Предложения о создании нового учебного курса

На факультете международных отношений БГУ

Минск, 2003 г.

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

КОМУ:                  зам. декана фмо, хухлындиной л.м.

ОТ:                         ст. преподавателя кафедры романских языков панчишина н.В.

ДАТА:                    30.04.2003

тема:                  предложения по организации учебных курсов на иностранном языке

Уважаемая Людмила Михайловна,

Для оптимизации учебного процесса и лучшего развития навыков аудирования и говорения на иностранном языке, возможно, было бы разумно ввести хотя бы несколько пробных курсов преподавания специальных дисциплин на иностранном языке. Эта практика проводится, например, в ЕГУ и, если я не ошибаюсь, в институте современных знаний.

В настоящий момент мне предложено прочитать в ЕГУ курс лекций на французском языке по теме: "Роль религии в международной геополитике." Я мог бы разработать и прочитать похожий курс здесь, у нас на факультете. По имеющемуся у меня опыту, это вызывает большой интерес у многих студентов. Кроме того, тематику курса можно видоизменить, дополнить проведением серии круглых столов и т.д. Например, можно прочитать курс по философии 20 века, философскому антропоцентризму в современной социологии, ряду тем по культурологии, выработке современной эволюционной философской парадигмы и т.д. В настоящий момент я работаю над диссертацией "Роль религии в современной геополитике" и мог бы использовать этот материал для учебного курса.

Кроме того, эту же идею можно предложить коллегам с других кафедр (германских языков, английского языка, восточных и т.д.), с тем, чтобы эта практика могла укрепиться у нас на факультете. Это помогло бы, на мой взгляд, студентам, посещающим подобные занятия, повышать уровень языка в стенах самого факультета, не выезжая за рубеж и не тратя на это большие средства, и кроме этого, позволило бы привлечь к разработке учебной программы представителей посольств (например, посольства Франции),  что, несомненно, способствовало бы лучшему контакту преподавателям нашей кафедры с представителями посольств, повышению уровня знаний у студентов и повышению престижа самого факультета.

 

Ниже я прилагаю для ознакомления тематику спецкурса, который мне предложили читать  в ЕГУ.

 

 

С уважением,

 

Николай Панчишин


Роль религии в мировой геополитике

Программа курса

Николай Панчишин

Ниже приведенный курс призван познакомить студентов с современными представлениями о религии, духовности в контексте современной международной политики.

Показывая основные этапы формирования новой общей концепции эволюции курс, вместе с тем, показывает различные аспекты этого сложного процесса. Предмет курса вытекает из его названия: дать общее представление о роли религии и духовности в современном мире и их взаимосвязь в виде логического, постоянного и неизбежного процесса.

В основу курса положены основные концепции, подходы и тенденции в культурологии, истории, философии и социологии. Представляя широкий спектр различных подходов, он остается внутренне цельным и достаточно уравновешенным.

Поскольку автор постоянно работает над расширением своих взглядов и представлений в этой области, курс может со временем дополняться и дорабатываться.

План курса

1.      Общие представления

1.a. Понятие религии в античности и в современной жизни.

Разница между восточным и западным стилем мышления.

1.b. Происхождение и взаимовлияние религий, их общий источник.

1.c. Центробежные и центростремительные силы эволюции, негатив и позитив как понятия, проблема добра и зла.

2.      Философский и религиозный антропоцентризм

2.a. Различные подходы к сложному строению мира и человеческой жизни (взаимосвязь эмоций, ментального плана и духовности человека).

3.      Краткий обзор философского подхода к духовности и религии (на примере наиболее известных философов)

4.      Краткий обзор мифологических систем:

4.a. Загадки древних цивилизаций: путь к современным научным открытиям.

4.b. Основные представления о мифологии и религии: Индия, Средняя Азия (зороастризм), Египет, Европа (кельты и друиды), Америка (система майя), христианство и гностицизм, ислам…

4.c. Древние религиозные тексты и книги: Бхагават-Гита, Книга мертвых, Талмуд, Авеста, Коран…

Аллегорические и мифологические ключи в восприятии священных текстов.

Мистические течения в недрах официальных религий: суфизм, каббала, махаяна…

5.      Сближение науки и религии:

5.a. Наука и религия, общее и различное

5.b. Последние открытия естественных наук: путь к научной религии.

6.      Геополитика и духовность: точки соприкосновения

6.a. Проблема экуменизма: попытки сближения

6.b. Приближение к этическим нормам в современной жизни (этические императивы в политике, экономике, экологии, социальной жизни…).

6.c. Подходы к новой цивилизации (в экономике, социологии, туризме, транспорте, сельском хозяйстве…).

Принципы новой парадигмы (Harmonynet).

Противоречия между свободой человека и единством мира; между религией и духовностью (аспект формы и содержания); между духовностью и социальными науками.

6.d. Проблема сект: причины, мифы, результаты

Общее представление о механизме формирования сект (духовных социальных групп), понятие эгрегора.

6.e.  Роль НПО в современных социальных программах:

НПО в системе ООН, ЮНЕСКО … (ИПС, Worldharmonynetwork, Касьянов, Гордина…).

Наиболее влиятельные персоналии XX века в духовной и общественной областях.

 

Le rôle des religions dans la géopolitique mondiale

Programme de cours

Nikolai Pantchishin

Le cours ci-dessous démontre aux étudiants les notions contemporaines sur la religion, la spiritualité et la politique actuelle. Il est construit de sorte à donner une image générale sur tous ces processus dans le contexte de la mondialisation.

En essayant à démontrer un nouveau paradigme global il décrit en même temps les particularités et les acquisitions concrètes de ce processus complexe. L'objet de ce cours découle de son titre: donner les idées essentielles sur le rôle des religion et de la spiritualité dans le monde en manifestant que c'est un processus logique, constant et inévitable.

Le cours est construit en prenant en considération les méthodes et les nouvelles tendances dans la culturologie, l'histoire, la philosophie et les sciences sociales modernes. Présentant un large éventail des opinions différentes, il reste en même temps intérieurement uni et équilibré.

Puisque l'auteur travaille toujours sur l'approfondissement de ces sujets il peut être élargi et approfondi avec le temps.

Plan

1.      Notions générales:

1.a. La notion de la religion dans l'antiquité et dans la vie actuelle.

La différence entre la mentalité orientale et occidentale

1.b. L'origine et l'interdépendance des religions, leur source commune.

1.c. Les forces centrifuges et centripètes de l'évolution, le négatif et le positif, comme notion, le problème du bien et du mal.

2.      Antropocentrisme religieux et philosophique

2.a. Les différentes approches envers la complexité de l'existance humaine (émotions, mentalité et spiritualité mélangé)

3.      Bref aperçu de l'approche philosophique envers la spiritualité et la religion (sur l'exemple des philosophes les plus connus)

4.      Bref aperçu des systèmes mythologiques:

4.a. Énigmes des civilisations anciennes: voie vers les découvertes contemporaines

4.b. Notions générales sur la mythologie et les religions: Inde, Asie moyenne (Zoroastrisme), Égypte, l'Europe ( Celtes et druides), l'Amérique (Système maya), le christianisme et le gnosticisme, l'islam...

4.c. Les textes et les livres anciens religieux: Bhagavat-Gita, Livre de mort, Talmud, Avesta, Coran...

Les clés allégoriques et mythologiques pour lire les textes sacrés

4.d. Les courants mystiques au sein des religions officielles: soufisme, kabbala, mahayana...

5.      La convergence entre la science et la spiritualité

5.a. La science et la religion: points communs et différences

5.b. Les dernières découvertes scientifiques: voie vers la religion scientifique

6.      Géopolitique et la spiritualité: points de connection

6.a. Le problème de l'oecuménisme: tentative de rapprochement

6.b. La primordialité des normes éthiques dans la vie actuelle (les impératifs éthiques en politique, économie, écologie, vie sociale...).

6.c. Les approches vers une nouvelle civilisation (dans l'économie, la sociologie, le tourisme, le transport, l'agriculture, etc.).

Principes du Nouveau Paradigme (Harmonynet).

Les contradictions entre la liberté de l'individu et l'unité du monde; entre la religion et la spiritualité (la forme et le contenu) entre la spiritualité et les sciences sociales.

6.d. Problème des sectes: les causes, les myths, les résultats

Quelques notions sur le mécanisme de la formation des sectes (groupes spirituels sociaux), notion de l'égrégor.

6.e. Le rôle des ONG dans les nouvelles découvertes sociales.

Les ONG dans le système de l'ONU, de l'UNESCO, etc. (IPS, Worldharmonynetwork, Kassianov, Gordina…)

7.      Les personnages marquants du XX sciècle dans le domaine spirituel et religieux

 
Один из примеров лекционного материала 

Мировоззренческая парадигма ХХI века

Начиная со второй половины ХХ века в нашем планетарном мире произошли качественные изменения и он вступил в эпоху глобального кризиса, обусловленного общим процессом развития цивилизации, ориентированным на необратимую экономическую и экологическую деятельность. Основная проблема мировой экономики и экологии заключается в том, что освоенная сумма технологий использует в конечном продукте не более 3-5% вещества и энергии. Остальные 95% выбрасываются в состав отходов. В итоге возникли проблемы и барьеры, которые в стратегической перспективе не смогут преодолеть ни бедные, ни богатые страны, тем более если научное мировоззрение цивилизации базируется на концепции замкнутости системы Земли.

   Глобальный ресурсный и экологический кризис мировой экономики - это на самом высший кризис 1-го уровня.

   Кризис 2-го уровня - это кризис развития всей человеческой культуры, обусловленной переключением Мирового Импульса развития с Запада на Восток.

   Кризис 3.го уровня - это кризис трансформации человечества в новые космические состояния, ноосферный тип существования с 4хмерным сознанием, с новой суммой технологий и новыми глобальными целями и идеомами.

   Поскольку Россия оказалась с состоянии иерархического системного кризиса одновременно на всех уровнях, включая внутренние разрушительные процессы в виде связей прежнего Союза, то для решения частных проблем необходимо решить сначала самые общие и фундаментальные. Любая идеальная модель экономики не изменит ситуации, не удастся достигнуть благополучие и в режиме изоляции от прелести свободного рынка. От гравитационной бури приближающихся мирового экономического и экологического кризиса не удастся спрятаться ни одной стране, включая США.

   Необходимо в первую очередь снять кризис высшего порядка - обусловленный Сверхцелью Истории Земли и Космоса - разрешить проблему перехода земного человечества в новую цивилизацию. Но чтобы понять смысл и содержание кризиса высшего порядка необходимо восстановить целостную модель или картину Мира, понять его собственную Динамику, структуру, целевую Функцию и Системное строение и определить в нем место и задачи человека и человечества (антропосферы).

   Развитие общества можно определить как творческий процесс в системе Вселенской Антропосферы, реализующийся через накопление и преобразование потоков свободной энергии. Устойчивое развитие достигается при условии его гармонизации с законами глобальной эволюции Разумной Жизни.

   Устойчивость развития сегодня целесообразно рассматривать в рамках более широкой и многогранной системы Бытия., типа Космос-Природа-Антропосфере-Общество-Человек. В рамках такой системы миропонимания выявляются более фундаментальные законы сохранения и развития Разумной и Духовной Жизни и ее собственные пространственно-временные масштабы и диапазоны.

   Универсалии Бытия - Космос и Природа, Общество и Человек взаимодействуют через скрытую динамику и мир явлений, включенные в Единый и Гармоничный Творческий Процесс. Срединная Универсалия-Антропосфера может рассматриваться как вместилище Мировой памяти, Абсолютной Идеи и Стрелы Вечной Эволюции. Источником эволюционного процесса планетной цивилизации является Абсолютная Идея, совмещенная с Антропосферой, физическим выражением является Метагалактика, отождествляемая с Физической Вселенной. Масштабы нашей Антропосферы составляют 60 порядков на Мировой логарифмической Оси - от размеров максимона или планкеона в 10 см до 10 радиуса Метагалактики. При этом относительные Микро. Макро и Мега масштабы Антропосферы равны 20 порядкам.

   Мировая Антропосфера обеспечивает Антропокосмическую Меру и Форму протяженности всех вещей в масштабе человеческого макромира и длящееся состояние Бытие (хрональность и хроноцелостность).

Лисин В.Н.

Академик РАН

Библиография 
(на русском)

1.       А.Д.Урсул. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: Издательский дом Ноосфера , 1998. - 500 с.

2.       А.Ф.Бугаев. Введение в единую теорию мира. - М.: Белые альвы, 1998. - 320 с.

3.       А.Ф.Шишкин. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 книгах. Кн. 2. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996 - 656 с.

4.       Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

5.       Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000. – 258 с.

6.       Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

7.       Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

8.       Делёз Ж. Ницше. СПб., 1997.– 186 с.

9.       Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. – 160 с.

10.    Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. – 272 с.

11.    Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997. – 270 с.

12.    Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. – 120 с.

13.    Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. – 543 с.

14.    Социальная стратификация. М., 1992. Вып. 1 – 3. Вып. 1. – 300 с.; вып. 2. – 340 с.; вып. 3. – 288 с.

15.    Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С.Ерасов. М., 1998. – 556 с.

16.    Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. М., 1998. – 204 с.

17.    Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. – 302 с.

18.    Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.– 406 с.

19.    Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997. – 448 с.

En français

1.       Sodokin Codjo, Les syncrétismes religieux contemporains et la société béninoise. Le cas du "Christianisme céleste". , Histoire (Troisième cycle), dir. De Montclos, univ. Lyon II, 1984, 306p.

2.       Deloye Yves, La citoyenneté au miroir de l'école républicaine et de ses contestations : politique et religion en France XIXdeg.-XXdeg. siècles., Science politique (Doctorat), dir. Birnbaum, univ. Paris I, 1991, 906p.

3.       Requillard Françoise, La Grande Loge symbolique écossaise., Histoire (Doctorat d'Etat), dir. Ligou, univ. Dijon, 1989

4.       Gay-Laurans Michelle, La science chrétienne, Secte ou révélation?, Histoire (DEA), dir. Durand, univ. Lyon III, 1990, 52p.

5.       Isaac Lucien, L'unité de la vie dans la théologie systématique de Paul Tillich, Théologie (3deg. cycle), dir. Siegwalt, univ. Strasbourg, 1981

6.       Baudry Gérard, L'Eschatologie dans l'oeuvre de Teilhard de Chardin., Théologie (3deg. cycle), dir. Lavalette de, univ. Institut cathol. Paris, 1977

7.       Lhomme Erik, Aspects sociaux et religieux de l'ancien royaumme de Chitral au Nord-Pakistan., Histoire (DEA), dir. Prudhomme, univ. Lyon III, 1991, 98p.