Buket_v_ruke

Гармония, Единение, Любовь, Искренность, Оптимизм, Свобода –
Г Е Л И О С

На главную страницу - Содержание учебной программы - Видеоролики - Фестский диск

---

 

РАСКРЫТА ЛИ ТАЙНА ФЕСТСКОГО ДИСКА?

Прошло более девяноста лет с тех пор, как при раскопках города Фест на Крите был найден один из самых замечательных и загадочных памятников истории и культуры древнейшего Средиземноморья - глиняный диск, обе стороны которого по спирали обегает надпись, сделанная странными, непонятными знаками. Это первый в истории человечества сохранившийся печатный текст, оттиснутый на глине с помощью миниатюрных штампов - за три тысячелетия до изобретения книгопечатного станка Гутенбергом (диск был изготовлен около 1600 года до новой эры).

Кто только не пытался разгадать содержание таинственной надписи: и историки, и лингвисты, да и просто любители древности всего мира! Что только не пытались прочесть на Фестском диске! То гимн в честь верховного божества, то "путеводитель" по святым местам Крита, то краткую историческую хронику... Одни исследователи сравнивали знаки на диске со знаками иных известных систем письма. Другие пытались угадать смысл знаков исходя из их внешнего облика. Третьи видели ключ к разгадке, подсчитывая, как часто встречаются в надписи те или иные знаки. Безрезультатно.

Одна из последних гипотез была опубликована в журнале "Наука и жизнь" (см. № 1, 1998 г.). Ее автор - немецкий филолог Д. Оленрот - предположил, что надпись сделана не знаками реально существовавшей письменности, а неким шифром, за которым кроются буквы классического древнегреческого алфавита. Исходя из этой посылки, Оленрот прочел на одной стороне диска магическую формулу обряда в честь греческой богини Деметры, а на другой - сведения о храме Зевса в городе Тиринфе, одном из важнейших центров так называемой микенской цивилизации, процветавшей во II тысячелетии до новой эры на юге Балканского полуострова.

Прочтение да и подход к дешифровке Д. Оленрота, на мой взгляд, вызывают несколько принципиальных возражений.

Бесспорно, каждый волен поступать по-своему, можно начинать дешифровку и с "чистого листа". Но, вероятно, было бы правильнее, если бы автор, приступая к работе над надписью, опирался на уже твердо установленные факты. Например, сегодня большинство исследователей считают систему письма, примененную на диске, не алфавитной, а слоговой. Иными словами, каждый знак этой письменности соответствует не одному звуку речи (как в греческом или любом другом алфавите), а целому слогу. Подсчитано, что в слоговой письменности Фестского диска было 60-70 знаков, 45 из которых встречаются на самом диске. Каждый согласится, что 60-70 знаков многовато для письма алфавитного (современный русский алфавит насчитывает 33 буквы, алфавиты европейских стран - и того меньше, классический греческий алфавит имел 27, а затем 24 буквы).

Однако Д. Оленрот пытается соединить эти две разные системы письма. Некоторые знаки Фестского диска, по его мнению, выражают не единичные звуки, а дифтонги (то есть сочетания гласных, например - ай, эй, эу). С моей точки зрения, это не прибавляет убедительности его гипотезе: дифтонги в греческом языке всегда писались раздельно. И следующее. Согласно предложенной Оленротом дешифровке, одна и та же греческая буква почему-то может выражаться на диске разными знаками. Так, букве "сигма" (с) соответствуют четыре непохожих друг на друга знака, букве "йота" (и) - три, букве "омикрон" (о) - два... Каков смысл в применении такого рода странного шифра? Да им попросту никто не смог бы воспользоваться.

Как уже говорилось, Фестский диск появился в 1600 году до новой эры, а имеющийся сегодня в распоряжении ученых материал доказывает, что греческий алфавит возник не ранее IX века до новой эры. Он сложился по образцу финикийского письма, о чем говорит сходство и в начертании букв, и даже в их названии. Но и само финикийское письмо (кстати, имевшее знаки только для согласных звуков) возникло все же позже Фестского диска. Что дало ученому основание отодвинуть возникновение греческого алфавита в более древнее время?

И, наконец, третье возражение. Оленрот считает, что родина Фестского диска не Крит, где он был найден, а материковая Греция. Это вытекает из греческого языка, на котором будто бы составлена надпись (на Крите в те времена на греческом еще не говорили), и из ее содержания, повествующего о греческих, а не о критских храмах.

Однако многое говорит о том, что Фестский диск был создан именно на Крите. Свидетельство тому - островное происхождение глины, из которой вылеплен диск, а прообразами всех знаков диска стали местные, критские реалии. Особенно важна найденная археологами в одной из критских пещер медная секира, относящаяся к тому же времени, что и диск. На ней сохранилась своеобразнейшая надпись, сделанная вперемежку знаками письма Фестского диска и так называемого линейного письма А, широко распространенного на Крите в тот период. (С помощью письма А передавался критский, то есть минойский, неиндоевропейский язык.) А стало быть, нет сомнений и в том, что эти две системы письменности функционировали на острове одновременно, были взаимозаменяемы. Видимо, они использовались в разных сферах жизни: линейное письмо А служило для деловых, хозяйственных документов, а письмо Фестского диска - для религиозных, сакральных текстов. Это тоже подтверждает: язык Фестского диска не греческий, а минойский.

Предлагая свою расшифровку, Оленрот читает надпись на диске от центра к краю и получает нужный ему смысл. Однако некоторые специалисты, исследовавшие технику нанесения знаков, считают, что этот процесс шел от края к центру. Казалось бы, тогда и читать надпись следует именно так.

На мой взгляд, ближе всех к раскрытию тайны загадочной надписи на диске подошел российский историк и лингвист А. А. Молчанов. В свое время о его работах журнал "Наука и жизнь" уже рассказывал (см. № 2, 1983 г.), а в наиболее полном виде они изложены в его книге "Посланцы погибших цивилизаций (Письмена древней Эгеиды)" (М., "Наука", 1992).

При дешифровке А. А. Молчанов применил комбинаторный анализ. Прежде всего он выявил на диске личные имена правителей, а затем - топонимы, то есть названия критских городов. Успешно решив эту задачу, исследователь смог построить так называемую искусственную билингву, то есть искусственно созданную двуязычную надпись, чтение части слов которой известно по ранее дешифрованным памятникам. Создав такую билингву, можно было работать с ней в том же ключе, в котором полтора века назад работал Франсуа Шампольон с реально дошедшей греко-египетской билингвой - Розеттским камнем (что позволило ему впервые прочесть египетские иероглифы).

Методика А. А. Молчанова была высоко оценена многими выдающимися учеными - академиком А. В. Арциховским, И. Д. Амусиным, Н. Я. Мерпертом, Л. А. Гиндиным, О. С. Широковым и другими. Она позволила прочесть большую часть знаков Фестского диска и не только в общих чертах, но и с известной детализацией понять содержание надписи. По Молчанову, на диске содержится сообщение о посвящении этого предмета в святилище царем Кносса (главного центра древнего Крита) и подчиненными ему правителями других критских городов. Очевидно, диск существовал не в единственном числе: каждый из участников посвящения, скорее всего, получил персональный экземпляр, изготовленный путем тиражирования. Один из таких экземпляров, принадлежавший правителю Феста, дошел до нас. Не исключено в будущем найти на Крите другие экземпляры диска или их фрагменты.

Наука движется вперед, к раскрытию все новых загадок древнейших цивилизаций. Думается, недалек тот миг, когда Фестский диск будет полностью дешифрован и в нем практически не останется неразгаданных знаков.

 

Кандидат исторических наук И. СУРИКОВ.

 


 

Тайны "Фестского Диска"     

 

(продолжение - 1 ; слова в скобках - помощь автоматическому переводу )

Мировая история развития технологии производства керамических изделий, несмотря на всё разнообразие форм , стилей и способов их изготовления , делится на два основных периода . Первый период - способом налепа ( лепить ) (руками , путем спиралеобразного налепа (лепить спиралью ) - наращивания отделъных ( отдельно ) жгутов глины до образования необходимой формы ) и обжига на кострах , до ~ 6000 тыс . л . назад . И второй период , от ~ 6000 тыс . л . назад , когда были изобретены печи обжига и гончарные круги , до настоящего времени . Упоминание этой информации необходимо для решения двух вопросов . Первый вопрос – истинный возраст “ Фестского Диска ” ? . Возникает он из того , что диск изготовлен вручную , то есть по технологии существовавшей до ~ 6000 тыс . л . назад . И решение этого вопроса , установление истинного возраста диска , необходимо для решения второго , главного вопроса – установление уровня моря на “ период “ изготовления " Фестского Диска " . Почему ??? .

16000 лет назад начался настоящий ( существующий ) период потепления . Уровень моря на тот период был на 100 метров ниже настоящего . По строительным стандартам ~ 3 метра на этаж – это высота примерно 33 этажного дома . По возрасту “ Фестского Диска “ ( ~ 6 метров повышения уровня моря на 1000 лет ) , уровень моря поднялся на ~ от 60 до 72 метров ( имеется ввиду время изготовления диска ) , то есть - от 20 до 24 этажей . Здесь не надо больших способностей воображения чтобы представить себе последствия такого повышения уровня моря применительно к сегодняшнему дню . По тем временам , повышение уровня моря значительно повлияло на эволюцию человечества , особенно тех народов , которые жили в прибрежных зонах , за счёт “ даров моря “ . Непосредственно - рыболовства , а также “ продуктов “ остающихся после приливов и отливов ( отлив ) . Именно затопление мест проживания вынуждало эти народы решать вопросы выживания “ путём “ отступления - уступления воде , вплоть до переселения на другие матереки , острова и т. д. . Потому , что в отсутствии государственного деления “земного“ пространства, в те времена , все жизненные вопросы “ упирались” и решались с одной , главной “ позиции “ – “ ВЫЖИТЬ !!! “ и продолжить свой “ РОД !!! “ . И уже в те давние времена находились (были ) люди осознававшие необходимость познания окружающего “ мира “ , как единственного условия выполнения вышеупомянутой “ задачи “!. С полной уверенностью , к “ ним ” можно отнести и автора “ Фестского Диска “ , что будет ясно из дальнейшего описания сути диска . И именно эти ( вышеупомянутые ) события послужили созданию “ Фестского Диска “ .

Однако , прежде чем я приступлю к основной теме “ Фестского Диска “ , наверное необходимо внести некоторую “ ясность “ . Мы будем разговаривать о “ памяти “ о народе , как - бы “ растворившемся “ на пути истории цивилизации . С целью - восстановить историю его жизни и возможно “ свидетельства ” его творчества . Поэтому , чтобы не нарушать ” его покой “ спорами о “ приоритетах ” , должен предупредить , что все “ они ” защищены Российскими законами и зарегистрированы в " Литовском агенстве ассоциации по защите авторских прав “ .

Так где , на какой территории , был изготовлен " Фестский Диск “ ? .

Прежде чем я отвечу на этот вопрос , поговорим о сути и смысле знаков . Оригинальность знакового шифра “ Фестского Диска “ заключается в том , что автор используя визуальное сходство “ предметов ” и “ т.д. ” скомпоновал их в один узор , используя разность их сути и смысла , в зависимости от темы . То есть , наделив каждый знак несколькими значениями , ему удалось отобразить весь окружающий его мир , а также жизнь природы и народов с которыми он общался , и занимался творческой деятельностью .

И так . Ассиметричное ( не симметричное ) вращение спиралевидного узора с право на лево , на обеих сторонах диска (в контексте календаря ) , отображает движение солнца в южном полушарии нашей земли . Наличие знака - бумеранг - позволяет сделать более точное определение места изготовления “ Фестского Диска “ , это - АВСТРАЛИЯ ! И вот почему . Дело в том , что согласно историческим сведениям , бумерангом пользовались и пользуются только жители Австралии , и то не все . В основном его использовали жители Восточного побережья Австралии . Но точку в цепи доказательств Австралийского происхождения “ Фестского Диска ” ставит не “ Он ” . Решающее доказательство заключается в следующем . В 50 км. от Сиднея (Австралия ) имеются пещеры на стенах которых “ нарисованы “ рисунки , выполненные оригинальным художественным стилем . Линии рисунков состоят из выдолбленных ямок диаметром ~ 2см и соединённых желобками ( канавки ) ~ 6-8 см. длины . И - ФРАГМЕНТ - этого художественного стиля , масштабно ( масштаб ) уменьшенный , как раз и завершает последний виток спирали , создавая со следующей сплошной линией коридорчик ( коридор ) для “ движения “ по спирали в обратном направление !!! (см. выделено на картинке). A “ ИЗЮМИНКА “ секрета “ знака – фрагмента “ заключается в том , что автор “ Фестского Диска “ , используя визуальную часть упомянутого художественного стиля , в виде фрагмента , на самом деле использовал его смысловую суть ( секрет “ сути-смысла “ упомянутого художественного стиля будет опубликован позже ). Что позволило ему соединить воображаемое движение по спирали , как при расположении информации на диске , так и при снятии её с него , в единое замкнутое движение , не забыв создать “ коридорчик ” ( коридор ) для воображаемого входа и выхода из “ информационного мира “ спирали диска (то-что это именно “ информационный мир ” , будет доказано позже )!!!. Исходя из опубликованного выше можно (скорей всего нужно ) задуматься над рядом вопросов : автор “ Фестского Диска “ сам создал и воплотил этот стиль ? ; или ... ??? ( то , что автор знал суть и смысл этого стиля – это однозначно ! ). Но мы пока займёмся ответами , точнее сказать : подведём предварительный итог опубликованной информации.

Опубликованная выше информация , плюс частичное объяснение - сути , смысла , значения “ Фестского Диска “ , будут необходимы для дальнейшего раскрытия следующих “ секретов “ – с какой целью был изготовлен “ Фестский Диск “ и - ЗАЧЕМ ? ! .

( Продолжение следует )

 

 

 

Для писем: nvpminsk@yandex.ru