Орфей

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск
Фредерик Лейтон. Орфей и Эвридика
Гюстав Моро. Смерть Орфея

Орфе́й (др.-греч. Ὀρφεύς) — персонаж древнегреческой мифологии[1], певец и музыкант. Из сохранившихся авторов впервые упомянут у Алкея[2] и Ивика[3].

Содержание

[править] Происхождение

По наиболее распространенному варианту, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы (а Эагр был потомком Атланта в пятом колене через Алкиону, одну из дочерей его), муж нимфы Эвридики. По другим версиям, сын Эагра и либо Полигимнии, либо Клио, либо Мениппы; либо АполлонаПиндара) и Каллиопы [4].

Согласно лексикону Суды, родился за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений [5]. Согласно Геродору, было два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом [6]. Ученик Лина или Мусея, либо сын Мусея [7], либо учитель Мусея.

[править] Мифы

Фракиец, из области киконов [8]. Жил в селении Пимплея у Олимпа [9].

Возлюбленный Аполлона [10]. Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы. Довел количество струн на лире до девяти [11]. Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию [12]. Водил за собой все [13].

Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Пел команду гребцам [14].

Отправился в Египет и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым в теологии, обрядах, поэзии и музыке [15]. Запрещал пролитие крови [16].

Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу [11]. Был посвящен в Самофракийские мистерии [17]. По другому рассказу, открыл тайные обряды Диониса [18], установил их на горе, названной от его кифары Кифероном [19]. Построил храм Коры Сотеры в Спарте [20]. Деревянная статуя Орфея находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике [21].

[править] Орфей и Эвридика

После смерти жены спускался за ней в подземное царство. Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену ещё до выхода из царства).

[править] Гибель Орфея

Эмиль Бен. Смерть Орфея, 1874

Существует несколько рассказов о его смерти. По одной из легенд, был растерзан менадами, насланными Дионисом, по другой — влюбленными в него и ревновавшими к Эвридике женщинами. Согласно Овидию, научил фракийцев любви к юношам [22], за что был убит женщинами. Убит менадами [23]. Либо он был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, превращен в созвездие Коленопреклоненного [24]. Либо за то, что в песне восхвалил богов, но пропустил Диониса [25]. Убит фракийскими женщинами в городе Дие (Македония), урну показывали у реки Геликон в Македонии. По версии, был поражен молнией [26].

Дюрер. Гибель Орфея, 1494

Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов. Его растерзание бассаридами описывалось в трагедии Эсхила «Бассариды», где упоминалась и гора Пангей (фр.23-24 Радт).

Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы [27]. В отместку за Орфея фракийцы татуировали своих жен [28]. Музы собрали вместе его растерзанное на куски тело и похоронили его тело в Либетрах, а лиру Зевс поместил среди созвездий [11]. Гимны Орфея пели Ликомиды при совершении таинств [29]. Голова и лира плыли по Гебру и выброшены на Лесбос у Мефимны (или только голова) [30], лиру поместили в святилище Аполлона. На Лесбосе было святилище, где пророчествовала его голова [31]. По одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя, недалеко от Лиры. После смерти его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам [32].

[править] Философское значение

Основная статья: Орфизм

Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных предфилософских школ Древней Греции — орфизма. Эта школа была по сути религиозной, а орфизм можно назвать своего рода «ересью» на основе традиционной греческой религии. Тем не менее, «Орфей» и орфизм сыграли определённую роль в генезисе философского мышления, предопределив некоторые принципы ранней греческой науки.

От орфической школы сохранился ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах — либо на пластинках или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая традиция (Платон и Аристотель) пересказывают основные положения орфической школы. Прародителями всего, вслед за Гесиодом, выступают Океан и Тефия, родившиеся от Геи и Урана. Океан и Тефия прежде были сплетены вместе, но затем разделились под действием «лютой вражды». Тогда же породился и Эфир, в котором появились планеты, звёзды, горы и моря. Возникновение животного «подобно плетению сети» — оно возникает из органов постепенно (в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла).

[править] Образ Орфея в искусстве

Действующее лицо трагедии Аристия и неизвестного автора «Орфей», комедии Антифана «Орфей». Аристотель отрицал его существование.

[править] Ссылки

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.262-264, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.503; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека, I 3, 2 далее.
  2. Алкей, фр. 80 Дильс конъектура // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.37
  3. Ивик, фр. 27 Дильс // Примечания А.А.Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.3. С.569
  4. Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 23; Евстафий. К Илиаде X 442; Цец. Хилиады I 12 // Комментарий Д.О.Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23
  5. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.36
  6. Комментарий Д.О.Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23.
  7. Платон. Государство II 363с
  8. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 3
  9. Страбон. География VII, фр.18
  10. Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.431; Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С.397
  11. 1 2 3 Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 24
  12. Гигин. Мифы 273
  13. Эсхил. Агамемнон 1629-1630; Клавдиан. Похищение Прозерпины II Вступ. 15-28
  14. Пиндар. Пифийские песни IV 175; Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24-34; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Валерий Флакк. Аргонавтика I 470; Гигин. Мифы 14 (с.23)
  15. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 3
  16. Аристофан. Лягушки 1032, реплика Эсхила; Гораций. Наука поэзии 392
  17. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 43, 1
  18. Дамагет. Эпиграмма 2 Пейдж
  19. Лактанций. Божественные установления I 22, 15
  20. Павсаний. Описание Эллады III 13, 2
  21. Павсаний. Описание Эллады III 20, 5
  22. Овидий. Метаморфозы X 79-85; Гигин. Астрономия II 7, 3
  23. Овидий. Метаморфозы XI 1-41
  24. Гигин. Астрономия II 6, 3
  25. Гигин. Астрономия II 7, 1
  26. Павсаний. Описание Эллады IX 30, 5.7; Диоген Лаэртский I 5
  27. Овидий. Метаморфозы XI 67-84
  28. Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием 12
  29. Павсаний. Описание Эллады IX 30, 12
  30. Фанокл. Любовные страсти; Вергилий. Георгики IV 523-527; Овидий. Метаморфозы XI 51-55; Лукиан. Неучу, который покупал много книг 11; О пляске 51
  31. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского IV 14
  32. Платон. Государство X 620а