Орфей
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Орфе́й (др.-греч. Ὀρφεύς) — персонаж древнегреческой мифологии[1], певец и музыкант. Из сохранившихся авторов впервые упомянут у Алкея[2] и Ивика[3].
Содержание |
[править] Происхождение
По наиболее распространенному варианту, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы (а Эагр был потомком Атланта в пятом колене через Алкиону, одну из дочерей его), муж нимфы Эвридики. По другим версиям, сын Эагра и либо Полигимнии, либо Клио, либо Мениппы; либо Аполлона (у Пиндара) и Каллиопы [4].
Согласно лексикону Суды, родился за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений [5]. Согласно Геродору, было два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом [6]. Ученик Лина или Мусея, либо сын Мусея [7], либо учитель Мусея.
[править] Мифы
Фракиец, из области киконов [8]. Жил в селении Пимплея у Олимпа [9].
Возлюбленный Аполлона [10]. Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Довел количество струн на лире до девяти [11]. Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию [12]. Водил за собой все [13].
Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Пел команду гребцам [14].
Отправился в Египет и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым в теологии, обрядах, поэзии и музыке [15]. Запрещал пролитие крови [16].
Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу [11]. Был посвящен в Самофракийские мистерии [17]. По другому рассказу, открыл тайные обряды Диониса [18], установил их на горе, названной от его кифары Кифероном [19]. Построил храм Коры Сотеры в Спарте [20]. Деревянная статуя Орфея находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике [21].
[править] Орфей и Эвридика
После смерти жены спускался за ней в подземное царство. Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства).
[править] Гибель Орфея
Существует несколько рассказов о его смерти. По одной из легенд, был растерзан менадами, насланными Дионисом, по другой — влюбленными в него и ревновавшими к Эвридике женщинами. Согласно Овидию, научил фракийцев любви к юношам [22], за что был убит женщинами. Убит менадами [23]. Либо он был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, превращен в созвездие Коленопреклоненного [24]. Либо за то, что в песне восхвалил богов, но пропустил Диониса [25]. Убит фракийскими женщинами в городе Дие (Македония), урну показывали у реки Геликон в Македонии. По версии, был поражен молнией [26].
Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов. Его растерзание бассаридами описывалось в трагедии Эсхила «Бассариды», где упоминалась и гора Пангей (фр.23-24 Радт).
Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы [27]. В отместку за Орфея фракийцы татуировали своих жен [28]. Музы собрали вместе его растерзанное на куски тело и похоронили его тело в Либетрах, а лиру Зевс поместил среди созвездий [11]. Гимны Орфея пели Ликомиды при совершении таинств [29]. Голова и лира плыли по Гебру и выброшены на Лесбос у Мефимны (или только голова) [30], лиру поместили в святилище Аполлона. На Лесбосе было святилище, где пророчествовала его голова [31]. По одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя, недалеко от Лиры. После смерти его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам [32].
[править] Философское значение
Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных предфилософских школ Древней Греции — орфизма. Эта школа была по сути религиозной, а орфизм можно назвать своего рода «ересью» на основе традиционной греческой религии. Тем не менее, «Орфей» и орфизм сыграли определённую роль в генезисе философского мышления, предопределив некоторые принципы ранней греческой науки.
От орфической школы сохранился ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах — либо на пластинках или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая традиция (Платон и Аристотель) пересказывают основные положения орфической школы. Прародителями всего, вслед за Гесиодом, выступают Океан и Тефия, родившиеся от Геи и Урана. Океан и Тефия прежде были сплетены вместе, но затем разделились под действием «лютой вражды». Тогда же породился и Эфир, в котором появились планеты, звёзды, горы и моря. Возникновение животного «подобно плетению сети» — оно возникает из органов постепенно (в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла).
[править] Образ Орфея в искусстве
Действующее лицо трагедии Аристия и неизвестного автора «Орфей», комедии Антифана «Орфей». Аристотель отрицал его существование.
- Опера «Орфей» (К. Монтеверди, 1607)
- Опера «Орфей» (К. В. Глюк, 1762)
- Оперетта «Орфей в аду» (Ж. Оффенбах, 1858)
- Зонг-опера «Орфей и Эвридика» (А. Журбин, 1975)
- Приз вручаемый победителям российской телевизионной премии «ТЭФИ» — статуэтка Орфея работы скульптора Эрнста Неизвестного.
- Французский писатель, художник, театральный деятель Жан Кокто пишет пьесу «Орфей» (1928). В 1949 году Кокто экранизирует пьесу.
- Пьеса «Орфей спускается в Ад» Теннесси Уильямса.
- У российской дарквейв-группы Otto Dix есть песня под названием "Орфей"
- Упоминается в фильме "Юленька. Смертельные уроки"
[править] Ссылки
Орфей на Викискладе? |
- Опера Клаудио Монтеверди "Орфей" (L' Orfeo)
- Краткое содержание (синопсис) оперы Глюка «Орфей» на сайте «100 опер»
- Г.Росси. Мастер священной лиры
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.262-264, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.503; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека, I 3, 2 далее.
- ↑ Алкей, фр. 80 Дильс конъектура // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.37
- ↑ Ивик, фр. 27 Дильс // Примечания А.А.Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.3. С.569
- ↑ Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 23; Евстафий. К Илиаде X 442; Цец. Хилиады I 12 // Комментарий Д.О.Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23
- ↑ Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.36
- ↑ Комментарий Д.О.Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23.
- ↑ Платон. Государство II 363с
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 3
- ↑ Страбон. География VII, фр.18
- ↑ Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.431; Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С.397
- ↑ 1 2 3 Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 24
- ↑ Гигин. Мифы 273
- ↑ Эсхил. Агамемнон 1629-1630; Клавдиан. Похищение Прозерпины II Вступ. 15-28
- ↑ Пиндар. Пифийские песни IV 175; Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24-34; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Валерий Флакк. Аргонавтика I 470; Гигин. Мифы 14 (с.23)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 3
- ↑ Аристофан. Лягушки 1032, реплика Эсхила; Гораций. Наука поэзии 392
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 43, 1
- ↑ Дамагет. Эпиграмма 2 Пейдж
- ↑ Лактанций. Божественные установления I 22, 15
- ↑ Павсаний. Описание Эллады III 13, 2
- ↑ Павсаний. Описание Эллады III 20, 5
- ↑ Овидий. Метаморфозы X 79-85; Гигин. Астрономия II 7, 3
- ↑ Овидий. Метаморфозы XI 1-41
- ↑ Гигин. Астрономия II 6, 3
- ↑ Гигин. Астрономия II 7, 1
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 30, 5.7; Диоген Лаэртский I 5
- ↑ Овидий. Метаморфозы XI 67-84
- ↑ Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 12
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 30, 12
- ↑ Фанокл. Любовные страсти; Вергилий. Георгики IV 523-527; Овидий. Метаморфозы XI 51-55; Лукиан. Неучу, который покупал много книг 11; О пляске 51
- ↑ Филострат. Жизнь Аполлония Тианского IV 14
- ↑ Платон. Государство X 620а