Гармония, Единение, Любовь, Искренность, |
На главную страницу - Содержание учебной программы
Биологическая картина мира
Учебный цикл IV.
Научная картина современного мира
Хромосомная
теория наследственности
Вступление в ХХ в.
ознаменовалось в биологии бурным развитием генетики. Важнейшим исходным
событием здесь явилось новое открытие законов Менделя. В
Начало ХХ в.
принято считать началом экспериментальной генетики, определившей интенсивное
накопление множества новых эмпирических данных о наследственности и
изменчивости. К такого рода данным можно отнести следующие открытия: открытие
дискретного характера наследственности; обоснование представления о гене и
хромосомах как носителях генов; представление о линейном расположении генов;
доказательство существования мутаций и возможность их искусственно вызывать;
установление принципа чистоты гамет, законов доминирования, расщепления и
сцепления признаков; разработка методов гибридологического анализа, чистых
линий и инцухта, кроссинговера (нарушение сцепления генов в результате обмена участками
между хромосомами) и др. Важно и то, что все эти и другие открытия были
экспериментально подтвержденными, строго обоснованными.
В первой четверти
ХХ в. интенсивно развивались и теоретические аспекты генетики. Особенно большую
роль сыграла хромосомная теория наследственности, разработанная в 1910 - 1915
гг. в трудах Т. Моргана, А. Стертеванта, К. Бриджеса, Г. Дж. Меллера. Она
строилась на следующих исходных абстракциях: хромосома состоит из генов; гены
расположены на хромосомев линейном порядке; ген - неделимая корпускула
наследственности, "квант"; в мутациях ген изменяется как целое. Эта
теория была первой обстоятельной попыткой теоретической конкретизации идей,
заложенных в законах Менделя.
Первые 30 лет ХХ
в. прошли под знаком борьбы между собой различных концепций наследственности.
Так, против хромосомной теории наследственности выступал У. Бэтсон, считавший,
что эволюция состоит не в изменениях генов под влиянием внешней среды, а лишь в
выпадении генов, в накоплении генетических утрат.
Создание
синтетической теории эволюции
Преодоление
противоречий между эволюционной теорией и генетикой стало возможным на основе
синтетической теории эволюции, которая выступает основанием всей системы
современной эволюционной биологии. Синтез генетики и эволюционного учения был
качественным скачком в развитии как генетики, так и эволюционной теории. Он
означал создание качественно нового ядра системы биологического познания,
свидетельствовал о переходе биологии с классического на современный,
неклассический уровень развития, начале формирования методологических установок
неклассической биологии.
Принципиальные
положения синтетической теории эволюции были заложены работами С.С. Четверикова
(1926), а также Р. Фишера, С. Райта, Дж. Холдейна (1929 - 1932) и др. Непосредственными
предпосылками для синтеза генетики и теории эволюции выступали: хромосомная
теория наследственности Т. Моргана, биометрические и математические подходы к
анализу эволюции, закон Харди - Вейберга для идеальной популяции (гласящий, что
такая популяция стремится сохранить равновесие
концентрации генов при отсутствии факторов, изменяющих его), результаты
эмпирического исследования изменчивости в природных популяциях и др.
В
основе этой теории лежит представление о том, что элементарной
"клеточкой" эволюции является не организм и не вид, а популяция. Именно
популяция выступает той реальной целостной системой взаимосвязи организмов,
которая обладает всеми условиями для саморазвития, прежде всего способностью
наследственного изменения в смене биологических поколений. Элементарной
единицей наследственности выступает ген (участок молекулы ДНК, отвечающий за
развитие определенных признаков организма). Наследственное изменение популяции
в каком-либо определенном направлению осуществляется под воздействием ряда
эволюционных факторов (т.е. таких факторов, которые изменяют генотипический
состав популяции) - мутационный процесс (поставляющий элементарный эволюционный
материал), популяционные волны (колебания численности популяции в ту
или иную сторону от средней численности, входящих в нее особей), изоляция
(закрепляющая различия в наборе генотипов и способствующая делению исходной
популяции на несколько самостоятельных), естественный отбор как "процесс,
определяющий вероятность достижения определенными индивидами репродукционного
возраста" (имеющий разные формы - по относительной жизнеспособности, по
фенотипическому признаку, стабилизирующий отбор, дизруптивный отбор, ведущий
отбор и др.). Естественный отбор является ведущим эволюционным фактором,
направляющим эволюционный процесс.
Формирование
синтетической теории эволюции ознаменовало собой переход к популяционному стилю
мышления, который пришел на смену организмоцентрическому.
Создание
синтетической теории эволюции на основе популяционной генетики ознаменовало
собой начало преодоления противопоставления исторического и
структурно-инвариантного "срезов" в исследовании живого. Найдя
принципиальную основу для объединения генетики и теории эволюции, идей
организации и истории органического мира, синтетическая теория эволюции тем
самым кладет начало качественно новому этапу в развитии биологии - переходу к
созданию единой системы биологического знания, воспроизводящей законы и
развития и функционирования органического мира как целого, начало
всеобъемлющего синтеза эволюционной биологии и наук, изучающих
структурно-инвариантный аспект живого. Такой синтез нацеливает па изучение
жизни как единого целостного многоуровневого процесса, выявление того, как
сущность живого проявляет себя в его конкретных органических формах и уровнях.
Революция
в молекулярной биологии
Во второй половине
40-x годов в биологии произошло важное событие - осуществлен переход от
белковой к нуклеиновой трактовке природы гена. Предпосылки новых открытий в
области биохимии складывались раньше, в первые три десятилетия XX в., в
частности, в школе П. Левина (США). В
В
Методологические
установки современной биологии
Представление о
том, что "клеточкой" эволюционного процесса выступает не организм, а
популяция может рассматриваться как исходный момент в формировании системы
методологических установок неклассической биологии. Такая система значительно
отличается от методологических регулятивов классической биологии. Основные
направления, по которым произошло их размежевание, следующие.
Во-первых,
качественно новое представление объекта познания (полисистемное видение
биологического объекта, отказ от моноцентризма и организмоцентризма в пользу
полицентризма и популяционного стиля мышления).
Во-вторых,
качественно новая гносеологическая ситуация, требующая явного указания на
условия познания, на особенности субъект объектных отношений.
В-третьих,
установление диалектического единства ранее противопоставлявшихся друг другу
методологических подходов. На этом пути формируются методологические установки,
предполагающие:
В ХХ веке
изменилось место биологии в системе наук, отношения биологии с практикой. Биология
постепенно становится лидером естествознания . Формами выражения этих
тенденций являются следующие процессы:
В конце ХХ века
заметно преобразовываются методологическая и мировоззренческая функции
биологии. Мировоззренческая нацеленность биологии, ориентированность ее
результатов на конкретизацию наших представлений об отношении "человек -
мир (человека)" реализуется в двух. направлениях:
1) на человека, на
выявление взаимосвязей биологического к социального в человеке; на
функционирование биологического в общественном (социуме). Человек становится
непосредственной исходной "точкой отсчета" биологической науки, от
него, для него и на него будет непосредственно ориентировано познание живого.
Это направление развивается в контексте взаимосвязи биологического и
социального познания; историческим пьедесталом здесь выступает процесс
антропосоциогенеза, выявление биологических предпосылок становления человека и
общества;
2) на мир, на
выявление закономерностей включенности живого в эволюцию Вселенной, перспектив
биологического мира в развитии мира космического. Это направление раскрывается
прежде всего через взаимосвязь биологических и астрономических наук.
Дополнительная информация:
http://ek-kedr.narod.ru/statiy/8.htm
Для писем: nvpminsk@yandex.ru