Гармония, Единение, Любовь, Искренность, Оптимизм, Свобода  -
ГЕЛИОС

Новости  -  На главную страницу  -  Сайт «ГЕЛИОС»Содержание учебной программы

Об авторе сайта

 

К проблеме синтеза науки и религии

Николай Панчишин, тезисы для Новосибирского университета, май 1998 г.

Нет религиозных символов без глубокого философского значения, причем глубина символизма возрастает параллельно с его древностью. Египетский Кнеф, символ Непознаваемого, опоясывающий чашу с водой, и индусский  Калаханса (Черный Лебедь), роняющий яйцо - прообраз Вселенной - в мировое Пространство, халдейский Дагон, человек-рыба, спасающий мир, и Вишну, спящий между кальпами на Змее Вечности, священное дерево Ашваттха (скандинавское Иггдрасил), ковчег Ноя, Моисея и Карны, лестница Иакова, сыновья Адити и Кашьяпы, обряды всесожжения и заклания агнца, крещение младенца-Будды царями нагов и распятие Христа, - все эти аллегорические понятия, идущие из глубокой древности, обладают колоссальной информационной емкостью и встречаются, в той или иной форме, во всех религиозно-мифологических системах. Попытка найти то общее, что их связывает, сопоставив его с научными представлениями о мире, и является целью настоящей работы.

Существует несколько способов восприятия религиозно-символических книг: буквальный (текстовой), нравственный, аллегорический и мистический (восточные школы упоминают о трех еще более высоких уровнях). Современная интерпретация религиозного символизма основывается, в основном, на его конкретно-историческом значении, отрицая возможность иной трактовки под предлогом ее "ненаучности". Тем не менее, совершенно очевидно, что только выход за пределы буквального понимания священных текстов и мифологических образов может открыть их глубокий философский смысл.

Сопоставительное изучение религиозных книг, мифологических символов и народных обрядов приводит к двум принципиальным выводам:

1.   На заре нашей цивилизации существовала чрезвычайно емкая информационная система, выражающая в символически-числовой форме глубокие знания об окружающем мире. Эту систему можно обозначить термином "архаическая доктрина". Именно она лежит в основании всех мифов и религиозных представлений древности, интерпретируемая каждой нацией в силу присущих ей специфических черт (этнографических, психологических, интеллектуальных, культурных и т.д.).

2.   Глубина постижения мира и логическая стройность архаической доктрины, ее внутреннее единство, сжато сформулированное в разработанном символическом аппарате, не только не противоречит современным научным представлениям о мире, но и намного превосходит их, дополняя любую отдельную научную теорию общей концепцией эволюции.

 

Ограниченность научного восприятия заключается в его дискретности. Логико-математический аппарат, расчленяя мир на составные части, теряет отчетливое понимание его единства, столь характерное для древних философских систем. Предельная дифференциация знаний, достигнутая современной цивилизацией и выражающаяся в непрестанном противоборстве религиозных, философских и научных подходов, может быть компенсирована созданием общей концепции Вселенной, гармонично объединяющей духовные и научные понятия. Ее основой может стать синтез сегодняшних научных представлений с космогонией древних народов, которая нуждается в самом тщательном и непредвзятом изучении современной наукой.

Сопоставительная мифология, религиеведение и символизм помогут найти ключ к разгадке многих тайн Вселенной, аллегорически изложенных в священных книгах и преданиях всех народов.

---

 

Об элитарности общества

Н. Панчишин, 2004-01-16

Система элитарного общества – это ловушка для обеих сторон: и для элиты и для одураченных масс, для первой в большей степени, чем для второй. Ведь тот, кто попадает в «элиту» становится ее рабом еще в большей степени, чем тот, кто находится на социальном дне. Престиж, гонка за известностью и хорошим положением, погоня за материальным достатком, и, самое главное, за положением в обществе делает людей скрытными, подозрительными, враждебными друг к другу. И поскольку мы получаем из мира то, что посылаем ему, соответственно, таких людей окружает все больше и больше скрытности, подозрительности, жестокости и предательства. Согласитесь, совсем не интересно жить в подобных условиях.

Вообще, разделение на элиту и «низы» - это просто способ развития общества через конфликт. Только это очень примитивный способ, в котором обе стороны страдают.

 

---

Конфликт формы и содержания

Январь 2004 г.

Существуют две системы: одна отвечает за форму, вторая  - за содержание. Первую обычно связывают с Темными силами, вторую – со Светлыми. Получается такая картина:

Схема №1 Эволюция через гармонию и конфликт

 

 

 

 

 

 

Равнобедренный треугольник: ГАРМОНИЯ

 

 

Скругленный прямоугольник: МИР СОДЕРЖАНИЯ

 

Скругленный прямоугольник: МИР ФОРМЫ

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

  Блок-схема: подготовка: Пограничная зона между конфликтом и гармонией

 

 

 

 

 

 

 

 

Скругленный прямоугольник: МИР СОДЕРЖАНИЯ

Равнобедренный треугольник: КОНФЛИКТ

Скругленный прямоугольник: МИР ФОРМЫ

 

 

 


 Вся суть отношений заключается в том, что если человек акцентирует свое внимание на форме, то он мыслит дискретно. Обычно он развивается от конкретного к абстрактному, от объекта к субъекту. Если же человек сориентирован на содержании (что и выражается в устремлении к духовности), то он нисходит от абстрактного к конкретному. Таким образом эти две ветки переплетаются между собой, образуя восходящий и нисходящий поток. Это своего рода две спирали ДНК или жезл Кадуцея (Гермеса). Именно таким образом происходит циркулящция жизни.

Нам казалось раньше, что если человек устремляется к духовности, то это хорошо, а если к материальности, то это плохо. На самом деле оба эти движения необходимы. Если человек чрезмерно устремляется к материальному и его все больше и больше интересует аспект формы, то он тускнеет, в нем исчезает радость, доброта, любовь. Если человек переходит в духовную систему и все больше продвигается в ней, то в нем тоже постепенно теряется содержание и его накопленный потенциал просто расходуется на поддержание догматических религиозных форм. Таким образом, религиозный ритуал тоже становится формой,  потому что истинная суть религии – это служение Любви и распространение ее вокруг нас.

Ошибка духовных движений

Заключается в том, что, делая акцент на духовности и противопоставляя ее материальности, они уходят во внутреннюю агрессию по отношению к аспекту формы. Но пограничная зона между мирами тщательно оберегается стражами порога и малейшая агрессия блокируется. Агрессии не разрешают проходить в другие царства природы и, получается, что человек осуждающий материальность сам заключает  себя в темницу, в темницу т.н. «духовности», в которой все меньше и меньше любви и все больше и больше осуждения.

Он начинает бороться со своим собственным стражем порога и усиливает его своей ненавистью. Т.е. он борется со своим собственным страхом, борется против себя самого.  Заканчивается эта ситуация обычно трагически: человек погибает, борясь вроде бы за хорошее дело.

Правильно ли это? Конечно нет. Нужно обязательно выходить из духовного тупика и приобщаться к материи, не осуждать ее, а просветлять. Это очень тяжело сделать, когда видишь откровенную и беззастенчивую атаку на все Высшее, но наша борьба будет заключаться только в создании Света.

 

---

 8 мая 2006 г.

Евангелие от Иуды

Интересная особенность евангелия от Иуды заключается в том, что в нем не содержится сцены распятия Иисуса. Это подтверждает идеи Е.П.Б. о том, что распятия этого не было. Оно придумано Иринеем и другими отцами для упрощения смысла христианского ритуала. Это очень важный знак.