СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

КОМУ:           заведующему кафедрой романских языков дублянскому в.и.

ОТ:                 ст.  преподавателя панчишин н.в.

ТЕМА:           заявление об увольнении

ДАТА:            30.04.2006

 

Уважаемый василий иванович,

В связи с тем, что в наших с Вами отношениях возникают в последнее время недоразумения и я чувствую какое-то давление, я обращаюсь к Вам с просьбой уволить меня по собственному желанию, чтобы избежать разрастания этого взаимного конфликта.

Объективно говоря, это никак не проистекают из хода самого учебного процесса. Ведь все, или почти все мои студенты показывают прекрасные результаты на  экзаменах и даже в сложных группах, как та, в которой я сейчас работаю, мне удается наладить нормальный учебный процесс и реальное продвижение студентов в плане языка. Более того, почти всегда в тех группах, где я работал у меня возникают прекрасные отношения со студентами и мне удается расширить их кругозор как в специальных областях (будь то экономика или право), так и в вопросах международной геополитики и общечеловеческой культуры.  Причем это все делается в рамках учебной программы и на достаточно высоком профессиональном языковом уровне. Дискуссии, обсуждения, творчество и самостоятельная работа над изучаемым материалом – это как раз те формы, которые помогают студентам лучше изучить разговорную речь и свободно ориентироваться в языке в различных профессиональных и обычных жизненных ситуациях.

Мне представляется очень перспективным направление, в котором обучение выступать перед аудиторией, проводить круглые столы, вести дискуссии на профессиональные тем будет непосредственно преподаваться и применяться на практике. Это своего рода моделирование и прохождение на иностранном языке тех профессиональных ситуаций, в которых студенты могут оказаться после окончания университета. На мой взгляд этот аспект недостаточно полно реализовывался в рамках нашей программы обучения и он был бы интересен даже как в качестве одной из учебных дисциплин. И это именно то, что я все время проводил со своими студентами. Хочу заметить, что в ЕГУ, например, подобная практика очень приветствуется и именно поэтому мне предложили там читать спецкурс на французском языке по роли религии и культуры в международной геополитике. То же самое, как отдельный предмет, можно было бы сделать и у нас на кафедре и в целом на факультете. Именно с этим предложением я хочу обратиться в деканат, т.к. это позволит поднять на более высокий уровень профессиональное владение иностранным языком, и, самое главное, научит студентов ориентироваться в сложном и быстро изменяющемся современном мире. 

Более того, современный мир – это комплексно развивающаяся социокультурная модель, и вопросы образования и преподавания входят одними из первых в новую образовательную парадигму. Эта парадигма разрабатывается сейчас ведущими философами и педагогами и включает в себя ряд принципиально новых положений, которые смогут реально изменить существующую ситуацию. Один из ее моментов заключается в том, что конфронтация в экономике, политике и, в частности, в образовательной системе, должна смениться сотрудничеством. Т.е. задача педагога не давить инициативу и самостоятельность мышления у студентов, а всячески поощрять ее. Обществу все больше и больше нужны не узко направленные специалисты, неспособные широко взглянуть на социальные проблемы, а именно люди с синтетическим мировоззрением, способные увидеть один и тот же социальный кризис и в экономике, и в политике, и в науке, и в сфере образования. В особенности это важно для тех, кто по роду своей деятельности связан с международной политикой и экономикой, ибо им в первую очередь необходимо научиться правильно ориентироваться в сложных социокультурных связях и интеграционных процессах современности.

В рамках нашего учебного процесса это выглядит как поощрение студентов к разработке самостоятельных тем на языке, дискуссии на актуальные темы, участие и выступление в различных конференциях, круглые столы, международная переписка с университетами и образовательными центрами и т.д. И именно в этом направлении я поощрял, насколько мог, инициативу и творческий поиск студентов. Некоторые из моих студентов сейчас учатся в Канаде, Германии, Франции и др. странах, со многими из них мы вместе разрабатывали их дальнейшие образовательные и профессиональные проекты и поддерживаем наши отношения до сих пор. И это очень обогащает и стимулирует как их развитие, так и мое. На мой взгляд эта инициатива не только не должна пресекаться, но, наоборот, всячески поощряться, т.к. именно это дает возможность студентам почувствовать дальнейшую перспективу и, таким образом, больше заинтересоваться самим учебным процессом. Основная проблема конфликта преподавателей и студентов, в особенности на старших курсах, заключается как раз в том, что студенты не видят своей перспективы или видят ее совершенно в другой сфере, часто очень далекой от того, чему их обучают в рамках учебного процесса. Т.е. им говорят и их обучают одному, а на самом деле в жизни они сталкиваются совершенно с другим. Отсюда у студента, способного хоть как-то мыслить, возникает неизбежный внутренний конфликт, который выражается в виде непосещаемости, неуспеваемости и порой даже агрессии. И если мы загоняем их в рамки пустой и жесткой формальной системы, то мы, получая внешний результат (т.е. посещаемость и успеваемость), рождаем внутреннее непонимание и сопротивление, потому что пытаемся моделировать человека под систему, а не наоборот, делаем систему для человека. В результате такой политики проигрывают все ее участники. Если же мы помогаем их социальной, философской и профессиональной ориентации в этих проблемах, то раскрываем для них новую перспективу, которая снимает внутреннюю блокировку, рождая, в конечном счете и более высокий интерес к учебе.

Я не хочу сказать, что это сделать легко, и у меня это получается. Я просто думаю над этим и пытаюсь сделать, то, что в моих силах, в той степени и в той форме, в которой у меня получается. Жизнь не может быть сведена к простому исполнению формальных инструкций, ибо такая жизнь ведет в тупик. Если мы строим систему, в которой форма доминирует над содержанием, то гасим самое ценное, что есть в жизни - производственный и творческий энтузиазм. Система, лишенная внутреннего огня, обречена на распад и гибель.

Адаптация нового всегда идет через конфликт со старым и форма всегда отстает от содержания, а мир меняется очень быстро. И поэтому акцент на форме всегда чреват губительным консерватизмом. С другой стороны, мы не должны разрушать старую форму, не предложив новой, ибо ей не в чем будет себя выразить, но мы можем и должны поощрять новое содержание и новые идеи, которые приходит в нашу жизнь. А для этого нужно не закрываться от проблем, а идти им навстречу и, видя сопротивление студентов и все эти сложности с учебным процессом, не прятаться от них, а открыто их обсуждать, в том числе и с самими студентами, пытаясь их осмыслить и их решить – руками и головой самих студентов. Ведь мы ни разу на нашу кафедру не пригласили студентов как равноправных участников педагогического процесса, как друзей, которые видят этот же процесс с другой стороны, по своему. Мы, не прислушавшись к их мнению и не вникая в их внутренний мир, часто, обвиняем их в их отсутствие, что выходит за рамки обычных этических норм и, с позиции современной психологии, просто создает дополнительное давление, которое неизбежно проявит себя в ходе самого процесса обучения. Нежелание студентов чему-то учиться – это их стихийный, бессознательный протест против той системы социальных отношений, в которую они поставлены. Это наподобие депрессии, в которой человек мучается и страдает, не желая участвовать в той жизни, которую ему навязывают, но не может это выразить вербально и даже осмыслить. Отсюда неизбежность конфликта и неизбежность ошибок, ибо упрямство, помноженное на силу, дает лишь ненависть. Не формализовать процесс, а всячески развивать его, естественно, добиваясь при этом конкретных результатов - в этом суть новой эволюционной парадигмы. Инициировать творческий поиск студентов, вникать в их понимание жизни и учиться у них – это путь, который очень хорошо снимает напряженность в учебных отношениях.

Западная модель развития предполагает отчужденность преподавателя и студента, восточная – их взаимную поддержку и помощь. Мир приходит сейчас в состояние, в котором  два этих процесса должны просто дополнить друг друга. Рамки старой формы мы можем наполнить новым содержанием, которое должно принести удовлетворение каждому участнику этого процесса. Ибо если мы не испытываем счастья, делая то, что мы делаем, значит мы делаем это неправильно. Конечно, об это легче говорить, чем делать, но и проговоренная идея, как это правильно было выражено основателем марксизма, становится материальной силой, если она овладевает массами. Человек, который боится экспериментировать, отсекает от себя лучшее, что может ему подарить жизнь – ощущение счастья, внутреннего полета и творческого раскрытия. Я искренне, от всей души, желаю каждому из нас придти к этому результату. Ибо в этот момент снимаются все противоречия, и человек, видя истину, понимает, как ему строить свою жизнь дальше. К этому непросто, очень непросто придти, но нужно искать, нужно экспериментировать, нужно развиваться. И западные системы обучения прекрасно поняли это и стихийно перенимают сейчас те модели педагогических отношений, которые тысячелетиями разрабатывали на Востоке. Если же мы будем повторять то, что уже изжило себя на Западе, то мы только попадаем в социальную ловушку, выбираться из которой потом будет очень тяжело. Учитывая специфику нашей кафедры, т.е. скопление в одном коллективе профессионалов, владеющих разными языками и связанных с международными отношениями, мы могли бы, через широкие международные связи, через работу тех же самых студентов, которые разъезжаются от нас по всему миру, установить контакты со многими учебными и творческими коллективами и получить гораздо более широкие, в том числе профессиональные перспективы чем те, которые мы имеем сейчас. Но для этого нужно приобретать помимо языка и другие специальности, чтобы лучше ориентироваться  в мире. У меня есть большое количество материала по разным учебным центрам, школам и обществам, с которыми наша кафедра могла бы потенциально сотрудничать. Формы, цели и результаты этого сотрудничества могут быть разными, но новое не придет в нашу жизнь само собой. Чтобы оно пришло, ему нужно открыть двери, поощряя инициативу и творческий поиск как студентов, так и преподавателей, а не упираться в формальные требования, которые, в конечном счете, мы выдумываем сами из страха перед проверками и элементарной потерей рабочего места. Мир многосложен и решение часто приходит совсем не оттуда, откуда его ждешь. И основная база для его прихода – отсутствие страха  в любой его форме и перед кем бы то ни было.

В работе над своей диссертацией (мое второе образование – социальная философия и история религии) я много времени уделил поискам и анализу тех моделей развития, которые в данный момент проходит человечество. Они очень тесно связаны с международной политикой, экономикой и культурой в целом. Мне кажется, было бы разумнее использовать этот потенциал и эти знания в нашем учебном процессе, чем отбрасывать их как второстепенные и ненужные. И я пишу это заявление об увольнении (которое принимает такую нестандартную форму) не потому что не хочу работать, а потому что не хочу работать в конфликте. Ибо самое главная и единственная на свете роскошь была, есть и будет – роскошь истинно человеческого общения. Именно оно должно стать основой любого рабочего коллектива.

С уважением и глубокой благодарностью за ваш труд,

Николай Панчишин