Гармония, Единение, Любовь, Искренность, |
На главную страницу - Содержание учебной программы
Законы гармонии в природе
Учебный цикл IV.
Древние знания и инновации
Как подчеркивает
В.П. Шестаков в своей замечательной книге «Гармония как эстетическая
категория», «в истории эстетических учений выдвигались самые разнообразные
типы понимания гармонии. Само понятие «гармония» употреблялось чрезвычайно
широко и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и
космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы
строения художественного произведения, и закономерности эстетического
восприятия».
Шестаков
выделяет три основных понимания гармонии, сложившихся в процессе развития науки
и эстетики:
(1) Математическое
понимание гармонии или математическая гармония. В этом смысле
гармония понимается как равенство или соразмерность частей с друг другом и
части с целым. В Большой Советской Энциклопедии мы находим следующее
определение гармонии, которое выражает математическое понимание гармонии:
«Гармония
– соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое
органическое целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность
и мера бытия».
(2) Эстетическая
гармония. В отличие от математического понимания эстетическое понимание
является уже не просто количественным, а качественным, выражающим внутреннюю
природу вещей. Эстетическая гармония связана с эстетическими переживаниями, с
эстетической оценкой. Наиболее четко этот тип гармонии проявляется при
восприятии красоты природы.
(3) Художественная
гармония. Этот тип гармонии связан с искусством. Художественная гармония –
это актуализация принципа гармонии в материале самого искусства.
Пифагорейское
учение о числовой гармонии Мироздания
Пифагорейцы впервые выдвинули мысль о
гармоническом устройстве всего мира, включая сюда не только природу и человека,
но и весь космос. Согласно пифагорейцам, «гармония представляет собою
внутреннюю связь вещей, без которой космос не смог бы существовать».
Наконец, согласно Пифагору гармония имеет численное выражение, то есть, она
интегрально связана с концепцией числа. Пифагорейцы создали учение о
созидательной сущности числа. Аристотель в «Метафизике» отмечет именно эту
особенность пифагорейского учения: «Так называемые пифагорейцы, занявшись
математическим науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали
считать их началами всех вещей... Так как, следовательно, все остальное явным
образом уподоблялось числам по всему своему существу, а числа занимали первое
место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и
всю вселенную [признали] гармонией и числом».
Пифагорейцы признавали, что форма мира должна быть
гармонической, а все элементы мироздания («стихии») связаны с гармоническими
фигурами. Пифагор учил, что из куба возникла земля, из пирамиды (тетраэдра) –
огонь, из октаэдра – воздух, из икосаэдра – вода, из додекаэдра – сфера
вселенной (то есть эфир).
С таким представлением о гармонии связано и знаменитое
пифагорейское учение о «гармонии сфер». Пифагор и его последователи считали,
что движение светил вокруг центрального мирового огня создает чудесную музыку,
воспринимаемую не слухом, а разумом. Учение о «гармонии сфер», о единстве
микро- и макрокосмоса, учение о пропорциях – все эти идеи и составляют основу
пифагорейского учения.
Главный вывод, который вытекает из пифагорейского
учения, состоит в том, что гармония объективна, она существует независимо
от нашего сознания и выражается в гармоничном устройстве всего сущего, начиная
с космоса и заканчивая микромиром.
Последователи Пифагора
Платон.
Пифагорейское учение о числовой гармонии мироздания оказало огромное влияние на
развитие всех последующих учений о природе и сущности гармонии и получило
отражение и развитие в работах великих мыслителей, в частности, оно лежит в
основе космологии Платона. В своих работах Платон развивает
пифагорейское учение, особенно подчеркивая космическое значение гармонии. Он
твердо убежден в том, что мировую гармонию можно выразить в числовых
пропорциях. Влияние пифагорейцев особенно прослеживается в «Тимее», где Платон
вслед за пифагорейцами развивает учение о пропорциях и анализирует роль
правильных многогранников («Платоновых тел»), из которых, по его мнению, Бог
создал мир.
Птоломей.
Клавдий Птоломей рассматривает гармонию как логическое начало, которое является
предпосылкой простоты, всеобщности и порядка. По его мнению, к изучению
гармонии следует подходить не с помощью слуха, а с помощью науки и прежде всего
математики. По мнению Эдуарда Сороко, Птоломей был первым, кто ввел понятие
«Золотого Сечения».
Августин. В
средние века пифагорейское учение получает дальнейшее развитие в сочинениях
одного из видных «отцов церкви» Аврелия Августина (354-430). Согласно Августину
всякая красота основана на пропорции и соответствии. Предметы прекрасны, когда «части
их взаимно друг другу подобны и благодаря своему соединению составляют
гармонию». Однако все эти части соотносятся друг к другу не произвольно,
они основаны на порядке, числе и единстве. Согласно Августину, именно число
есть основа красоты, которую мы воспринимаем посредством слуха и зрения.
Боэций.
Средневековое представление о гармонии получило наибольшее отражение в
трактатах, посвященных музыке. В средние века сам термин «музыка» означал нечто
иное, чем в наше время. Он обозначал, прежде всего, одну из теоретических
дисциплин в системе средневекового образования, которая стояла в одном ряду с
арифметикой, астрономией и геометрией. Предметом этой дисциплины были не
столько музыкальное искусство, сколько те математические пропорции и
соотношения, которые лежат в основе музыки. В средние века считалось, что
законы мира являются в своей основе музыкальными законами. Наиболее ярким
представителем подобной точки зрения является средневековый философ Боэций
(480-525). Начиная с Боэция, в эстетику средневековья прочно вошло учение о
трех видах музыки: мировой (mundana), человеческой (humana) и инструментальной
(instrumentalis). Фактически в представлении о мировой музыке Боэций реализовал
пифагорейское учение о мировой гармонии. В современной науке подобные идеи
развиваются в работах российского исследователя доктора философских наук,
профессора Александра Волошинова, написавшего прекрасную книгу на эту тему
«Математика и искусство» [25].
Эпоха Возрождения. В эпоху Возрождения, начиная с 15 в., формируется новое понимание мира
и личности человека, который ставится в центр мироздания («гармонический
человек»). В трудах великих гуманистов этой эпохи Джованни пико дела
Мирандоллы (1463-1494), Леона Батиста Альберти (1404–1472) учение о
гармонии получает дальнейшее развитие. Широко известно следующее высказывание
Альберти о гармонии:
«Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи
трех вещей (числа, ограничения и размещения), нечто, чем чудесно озаряется весь
лик красоты. Это мы называем гармонией, которая, без сомнения, источник всякой
прелести и красоты. Ведь назначение и цель гармонии – упорядочить части, вообще
говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они
одна другой соответствовали, создавая красоту … И не столько во всем теле в
целом или в его частях живет гармония, сколько в самой себе и в своей природе,
так что я назвал бы ее сопричастницей души и разума. И есть для нее обширнейшее
поле, где она может проявиться и расцвести: она охватывает всю жизнь
человеческую, пронизывает всю природу вещей. Ибо все, что производит природа,
все это соизмеряется законом гармонии. И нет у природы большей заботы, чем
та, чтобы произведенное ею было совершенным. Этого никак не достичь без
гармонии, ибо без нее распадается высшее согласие частей».
Анализируя это высказывание Альберти, известный
исследователь Гармонии В.П. Шестаков [26] выделяет ряд важных моментов в этом
высказывании. Самым главным из них является следующее:
«Гармония является законом не только искусства, но
и природы, она охватывает всю жизнь человека и всю природу вещей. Гармония в
искусстве является отражением гармонии в природе. Наилучшей моделью для нее
является гармония частей живого организма, которая лучше всего воплощает в себе
согласие и соответствие частей».
В эпоху Возрождения продолжаются поиски «совершенной
пропорции». В работах Леонардо да Винчи и Дюрера учение о
пропорциях сводится к поискам идеальной меры человеческого тела («Витрувийский
человек» Леонардо да Винчи). В этот период возрождается интерес к «золотому
сечению», а Леонардо да Винчи (вслед за Птоломеем) по мнению многих
исследователей вводит это название в широкое употребление. Под непосредственным
влиянием Леонардо в эту эпоху издается одно из самых знаменитых сочинений о
«Золотом Сечении». Речь идет о трактате известного итальянского математика Луки
Пачоли «О божественной пропорции». Пачоли не случайно вводит в название
своего трактата термин «божественный». Он совершенно убежден в божественном
происхождении «Золотой Пропорции».
«Гармония мира» Иоганна Кеплера. Среди крупных ученых 17-го столетия, уделявших много
внимания проблемам гармонии, прежде всего, необходимо выделить гениального
астронома Иоганна Кеплера (1571-1630). Наибольшую популярность приобрел его
трактат «Гармония мира» (1619). В этом сочинении Кеплер дает яркую картину
гармонического устройства Вселенной. Как подчеркивает Шестаков [26], «основная
идея трактата Кеплера состоит в том, что гармония представляет собой
универсальный мировой закон. Она придает целостность и закономерность
устройства Вселенной. Этому закону подчинено все – и музыка, и свет звезд, и
познание, и движение планет».
Пифагорейское учение о «музыке сфер» получает у
Кеплера дальнейшее развитие Согласно Кеплеру, шесть планет, вращающихся вокруг
Солнца, образуют между собой отношения, которые выражаются гармонической
пропорцией. Каждая планета соответствует определенному музыкальному ладу и
определенным тембрам голоса. Так, Сатурн и Юпитер, по его мнению, обладают
свойством баса, Марс – тенора, Земля и Венера – альта, Меркурий – дисканта.
Кеплеру принадлежат следующие замечательные слова: «В
геометрии существует два сокровища – теорема Пифагора и деление отрезка в
крайнем и среднем отношении. Первое можно сравнить с ценностью золота, второе
можно назвать драгоценным камнем». Напомним, что старинная задача о делении
отрезка в крайнем и среднем отношении, о которой упоминается в этом
высказывании, – это и есть Золотое Сечение!
Учение Лейбница о «предустановленной гармонии». Лейбницу принадлежит знаменитое учение о
«предустановленной гармонии», которое было частью его философской системы и имело
теологическую окраску. Лейбниц рассматривает гармонию как универсальный закон
связи и красоты Вселенной. Лейбниц представлял гармонию, как некоторое
состояние, предопределенное Богом. Свое отношение к гармонии он выразил в
следующих словах: «Преднамеренное устроение планет и животных более чем
что-либо подтверждает мою систему предустановленной гармонии». Этой же
точки зрения придерживался и великий Ньютон. Как пишет известный физик Л.
Розенфельд, Ньютон свято верил в то, что «регулярность явлений природы не
может быть делом случая, в ней проявляется наличие верховной мудрости и
верховного интеллекта, которые все задумали в соответствии со своим назначением
и великой гармонии всего творения» (цитата взята из [26]).
«Мировая гармония» Шефтсбери. Одна из грандиозных космологических концепций
гармонии принадлежит английскому философу и эстетику Шефтсбери (1671-1713).
Согласно Шефтсбери, «гармония царит во всем мире, она является
упорядочивающим и творческим началом всей природы и космоса». Одним из
центральных понятий философии и эстетики Шефтсбери является понятие целого,
оно означает универсальную связь и единство явлений и вещей. Вся природа –
это целесообразно и гармонично устроенное целое. И в природе и в искусстве
отдельные вещи и явления существуют как часть целого, как момент в общей
системе красоты и гармонии.
Учение Гегеля о гармонии и мере. В работах великого
немецкого философа Гегеля (1770 — 1831) содержится подробное систематическое
учение о гармонии. Он развивает математическое представление о гармонии,
рассматривая ее в системе других эстетических категорий, таких, как правильность,
симметрия, закономерность.
«Учение о ноосфере» В.И. Вернадского. По широте научного кругозора и разнообразию научных
открытий Владимир Иванович Вернадский стоит, пожалуй, особняком среди других
великих естествоиспытателей 20-го столетия. Молекулярные кристаллические
структуры, планетарные геохимические оболочки, история минералов и геосфер,
движение химических элементов Земли, геологическая роль «живого вещества» в
истории планеты, учение о ноосфере — таков в кратком перечислении круг научных
интересов ученого-мыслителя, идеи которого приобретают со временем все большую
актуальность. За последние сто лет науки преимущественно обособлялись,
дробились, рождались. Вернадский, как мы знаем, не считался с границами
отдельных наук, объединял различные области знания (геохимию с биологией,
геологию с экономикой, историю науки с естествознанием и т. д.). Проводя
специальные научные исследования, он был в то же время философом, историком,
организатором науки, касался проблем морали, человеческой личности, свободы и
справедливости. Как подчеркивает Олег Боднар в своей статье [27], «сравнительно
недавно – в начале ХХ столетия, В.И.Вернадским была выдвинута великая идея –
идея ноосферы. Ее глубина и важность начинает осознаваться только
сегодня, когда человечество стало ощущать опасность глобальной катастрофы. И
это не преувеличение. Идея философии ноосферы, предложенная В.И.Вернадским, не
что иное, как идея нового мировоззрения, лишь поворот к которой в начале ХХІ
века даст человечеству шанс на продолжение жизни, развитие ее в направлении
разумного взаимодействия с природой. Идея гармонии, по мнению современных
апологетов философии ноосферы – центральная идея нового мировоззрения.
Таков реальный контекст обсуждаемого в нашей статье предложения о внедрении
теории гармонии в систему образования, понимаемого нами как конкретный шаг на
пути «движения к ноосфере»
Расширенная
информация (рекомендуется для ознакомления):
http://rasen-rus.narod.ru/vedy/2zakon.htm
http://www.milogiya2007.ru/zolot_propor1.htm
http://www.peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=351
Для писем: nvpminsk@yandex.ru