а о хорошем деле говорим, что оно правое, то
есть правильное. Этот закон правильности движения дал миру
Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой
Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы,
служители великого (это слово образовано от имени Велес)
бога. Таким образом, Велес был не только помощником в
практической жизни, но и изначальным, вечноживущим мудрецом, а
также учителем Закона. |
Обширные, богато украшенные храмы
Велеса были во многих местах русской земли: вблизи Новгорода,
в других местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. В
христианскую эпоху культ Велеса был заменен почитанием
покровителя скота Святого Власия. В Новгороде на месте былого
храма проложена Волосовая улица. В Ростове воздвигнут храм
Святого Власия. На Украине на зимние Святки и Масленицу можно
встретить ряженых — людей в «волосатых», мехом наружу, тулупах
и в рогатых масках. Это все, что осталось от праздников
Велеса. Русские летописи по договорам Олега и Святослава с
греками: В лето 6415 (911): "Цесарь же Леон с Александрьмь мир
сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю
собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа
его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь,
богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир". В
лето 6479 (971). "...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и
от Перуна и от Волоса, скотия бога". Вероятно, Велес и
податель богатства (через скот, основное богатство кочевых
племен - "бог скотов" ("О идолах Владимировых"), а позднее и
просто бог достатка, который зарабатывается трудом на
протяжении всей жизни. Есть все основания полагать, что именно
Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и
рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому "Вторый
(идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой
чести" ("Густинская летопись" ). Упоминание Велеса в
договоре, рядом с Перуном - покровителем князя и дружины, не
случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с
воинственным Марсом. И не случайна здесь сакральная пара -
мудрый, старый, не совсем положительный в христианском смысле
этого слова "скотий бог" и сильный, молодой воин-властитель.
Несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий и
Гермес - бог наук и мудрости. В "Слове о Полку Игореве"
находим "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...".
Встречается его имя и в позднем по записи обрядовом тексте
македонских болгар, так называемой "Веде славян" в изд.
Верковича (IV, 5.5-13). А в мифологии балтов черного бога
именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и
означает "чёрт", "дьявол" - это постоянный противник
Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Довольно
заметна идентичность этого имени и сходства этого образа со
славянским Велесом. |
Царевна-волхова Михаил Врубель
1898 |
В христианском апокрифе "Хождение
Богородицы по мукам" Велес прямо назван бесом, но еще он
назван и "злым богом", почти как Чернобог у Гельмольда в
"Славянской Хронике" (подразумевается, что были и добрые боги,
обращаем внимание на множественное число): язычники "это те,
которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей
и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям,
и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив
бесов в богов. И в этих злых богов верили люди".
Боже
ле Власе ле Жива ма Юда учила Да си пее Ясна
Книга, да си пее и да пише. Учила ма, Боже,
научила. И ты, Боже, да ма учишь Да си праве
кушер-та. Да ми дадешь триста вола, Триста вола, триста
крави Дословно по другому списку: "вероваша, юже ны бе
тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша
солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь
окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня
бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того
ради сде тако моучаться".
Рядом с ним, Велесом, в
перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся
солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс.
"Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути
Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью:
"Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь
волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя,
великому Хорсови волком путь прерыскаше". Чехи, даже
приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых
могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и
голубей . В "Слове св. Григория" сказано о поклонении славян
"скотному богу и попутнику и лесну богу". Т.е. Велесу - богу
скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.
|
Велес мог принимать любые обличья. Чаще
всего его изображали мудрым стариком, защитником растений и
животных |
О черноте Велеса свидетельствует
отсутствие его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса
стоял отдельно, не на холме, а на Подоле. Между тем и
разделываются с Велесом в Киеве при Владимире, отправляя в
загробным мир по реке, т.е. не уродуют, а хоронят старого
бога. В "Житие Владимира" говорится: "А Волоса идола... веле в
Почайну реку воврещи" Этим, якобы Владимир отправил Велеса,
как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых. Упокоил,
стало быть, двух самых известных славянских богов. Впрочем, в
Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие
Авраамия Ростовского сказано: "Чудский конец поклонялся идолу
каменну, Велесу." Обращаем внимание на сакральное
местоположение кумира - Чудский конец. С Велесом сравнивается
непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах. И
Авраамий, уничтоживший "идолу камену" Волоса в Ростове, "едва
не стал жертвой беса", преобразившегося в свою
противоположность - "в образ воина, который возвел на него
навет "царю" Владимиру..". Бес "обвинил Авраамия в том, что
тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный
им в земле медный котел с деньгами". Это поистине дьявольская
издевка достойна трикстера Локи и навьего бога - Одина.
|
В "Сказании о построении града
Ярославля", источнике XVIII века, восходящем к древней записи,
"которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в
достаточной степени отразила истинный ход событий", прямо
говориться, что волхвы были жрецами "скотьего бога": "Сему же
многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и
волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная
ему кури". Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а
огонь угасал, то жреца казнили. "И люди эти клятвою у Волоса
обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только
не хотели креститься… При засухе язычники молили слезно своего
Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда
стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся
много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом
месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался… Говорили,
что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в
злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь"
.
Н.М. Карамзин пересказывает (без ссылки на источник,
но это по сути один из вариантов "Великопольской Хроники")
"для любопытных" "басни", в одной из которых находим:
"Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от
Александра Македонского), повесили оную в своем капище с
правой стороны идола Велеса... Чрез несколько времени восстали
от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн, воевали
землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ
моря, положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после
монастырь Влахернский...)"
С большой долей вероятности
можно говорить, что Велес - водчий и пастырь мертвых как его
балтские аналоги, как и св. Николай. "Бежит река огненная,
чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет
стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно
перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят болезней".
Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель
перекрестков, навий бог, как нами было показано в нашей
предыдущей книге , где проводился функциональный анализ
образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его
имен Мокос - муж Макоши, богини судьбы (нам известно по
меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) -
таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с
путеводным клубком - бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской
традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными
функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки,
римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.
У словен
приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под
именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря
- Николу Водяного Волх, Волхов, Волховец - также и сын Ящера,
бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно,
владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него
есть в "Слове о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и
Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей
описан у сербов. Первопредок - Серый вещий Волк из русских
сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе
России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни -
жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же
Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия
Никитина "Хождение за три моря": "Волосыни да кола въ зорю
вошли, а лось головою стоитъ на восток" . Волосожары - Млечный
Путь - "Велес чесався и волосья разбросал". По древнейшим
представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная
появилась от небесной коровы. Млечный путь - ее молоко. Велес
- сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы -
чертоги Велесовы. |
Итак, Велес:
1. "Скотий бог" -
хозяин Дикой Природы. 2. Водчий на всех Дорогах, господин
Путей, покровитель всех путешественников 3. Хозяин Нави,
властитель Непознанного, Черный бог 4. Посмертный судья и
прижизненный испытатель. 5. Могучий волшебник и повелитель
магии, оборотень. 6. Покровитель торговли, посредник в
договорах и толкователь законов. 7. Податель
богатств. 8. Покровитель знающих и ищущих, учитель
искусствам, в том числе скальдическому 9. Бог удачи. |
Велес Андрей Клименко |
День Велеса - среда, камень - опал
или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - ель, сосна,
орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги,
посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса.
Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной,
чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и
посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую
непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат
и любит мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему
кумир или клали требы на развилке и перекрестках трех лесных
дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны - отсюда и
"заблудиться в трех соснах") и муравейники - тоже знаки
Велесовы. Если на равнинной местности - то те же перекрестки,
но с одиноким деревом или камнем на них. На капищах Велеса
могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а
также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу
увенчивали рогами - еще и отсюда его отождествление с Сатаной,
или кривой палкой. Велесу жертвовали медью, ибо он - бог
благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали
пивом и квасом - теми напитками, которые он научил людей
готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут
содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а
также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу,
согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине
холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его,
Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31
декабря, 2 и 6 января - в дни Николы Зимнего, 24 февраля
просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы. А также чтили его
и в дни чествования Николы Вешнего - 22 мая (Ярилин день,
семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают косить,
заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу
завивали клок на убранном поле "на бородку" - Николина
борода.
На протяжении всех веков языческая традиция
противостояния Черного и Белого бога продолжается и проявляет
себя на всех уровнях. Первый - Старый - умиротворяет природу,
второй - Молодой - ее возрождает, а с ней и восстает сам,
полный сил. Весной молодой сменяет старого, а Новый меняет
Прежнего. Затем цикл повторяется, и так будет
вечно.
|
|
|
«Велесова книга» («Влесова книга», «Книга
Велеса») — перевод священных текстов новгородских
волхвов IX века, в которой рассказана древнейшая история
славян и других народов от конца II тысячелетия до
н.э. до конца I тысячелетия н.э. (IX век).
Подробнее об истории обретения и утраты
«Велесовой книги»
|
|
Дощечка № I 9a, аверс Сказание о
Богумире |
Литература Мифология
древнего мира, -М.:Белфакс, 2002 Б.А.Рыбаков
«Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город,
2003 Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян.
Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук,
2002 | |
|