Гармония, Единение, Любовь, Искренность,
Оптимизм, Свобода - ГЕЛИОС
|
На
главную страницу - Содержание учебной программы
ГАРМОНИЯ ЦВЕТОВ
Учебный цикл IV.
Древние знания и инновации
Феномен цвета
совсем не прост. Как уже отмечалось, с одной стороны, цвет относится к
физическим свойствам реальности, он может быть измерен с помощью приборов, а
его свойства - математически смоделированы так, как это происходит в
колориметрии, и в этом качестве цвет имеет объективное значение. С другой
стороны, цвет - это субъективное психофизиологическое ощущение, которое
воплощается в определенные эмоциональные состояния, различные у разных людей;
причем эта его неоднозначность и представляет для изобразительного искусства
главный интерес.
Разбирая
технологию цветного изображения, необходимо все время помнить об этих двух его
ипостасях: естественнонаучной и психоэстетической. Если рассматривать феномен
цвета в историческом плане, то эти два подхода обнаруживают себя достаточно
четко. При этом попытки понять, что такое цвет и каково его значение в
изобразительном искусстве и вообще в культуре, всегда выражаются в стремлении
каким-либо образом систематизировать цвет, создать единую систему, а на ее
основе проникнуть в тайну гармонических сочетаний. Вполне возможно, что
цветовая гармония - это не объективная реальность, которую лишь надо открыть,
как считали многие вслед за Ньютоном, а всего лишь свойство нашего
эстетического сознания, как считал Гете; гармонии не существует вне нашего
восприятия, как не существует вне восприятия понятия цвета. Поэтому в разные
исторические эпохи у разных народов преобладали различные гармонические
сочетания, а вернее, совершенно разные цветовые сочетания считались гармоничными
или негармоничными.
Проследим в самых
общих чертах динамику изменения колористического идеала на материале
изобразительного искусства. Но прежде несколько слов о символике цвета.
Проблема цветовой
символики связана и с психологическим воздействием цвета, и с его систематикой
и классификацией. У истоков культуры цвет был равноценен слову, так как служил
символом различных вещей и понятий, а наиболее устойчивыми цветовыми символами
оказывались самые простые или основные цвета. Замечено, что роль цветовой символики
в обществе пропорциональна доле мифологизма в его мышлении. По мере возрастания
роли рационализма убывает и роль символики. В наше время цветовая символика
сохраняет свои позиции в геральдике, функциональной окраске производственных
объектов, в транспортной сигнализации и в сохранившихся бытовых ритуальных
действиях.
В более сложных
случаях, как, например, в искусстве, обращение с цветом допускает такую же
свободу (а точнее - многозначность в толковании), как обращение со словом в
современной литературе. Сегодня некоторые теоретические предпосылки в
колористических решениях, основанные на символике цвета, во многом кажутся
слишком умозрительными и неубедительными. Само по себе цветовое решение может
быть очень интересным и новаторским (как, например, в фильме кинооператора
В.Стораро «Красные»), но теоретические обоснования, опирающиеся на субъективную
символику, выглядят совершенно ненужными подпорками; во всем этом есть даже
какая-то доля мистификации. Так, Стораро утверждал, что серо-коричневые тона в
его фильме символизируют земные устремления персонажей, как корни и ствол
дерева, а зеленые и вообще насыщенные оттенки, соответствующие свежей зелени
кроны и цветам, символизируют их внутренний, духовный мир.
В дальнейшем,
разбирая вопросы колорита, мы будем подробно говорить о специфике киноколорита,
о метафоричности цвета в кино, но здесь хотелось отметить, что рассуждения о
символике цвета в кино в большинстве своем носят искусственный и надуманный
характер.
В эпоху
греко-римской античности цвет стал предметом внимания и размышления философов,
но взгляды философов цветоведов можно назвать скорее художественными, чем
научными, потому что в основе их мироощущения лежали эстетические и даже
этические предпосылки. Античные философы считали обязательным классифицировать
цвета - выделять главные и производные, но подходили к этому в основном с
мифологических позиций. По их мнению, главные цвета должны соответствовать
главным стихиям (воздух, огонь, земля и вода - белый, красный, черный и
желтый). Тем не менее Аристотелю уже было известно явление цветовой индукции,
одновременный и последовательный цветовой контраст и многие другие явления,
положенные затем в основу физиологической оптики. Но самое важное - это учение
о цветовой гармонии.
Античная цветовая
эстетика стала для всего европейского искусства Возрождения таким же
фундаментом, как античная философия для науки эпохи Просвещения. Гармония
считалась универсальным принципом мироздания и прилагалась к множеству самых
разнообразных явлений: к строению Космоса, к общественному устройству, к
архитектуре, к отношению цветов и чисел, к музыке, человеческой душе и проч. В
самом общем виде гармония означала принцип высшего, «божественного» порядка,
заведенного не человеком, а высшими силами, но, несмотря на это, такой порядок
вполне должен быть доступен пониманию человека, так как основан на разуме. В
этом, кстати, отличие западного понятия гармонии от восточного, в котором
всегда есть элементы мистики и непознаваемости.
Вот некоторые
положения античной гармонии применительно к цвету:
1. Связь,
сочетание отдельных элементов системы друг с другом. Гармония - это связующее
начало. В цвете это выражается единством цветового тона, когда все цвета
сближены как бы общим налетом, каждая краска или разбеливается (на задних
планах), или зачерняется, или смягчается подмешиванием другой краски. Апеллес,
по свидетельству Плиния, закончив картину, покрывал ее чем-то вроде сероватого
лака, чтобы связать все цвета в гармоническое единство.
2. Единство
противоположностей, когда присутствуют те или иные противоположные начала,
называемые контрастами. В монохромиях это контраст светлого и темного,
хроматического и бесцветного (например, пурпур с белым, красное с черным),
насыщенных цветов с малонасыщенными. Или это контрасты по цветовому тону -
сопоставление красного и зеленого, желтого и синего и др., т.е. связь
дополнительных, комплементарных цветов.
3. Гармоничным
может быть только связанное с мерой, а мера - это человеческие ощущения и
чувства. По Аристотелю, всякое ощущение есть определение соотношений. Яркость и
сила цвета должны быть не слишком сильными и не слишком слабыми. Яркий цвет,
резкие контрасты считались варварством, достойным «каких-нибудь персов»
(исконных врагов Эллады). Цивилизованный грек больше ценит красоту, чем
богатство, тонкость искусства радует его больше, чем дороговизна материала.
4. Понятие меры
относительно, оно означает отношение измеряемой величины к единице измерения,
поэтому включает в себя такие определения, как соразмерность, пропорции, отношения.
Аристотель считал, что в «красивых» цветах пропорции, в которых взяты основные
цвета, - не случайны: «Те цвета, в которых соблюдена наиболее правильная
пропорциональность, подобно звуковым гармониям, представляются наиболее
приятными. Таковы темно-красный и фиолетовый... и некоторые другие того же
рода, которых мало по той причине, по которой мало и музыкальных гармонических
созвучий».
Вся практика
античного прикладного искусства исходит из принципа, что в цвете больше ценится
смешанность, чем чистота.
5. Гармоническая
система устойчива, потому что она уравновешена. Вселенная вечна потому, что она
гармонично устроена, противоборствующие силы в ней взаимно погашают друг друга,
создавая устойчивое равновесие. Если в картине фигуры одеты в яркие плащи, то
эти относительно насыщенные пятна занимают по площади не более одной пятой или
одной шестой части всей картины. Остальные цвета - малонасыщенные. Светлое к
темному берется примерно в таком же соотношении. Благодаря такой
пропорциональной системе достигается общая уравновешенность цветовой
композиции: сильные, но короткие импульсы ярких и чистых цветов
уравновешиваются более продолжительными, но слабыми полями темных и смешанных.
6. Признак
гармонии - ее ясность, очевидность закона ее построения, простота и логичность
как в целом, так и в частях. Классическая цветовая композиция не задает зрителю
трудных задач, в ней предпочтительны сопоставления близких или противоположных
цветов и почти не используются в качестве цветовой доминанты сопоставления в среднем
интервале, так как в них нет ни очевидной связи, ни противопоставления
(подробнее об этом будет сказано на примере цветового круга).
7. Гармония всегда
отражает возвышенное. По Аристотелю, «мимезис» - это отражение действительности
в формах самой действительности, искусство только подражает природе, но при
этом не воспроизводит безобразного и некрасивого - это не входит в задачу
искусства.
8. Гармония - это
соответствие и целесообразность, а также порядок. В этом принципе в самом общем
виде выражено отношение античной эстетики к миру: целью культурной деятельности
человека является превращение бесформенного и безобразного мира хаоса в
прекрасный и упорядоченный космос. Любая гармоничная цветовая композиция так
организована и упорядочена, что легко постигается человеческим разумом и
поддается логическому истолкованию.
Из этого
перечисления основных признаков античной цветовой гармонии ясно, что многие из
них не утратили своего значения и до настоящего времени.
В средние века
цвет служил своего рода средством сообщения информации или знаком, отличающим
определенные объекты. Существовал как бы цветовой код, понятный всем членам
общества. Он использовался во всех визуальных структурах, во всех творениях рук
человеческих, которые были видимы: в архитектуре, убранстве храмов и дворцов, в
одежде, живописи, скульптуре, книжной графике, театре. Причем по отношению к
различным цветам существовала такая же иерархия, как и во всех других областях
жизни. Были цвета «главные, божественные»: белый, золотой, пурпурный, красный и
синий, а также желтый (он изображал золото). Ниже на иерархической лестнице
стояли зеленый и черный. Такие же цвета, как серый, коричневый и им подобные,
будто бы не замечались вовсе и их старались не использовать. Считалось, что
созерцание «божественных» и «царственных» цветов возвышает дух человека, внушая
ему благочестивый строй мыслей. Во Франции и Италии употребление синей краски
даже контролировалось государством, подобно тому, как это делалось по отношению
к пурпуру в поздней античности. Символическое значение белого цвета было
закреплено в Священном писании, белый цвет означал святость, веру и пр. Черный
цвет как символ смерти обозначал умерщвление плоти и вообще был знаком смирения
и отказа от мирских радостей. Отсюда черный цвет одежды духовенства и
монашества. Впрочем для высшего духовенства - прелатов Римской церкви
«нерепрезентативный» черный цвет был заменен фиолетовым, потому что фиолетовый
- ближайший к черному.
В эпоху
Возрождения работы Леона Батиста Альберти (1404-1472) и Леонардо да Винчи
(1452-1519) теснее других были связаны с практикой изобразительного искусства и
не потеряли своей актуальности до наших дней. Вопросы, затронутые в них, можно
разбить на две группы:
1) всевозможные
цветовые явления в природе и живописи, влияние освещенности на цвет, рефлексы,
воздушная перспектива, взаимодействие цветов (цветовая индукция, цветовые
контрасты, цвет человеческого тела, некоторые особенности зрительного
восприятия цвета иррадиация, адаптация и краевой контраст);
2) вопросы цветовой
эстетики применительно к живописи, т.е. какие сочетания цветов следует считать
гармоничными, а какие - нет. Сегодня совсем не лишне напомнить то, о чем писал
Альберти несколько сотен лет тому назад: «Мне кажется очевидным, что цвета
изменяются под влиянием света, ибо каждый цвет, помещенный в тени, кажется не
тем, какой он на свету» .
К сожалению, для
многих наших современников это не кажется таким очевидным. «Цвета в отношении
видимости очень родственны светам; а насколько они родственны, ты видишь по
тому, что при отсутствии света отсутствуют и цвета, а по возвращении света
возвращаются и цвета» .
По существу, здесь
высказано основное положение, характеризующее весь процесс тоно- и
цветовоспроизведения при изменении экспозиции.
В ренессансном
понимании по сравнению с античным уже различаются, как мы теперь говорим,
основные характеристики цвета (цветовой тон, светлота и насыщенность).
Интересно, что белому и черному отказано в названии цветов, но зато они
признаны основными красками в живописи. «Черное и белое, - пишет Леонардо, -
хотя и не причисляются к цветам, - так как одно есть мрак, а другое - свет,
т.е. одно есть лишение, а другое порождение цвета, - все же я не хочу на этом
основании оставить их в стороне, так как в живописи они являются главными, ибо
живопись состоит из теней и светов, т.е. из светлого и темного» .
Несмотря на то,
что теоретики Возрождения единодушны в том, что главные средства в живописи -
это рисунок, композиция, перспектива и светотень, а цвету уделяется
второстепенная, как бы украшательская роль, они, противореча себе, зорко
отмечают рефлексы и окрашенные тени. Леонардо пишет: «Цвет тени каждого
предмета всегда причастен цвету отбрасывающего тень предмета, и в тем большей
или меньшей степени, чем этот предмет ближе или дальше от этой тени и чем он
более или менее светоносен. Поверхность всякого затененного тела причастна
цвету своего противостоящего предмета». «Белое более восприимчиво к любому
цвету, чем какая угодно другая поверхность любого тела, лишь бы оно не было
зеркальным» .
А Альберти пишет о
рефлексах: «Гуляющий по лугу на солнце кажется зеленым с лица».
Далее Леонардо
продолжает: «Часто случается, что цвета теней на затененных телах не
согласуются с цветами в светах или что тени кажутся зеленоватыми, а света
розоватыми, хотя тело одного и того же цвета. Это случается, если свет идет к
предмету с востока и освещает его светом своего сияния, а с запада находится
другой предмет, освещенный тем же светом, но сам он иного цвета, чем первый
предмет. Поэтому он отбрасывает свои отраженные лучи обратно на восток и
освещает своими лучами обращенную к нему сторону первого предмета. Я часто
видел на белом предмете красные света и синеватые тени» .
Эти наблюдения
Леонардо были использованы в живописи только в конце XIX века импрессионистами,
а сам он, вопреки очевидным фактам, в своей художественной практике не мог
переступить традиций локальной живописи и предостерегал от этого своих
современников. Для художников раннего Возрождения цвет предметов представлялся
как их неотъемлемое свойство, он выступал всегда неизменным и только
разбавлялся или, соответственно, затемнялся белой или черной краской, поэтому
проблема цветовой гармонии для них решалась путем сочетания предметных или
локальных цветов, которые соответствующим образом, исходя из композиции,
группировались на плоскости картины.
Всем известны
шедевры Ренессанса, где таким способом достигались удивительные декоративные
эффекты. Это живопись Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли и других художников,
связанных с культурой Академии Корреджо. Позднее же Возрождение совсем иначе
относилось к эстетике цветовых сопоставлений, чем Альберти и Леонардо, которые
контраст локальных цветов считали основой гармонии. Позднее эстетика гармонии
через оппозицию уступила место эстетике гармонии через аналогию, если говорить
современным языком. Но яркий декоративный эффект, который достигается гармонией
локальных цветов, до сих пор используется в живописи. Например, в картинах
Петрова-Водкина.
Есть любопытная
точка зрения, которая объясняет, почему ренессансные художники писали локальным
цветом. Дело в том, что техника, в которой они работали (темпера), не позволяла
накладывать один слой краски на другой. Это стало возможным, когда братья Ван
Эйк, начали использовать масляные краски. Если принять эту версию, то придется
признать, насколько сильно техника влияет на эстетику, что и подтверждается в
наши дни на примере цветной фотографии, кино и телевидения.
XVII век был
переломным в истории европейской культуры. Основными методами науки стали
рационализм и механицизм. Исследователи видели свою задачу в препарировании
исследуемого предмета, разделении его на составные части, при этом, конечно,
анализ господствовал над синтезом, и системный подход, как мы сейчас говорим, в
этом случае был невозможен. Несмотря на это, Ньютона можно считать
основоположником физической науки о цвете, потому что он поставил ее на прочный
фундамент физического эксперимента с математической обработкой результатов. Он
утверждал органическое единство света и цвета, их физическое тождество и
считал, что цвет всегда есть и лишь проявляется в определенных условиях: «Я
нашел, что все цвета всех тел порождаются не иначе как из некоего расположения,
способствующего отражению одних лучей и пропусканию других» . Ньютон создал
объективную физическую основу систематики цвета, замкнув естественные
спектральные цвета пурпурным цветом и расположив их по кругу.
Илл.1 Цветовой
круг Ньютона.
Этот круг (илл.1)
оказался очень удобным инструментом для расчета результатов смешивания цветовых
лучей (аддитивного синтеза).
Несколько позже
именно учение Ньютона побудило Гете приняться за исследование цвета, как бы мы
сейчас сказали, на альтернативной основе, в результате чего возникла
физиологическая оптика и учение о психологическом воздействии цвета.
В XIX веке научную
систематику цвета используют уже живописцы; Делакруа показал, как при помощи
цветового круга и треугольника облегчить решение колористических задач, а в
70-е годы импрессионисты и неоимпрессионисты уже используют оптическое сложение
цветов в своей художественной практике. Это невозможно было сделать, не зная
учения Ньютона.
Великий
фламандский живописец Рубенс вызвал в свое время яростные нападки коллег за то,
что его палитра была более многоцветна, чем это позволяли каноны классицизма.
Цвет в искусстве барокко тогда вышел на одно из главных мест, но теоретически
это никак не осмысливалось, и лишь в 1673 году Роже де Пиль в своих «Диалогах о
цвете» охарактеризовал особенности этого стиля по отношению к живописи.
1. Цвет - это не
второстепенное средство: «В картинах особенно ценится хорошо разработанный
колорит, даже если рисунок посредственный. И именно потому, что рисунок можно
найти в другом: в гравюрах, статуях, рельефах... в то же время как красивый
колорит найдем только в картинах» .
2. В колорите не
следует бояться преувеличения: «Как рисовальщик корректирует пропорции своей
модели, так живописец не должен буквально воспроизводить все краски, которые он
видит; он отбирает те, которые ему необходимы, а если считает нужным -
добавляет другие, чтобы получить такой эффект, который будет способствовать
достижению красоты».
3. В живописи нет
различия между светотенью и цветом, светотень неразрывно связана с цветом:
«Правильно употребленные света и тени выполняют ту же работу, что и цвета» .
4. Свет и цвет
являются композиционными элементами: «Способность, называемая «светлое-темное»,
- это способность распределения светов не только на отдельных предметах, но на
всей поверхности картины».
Роже де Пиль
считал, что продуманным распределением светотени и цвета в картине можно
достичь единства композиции, как бы много ни было в ней элементов. В качестве
примера использовался принцип «гроздь винограда», открытый Тицианом. Тициан
громоздил предметы или фигуры вместе, как будто в гроздь винограда, в которой
освещенные ягоды создают общую светлую массу, а те, которые в тени, составляют
темную массу. От этого вся группа хорошо обозревается одним взглядом, но при
этом хорошо различимы и отдельные ее части. Рубенс жил некоторое время в
Венеции, где якобы Тинторетто рассказал ему, что в многофигурных композициях
Тициан использовал этот принцип «грозди винограда».
5. По мнению Роже
де Пиля, основу цветовой гармонии составляют контрастные сопоставления, а также
«симпатии цветов», т.е. созвучия оттенков одного цвета. И несмотря на то, что
фундаментальным для колоризма является контрастное сопоставление
(тепло-холодное), все же между двумя противоположными цветами всегда должен
быть третий, средний, участвующий в одном и в другом, чтобы достичь гармонии.
Этому служат рефлексы, и гармония достигается, прежде всего, благодаря
рефлексам.
Де Пиль писал
также о психологическом воздействии цвета, о цветовых ассоциациях. Он делил
цвета на тяжелые и легкие, отдаляющиеся и приближающиеся, вводил термин
«земные» (коричневый) и «воздушные» (голубой). В окраске предметов он различал
локальный цвет (обычно цвет светов), рефлекс, блик и цвет освещения, и это было
большим шагом вперед.
Немецкий поэт
Вольфганг Гете писал: «Все, что я сделал как поэт, отнюдь не наполняет меня
особой гордостью. Прекрасные поэты жили одновременно со мной, еще лучшие жили
до меня и, конечно, будут жить после меня. Но что я в мой век являюсь
единственным, кому известна правда о трудной науке о цветах, - этому я не могу
не придавать значения, это дает мне сознание превосходства над многими».
Гете
принципиально, мировоззренчески расходился с позицией Ньютона и считал, что
должен бороться с его «заблуждениями». Он искал принцип гармонизации цветов не
в физических законах, а в закономерностях цветового зрения, и надо отдать ему
должное, во многом был прав; недаром его считают родоначальником
физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.
Над своим «Учением
о цвете» Гете работал с 1790 по 1810
г, т.е. двадцать лет, и основная ценность этого труда
заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с
восприятием контрастных цветовых сочетаний. Гете описывает в своей книге
явления цветовой индукции - яркостной, хроматической, одновременной и
последовательной - и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном
или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем
органе зрения. Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему,
т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое сжатие
влечет за собой расширение. В этом проявляется всеобщий закон цельности
психологического бытия, единства противоположностей и единства в многообразии.
В каждой паре
контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма - белый
цвет - может быть разложена на все мыслимые цвета и как бы содержит их в
потенции. Из этого следует важнейший закон деятельности органа зрения - закон
необходимой смены впечатлений. «Когда глазу предлагается темное, то он требует
светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою
жизненность, свое право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто,
противоположное объекту» . Вспомним «маятник эмоций», о котором мы упоминали в
предыдущей главе.
Опыты Гете с
цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные (комплементарные)
цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании
зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый - голубого, а
пурпурный - зеленого, и наоборот. Гете тоже построил цветовой круг (илл,2), но
последовательность цветов в нем - это не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а
хоровод из трех пар цветов. А пары эти - дополнительные, т.е. наполовину
порожденные человеческим глазом и только наполовину независимые от человека.
Самые гармоничные цвета - это те, которые расположены напротив, на концах
диаметров цветового круга, именно они вызывают друг друга и вместе образуют
целостность и полноту, подобную полноте цветового круга. Гармония, по Гете, -
это не объективная реальность, а продукт человеческого сознания.
Илл.2 К теории
цветовой гармонии Гёте.
По Гете, кроме
гармонических сочетаний, бывают «характерные» и «бесхарактерные». К первым
относятся пары цветов, расположенные в цветовом круге через один цвет, а ко
вторым - пары соседних цветов. Гармонический колорит, по Гете, возникает тогда,
«когда все соседние цвета будут приведены в равновесие друг с другом». Но
гармония, считает Гете, несмотря на все ее совершенство, не должна быть
конечной целью художника, потому что гармоничное всегда имеет «что-то всеобщее
и завершенное, и в этом смысле лишенное характерности». Это необыкновенно
тонкое замечание перекликается с тем, что впоследствии говорил Арнхейм об
энтропийном характере процесса восприятия изображения и о том, что
сгармонизированным по всем параметрам изображениям часто не хватает
выразительности, экспрессии.
Книга Гете
содержит несколько очень тонких определений колорита. Например, в живописи
существует прием смещения всех красок к какому-либо одному цвету, как если бы
картина рассматривалась сквозь цветное стекло, например желтое. Гете называет
такой колорит фальшивым. «Этот ненастоящий тон возник благодаря инстинкту, из
непонимания того, что надлежит делать, так что вместо целостности создали
однородность». Подобная цветовая лессировка, часто считающаяся в цветном
кинематографе признаком хорошего вкуса, совсем не заслуживает к себе столь
почтительного отношения и что есть другие, более совершенные способы получения
цветовой гармонии, которые, правда, требуют большего труда и более высокой
изобразительной культуры.
Читателю может
показаться, что такой большой экскурс в историю живописи излишен, что все
разбираемые вопросы имеют отношение только лишь к живописи, но это не так. Дело
в том, что все наблюдения Гете о цветовых взаимодействиях, о гармонии относятся
не только к цветному объекту, но, в такой же степени, и к его изображению,
поскольку законы восприятия цвета и контраста в обоих этих случаях - едины.
Иначе мы никогда не смогли бы осознавать подобие объекта и изображения, а самое
главное - никогда бы не смогли испытывать того эмоционального состояния,
которое возникает при восприятии произведения изобразительного искусства.
СОВРЕМЕННАЯ
СИСТЕМАТИКА ЦВЕТА
Как известно, цвет
- величина трехмерная и характеризуется цветовым тоном, светлотой и
насыщенностью. Особо следует подчеркнуть, что если взять несколько разных по
своему цветовому тону цветов, но максимальной насыщенности, то светлота их
будет различна: желтый насыщенный будет самым светлым, фиолетовый - самым
темным, а красный и зеленый будут занимать промежуточное, среднее между желтым
и фиолетовым, положение. Это то, что художники называют собственной светлотой
цвета, и то, что имел в виду Лэнд, когда подчеркивал, что «цвет привязан к
светлоте в гораздо большей степени, чем обычно полагают». Следует обратить на
это внимание, потому что данное обстоятельство имеет основополагающее значение
при тоно- и цветовоспроизведении. А также потому, что в колориметрии это не
нашло достаточно ясного отражения. Дело в том, что цветовой тон, светлота и
насыщенность хотя и относятся как бы к области физики и представляют собой
вполне конкретные измеряемые величины, но одновременно они служат и основными
понятиями из области психологии зрения, поскольку, как уже не раз отмечалось,
феномен цвета имеет двойственный характер.
В связи с этим
хотелось бы обратить внимание на то, что все модели цветового пространства,
например цветового тела Освальда, надо понимать следующим образом (илл.3).
Илл.3 Цветовое
тело Освальда.
Светлоясные и
темноясные цвета соответствуют степени освещения или притемнения основного
(экваториального) цвета. Следует помнить, что цветовое пространство (цветовое
тело), которое мы изображаем в книге или в цветном атласе, не может быть
идентичным подлинному цветовому телу, которое должно выражать полный цветовой
охват нашего зрения. Это всего лишь условная полиграфическая модель. В самом
лучшем цветном атласе цветовое тело всего лишь показывает цветовой охват
полиграфического способа воспроизведения.
Фактически это
преобразованный цветовой треугольник Максвелла. Внутри локуса восприятия цвета
глазом стандартного наблюдателя расположены локусы цветовоспроизводящей системы
цветного телевидения и субтрактивного синтеза реальных красителей
кинематографического процесса.
Именно светлота
является важнейшим фактором цветного изображения, но она-то как раз и не
учитывается этими графиками, которые имеют значение лишь для сугубо
инженерного, технического подхода к цвету.
Кроме того, что
любое из цветовых тел показывает изменение цвета при разбеливании и затемнении,
оно, поскольку в нем учитывается светлота цвета, служит моделью, на которой
можно конкретно проверять и подбирать гармонию разных цветов.
В цветовом круге
(например, цветовом круге Гете) можно было проследить два типа гармонии: 1) по
оппозиции, т.е. по противопоставлению и 2) по аналогии, т.е. сходству. Первый
тип - это «гармонические» и «характерные» сочетания (по диаметру и большой
хорде), а второй тип - это «бесхарактерные» и «слабые» сочетания, т.е. по малой
хорде и по радиусу цветового круга (когда сопоставляются цвета одного цветового
тона, но разной насыщенности). Но в каждом из этих сочетаний светлота не
учитывается, ее просто нет. Реальная же гармония, т.е. та, которая присутствует
в произведениях изобразительного искусства, всегда учитывает (и не в последнюю
очередь!) светлоту сопоставляемых цветов. Поэтому истинные линии гармонизации
проходят в цветовом пространстве не только в плоскости цветовых кругов, но
переходят из одного круга в другой как секущие по всем направлениям цветового
тела.
В практике
художественной деятельности это означает, что возможности гармонизации
различных цветов безграничны, т.е. можно добиться гармоничного сочетания между
любыми цветами, вопрос только в том, что при этом нужно учитывать (т.е. менять,
подбирать) их светлоту. Изменение светлоты сочетаемых цветов - одно из самых
могучих и универсальных средств гармонизации. На практике не так важно точное
колористическое подобие в цвете (например, костюма), как то, что он хорошо
освещен или находится в тени, или пересвечен. Изменением контраста освещения на
объекте можно неузнаваемо изменить всю цветовую гармонию в кадре, при этом одни
цвета погаснут (хотя при других условиях освещения они выглядели бы довольно
яркими, насыщенными), а другие вспыхнут как яркие цветовые акценты (хотя при
других условиях освещения эти цвета никак визуально и психологически не
выделяются.)
Замечательный
русский художник и педагог Николай Петрович Крымов считал, что главное в
живописи - это правильное нахождение тональных, т.е. светлотных, соотношений:
«Я много думал о том, что такое реалистическая живопись, и убедился, что
живопись есть передача тоном (плюс цвет) видимого материала. Тоном я называю
степень светосилы цвета. Верное видение тона более важно для художника, чем
видение цвета, потому что ошибка в тоне дает неверный цвет. Без верно взятого
тона невозможно правдиво передать общее состояние природы, пространство и
материал. Некоторые же изменения цвета не могут повлиять на эти три основных
элемента реалистической картины. Видеть тон гораздо труднее, чем видеть цвет...
Чувство общего тона и есть самое главное в живописи. Верно взятый тон
освобождает художника от выработки деталей, дает глубину картине, размещает
предметы в пространстве. Живописным можно назвать только такое произведение, в
котором уловлен, найден общий тон и верные отношения между тонами отдельных
предметов и частей картины» . Надеюсь, читатель отчетливо понимает, что Крымов
верным тоном называет верные светлотные соотношения разных цветов. В очень
яркой и доходчивой форме Крымов объяснял, что такое гармония применительно к
цвету и тону: «Как-то мне дали одного голландца реставрировать. Небо было
голубое-голубое. Когда-то принято было говорить, что Рафаэль писал какими-то
особыми красками, более яркими, что вообще итальянцы писали голубое небо такими
замечательными голубыми красками, каких теперь не делают. И вот я пробую
заделать дырку голубой краской - совсем не то, не получается. Получается очень
светло и голубо. Тогда я начал темнить и дошел до умбры, смешанной с зеленой
краской. Все остальное у голландца было красноватое, рыжеватое, и облака
красноватые, и вот на этом фоне умбристое небо казалось страшно голубым. Так
что никаких особых красок у старых мастеров не было. Говорят, что Рембрандт
писал очень светлыми красками, что подбавлял белила, а потом лессировал желтым
и поэтому у него так светятся освещенные солнцем места. Я взял белую бумажку и
стал ее прикладывать к этим местам - они оказались темными, как сапог. Но
гармония, общий тон выражены настолько, что нам эти места кажутся сияющими».
Если внимательно
прочитать этот отрывок, то окажется, что в нем содержится очень много тонких
наблюдений о психологических особенностях восприятия цвета. В данном случае не
имеет значения, что речь идет о картинах, о живописи, ведь для зрителя эти
картины - цветные объекты, а не только изображения реальностей, которые ранее
видел художник. Важно понять, что цвета, взаимовлияя друг на друга,
обусловливая друг друга, превращаются в некое единство, именуемое колоритом и
выражаемое гармонией.
И, наконец, ещё одно
принципиальное замечание: когда говорят о цветовой гармонии, то не следует
думать, что речь идет об удачном или неудачном сочетании пары каких-либо
цветов. Два любых цвета, как две любых музыкальных ноты, не могут образовать
никакого гармоничного единства. Только присоединяя к двум первым нотам –
третью, четвертую, пятую и т.д., можно ощущать некий гармоничный строй. То же
самое и в цвете. Например, при съемке портрета, в зависимости от цвета лица,
волос и глаз, подбирается цвет костюма, а это, в свою очередь, определяет цвет
фона. Каждый из этих основных элементов композиции сам включает в себя более
мелкие детали (света, тени, полутени, блики и рефлексы), которые тоже должны
быть в пределах единой гармоничной структуры, заранее выбранной автором портрета.
Существует много
исследований эмоционального значения цвета, начиная с Гете, но коль скоро речь
идет не о лабораторных опытах, а о художественных композициях программного
характера (живопись, кино, телевидение, театр), то в этих случаях эмоциональное
восприятие цвета усложняется содержательным моментом. Было бы даже правильнее
говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета. Многие считают,
что конкретная сюжетная ситуация изменяет эмоциональное звучание данного цвета
не как угодно, а только на прямо противоположное общепринятому, как, например,
ясное голубое небо на картинах Сальвадора Дали внушает человеку не безмятежное
состояние, а чувство ужаса. Сергей Эйзенштейн писал по этому поводу: «В
искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные, которые
диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не
решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но
эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке
живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе
формирования этого образа, в живом движении произведения в целом» .
Теперь немного о
физиологической оптике. Как известно, до настоящего времени нет законченной
теории цветового зрения, хотя проведено очень много исследований, как, кстати,
нет и анатомического подтверждения, позволяющего безусловно принять
трехкомпонентную модель цветового зрения. Несмотря на это, всеми отмечена одна
особенность, которая заключается в том, что яркость предметов воспринимается
суммированием ощущений, создаваемых тремя типами цветоощущающих рецепторов, а
цвет определяется отношением этих ощущений, т.е. яркость и цвет имеют разные
механизмы распознавания, и, может быть, этим объясняется тот факт, что и
яркость и цвет мы не можем анализировать одновременно.
Еще примерно сто
лет назад было обнаружено, что мелкие предметы человек видит дихроматично, т.е.
двухцветно, как смесь лишь двух цветов: оранжевого и голубого. А при наблюдении
еще более мелких предметов мы вообще перестаем ощущать цвет и видим эти
предметы как бесцветные, черно-белые. И только предметы, видимые под угловым
размером на сетчатке глаза более 10 минут, воспринимаются нормально,
трехцветно. Считают, что такое возможно благодаря нерегулярности,
неравномерности расположения зрительных элементов на сетчатке. Возможно, что
эта особенность зрения связана с восприятием коричневого цвета. Цвет в
«электронном зрении», в телевидении, имеет точно такую же особенность
(трехцветность для больших предметов, двухцветность для маленьких и
монохромность для совсем маленьких). Считается, что при яркости светового
потока не менее 0,001 кд./кв.м. в процессе видения участвуют колбочки, они-то и
воспринимают цвет, а при малой яркости, менее 0,001 кд./кв.м., в процессе
видения участвуют только палочки, которые не различают цвета. Все это выглядит
очень убедительно при ссылке на так называемое сумеречное зрение. Однако можно
легко представить себе какой-либо цветной объект (предмет), освещенный нормально,
ярко (например, как в обычной комнате), но так контрастно, что в светах
предметный цвет виден хорошо, а в тенях - не виден, тени кажутся почти черными.
Можно предположить, что света мы видим колбочками, а тени - палочками (мы ведь
видим тени почти бесцветными, черными!).
Теперь представим
себе, что - как это ежедневно происходит во время киносъемки - включается яркий
свет, и тоже такой контрастный, что тени опять кажутся нам черными,
бесцветными, при том, что в светах цвет виден хорошо. Получается, что мы опять
видим света колбочками, а тени палочками. Но ведь освещенность теней (как,
впрочем, и светов) увеличилась в 15-20 раз! И при такой освещенности колбочки
вполне могут распознать цвет и в тени, однако этого не происходит, тень
по-прежнему воспринимается бесцветной, черной. В чем же тут дело? Каждый может
вспомнить черные, контрастные тени на объекте, освещенном ярким солнцем (в
лесу, например).
В последнее время
стало ясно, что если говорить об иерархии свойств светочувствительных
фотографических материалов, то на втором месте по своему значению находится
светочувствительность, а широта - на первом, хотя раньше это не казалось таким
бесспорным.
Что же касается
колбочек и палочек, то, может быть, все дело не в их чувствительности к свету,
а в их, так сказать, широте? Если палочки способны ощущать контраст между белым
и черным (а он довольно большой), то они не способны видеть цвет. А колбочки,
наоборот, ощущают цвет, но только в пределах очень маленького интервала
яркостей. Утрата способности видеть цвет - это расплата за возможность
воспринимать большой контраст; а для того чтобы ощущать цвет, приходится
расплачиваться сужением рамок контраста; видимо, дело обстоит именно таким
образом.
Наш зрительный
анализатор имеет определенную широту, как любой светочувствительный материал, и
его способность воспринимать разницу в светлоте, а точнее, разницу между самым
светлым и самым темным имеет определенный предел, за которым эти различия уже
не ощущаются. Тот интервал яркостей, в пределах которого мы видим окружающий
нас мир, есть величина, гораздо более постоянная, чем обычно принято считать.
Вполне вероятно, что определенная (и конечная) величина этого интервала
яркостей непосредственно связана с нашей способностью вообще воспринимать цвет.
Другими словами: могли ли мы именно так воспринимать контраст, если бы наше
зрение не было цветным? Возможно, что определенные рамки, которые ставит нам
природа при восприятии контраста, обусловлены способностью воспринимать
цветовые различия.
Профессионалы
хорошо знают, что, например, несенсибилизированная черно-белая пленка (в
отличие от панхроматической) совершенно непривычно передает контраст снимаемого
объекта за счет непривычных для нашего глаза тональных соотношений различных
цветов друг к другу, к которым несенсибилизированная пленка чувствительна не
так, как наш глаз. И это происходит без всякого вмешательства контраста
освещения или контраста проявления (фотохимического контраста), а только за
счет тональных перераспределений между различными цветами внутри кадра. На
примере пленки, чувствительной к инфракрасной области спектра, мы можем видеть,
как под влиянием изменения цветоделительных свойств меняется и тональный
контраст изображения: то, что было темным, становится светлым, и наоборот, и
весь мир мы начинаем видеть как бы глазами собаки или пчелы. Изменение
цветоделительных свойств широко применяется как выразительный прием в
кинематографе и фотографии, точно так же, как окрашивание специальными
фильтрами бесцветных (для нашего глаза) бликов поляризованного света,
отраженного от различных глянцевых поверхностей объекта .
Применительно к
цвету гораздо целесообразнее пользоваться понятием цветового охвата, чем
понятием широты. Цветовое тело, или цветовое пространство, олицетворяет
идеальный цветовой охват или тот полный набор цветов, который способен
воспринимать наш глаз. Другие цветовоспроизводящие системы, например
фотохимическая (пленка), или электронная (телевидение), или полиграфическая, по
разным причинам имеют цветовой охват гораздо менее совершенный, чем цветовой
охват глаза, и это видно на графике цветности . Наглядно представить себе
цветовой охват сквозного кинематографического процесса можно, напечатав негатив
серой шкалы или любой другой негатив с оптимальным интервалом плотностей на
всех значениях цветового паспорта копировального аппарата. Это будет реальный
цветовой охват с учетом свойств реальных пленок (негативной и позитивной), с
учетом процессов обработки (негатива и позитива) и процессов печати
(субтрактивного или аддитивного) и т.д. Для человека, который впервые увидел
отпечатанный таким образом позитив, будет большим сюрпризом и неожиданностью
богатство цветового охвата. Он будет приятно удивлен тем, что в позитиве много
таких оттенков цветов, о которых он не предполагал, рассматривая не условное
изображение серой шкалы, а какое-либо обычное изображение объекта в текущем
материале.
Действительно,
набор цветов при этом нисколько не уступает любому самому лучшему набору
масляных красок, которыми пользуются все живописцы последние 500 лет! Замечательно,
что многие выдающиеся мастера живописи сетовали на то, что им не хватает жизни,
чтобы освоить возможности их палитры (т.е. те реальные краски, которые
существовали при их жизни). А мы, имея палитру ничуть не беднее, потому что
цветовые охваты субтрактивного синтеза масляных красок и красителей в
позитивном изображении очень совпадают, постоянно жалуемся на плохую пленку,
оправдывая этим плохое качество цвета в фильмах! Неужели дело только в том, что
мы часто не умеем правильно распорядиться нашей палитрой?
В действительности
живописец, используя довольно ограниченное количество красок, может произвольно
менять цвет в тех или иных участках картины по сравнению с тем цветом, который
он видит в реальности, ради большей выразительности, в ущерб «правильному»
цветовоспроизведению. Это аксиома, о которой не стоило бы упоминать, если бы не
пришлось вслед за этим подчеркивать, что кинооператор, оператор телевидения или
фотограф лишен такой возможности. Во всяком случае, эти возможности довольно
ограниченны. Например, можно использовать различные светофильтры, влияющие
только на цвет неба или на цвет бликов, отражающих поляризованный свет. Можно
менять контраст кадра за счет освещения или менять его на отдельных участках
изображения за счет серых оттененных фильтров, фильтров контраста или за счет
дополнительной дозированной засветки. Можно использовать цветные оттененные или
сплошные светофильтры или цветную подсветку на объекте, но все эти манипуляции
выглядят довольно примитивно по сравнению с возможностями художника-живописца,
с тем, как он может вмешиваться в цветовой строй своего произведения.
Есть определенный
предел, до которого можно использовать фотографическую природу кинематографа,
дальше которого нарушение этой природы мстит за себя.
Использование
многовекового опыта живописи заключается не только в заимствовании
композиционных, колористических или других формальных решений, а в подходе к
познанию действительности, познанию закономерностей цветовых взаимодействий на
объекте съемки за счет освещения. У живописи можно позаимствовать метод
обучения «чувству цвета», научиться различать видимое и знаемое в цвете.
Гете в своей
теории цвета упоминал о нравственно-эмоциональном значении цвета в жизни людей.
Говоря о восприятии цвета, он сравнивал его с восприятием музыки, хотя
физическая природа музыки совсем иная. Он считал, что эти два разных физических
явления имеют одинаковый алгоритм восприятия. Гармонии в музыке, как и гармонии
в цвете, не существует в природе, гармонизируют ее наши чувства. Применительно
к цвету наше представление о мировом порядке опосредованно выражается в
гармонии цвета. То, о чем писал Гете, весьма субъективно и не поддается никаким
измерениям, и поэтому многие до сих пор считают, что его теория цвета почти
бесполезна для практики. Самым слабым местом в его теории являются именно
конкретные рекомендации, но важно другое - формирование принципа
относительности в восприятии цвета, дуализм понятия цвета, диалектическое
двуединство объективного и субъективного.
Рассуждения Гете -
это не талантливый парадокс, а, как свидетельствуют опыты Лэнда (изобретателя
процесса «Полароид» в цветной фотографии), гениальное предвидение. Возможно,
что субъективная сторона в восприятии цвета вообще не может быть изучена и
постигнута строго научными методами, а подвластна только лишь деятельности
эстетической, в процессе художественной практики путем индивидуального
продвижения по этому пути.
Известно, что в природе существует объекты, обладающие двумя противоположными
свойствами - “светом” и “тьмой”. Одни объекты излучают энергию, а другие ее
поглощают. Эти свойства характерны для всех объектов живой и неживой Природы.
Например, людей, поглощающих энергию других людей, называют вампирами. Поэтому,
говоря о силе “света”, нельзя не учитывать и силу “тьмы”, которая также должна
иметь свои единицы измерения. С этой точки зрения интересно уточнить процесс
рождения Вселенной. Вначале была “тьма”. Черная дыра являлась “вампиром”,
который поглотил все излучения окружающего ее поля. Она была единственным представителем
Периодической таблицы “тьмы”. Затем произошел взрыв Черной дыры, как это
следует из теории Большого взрыва, который привел к рождению принципиально
новых объектов - звездной материи. Произошло отделение “света” от “тьмы”.
Обычно принято считать, что “белый” свет устроен более сложно. Как известно из
школьного курса физики свет при прохождении через призму разлагается на 7
основных цветов радуги.
Но оказывается, что эта модель не является полной. Семь цветов радуги
способны к синтезу.
рис. 1-1
Их
этого рисунка виден "корпускулярно-волновой" характер взаимоотношений
между белым цветом и его радугой.
Теперь эту схему можно отобразить в эквивалентной форме, в форме
математического тождества .
рис. 1-2
Из этих рисунков видно, что белый цвет есть "волновая функция"
("белый свет"), которая является Творцом собственного
"квантованного" мироздания волновых функций (куб), в котором каждая
вершина также является кубом. В нем каждый кубик характеризуется собственным
"жизненным стержнем", вокруг которого он вращается. Физики обычно
связывают его со "спином". Тогда отождествляя каждый кубик с
собственной волновой функцией, мы получим следующую схему.
рис. 1-3
Поэтому в общем случае мы будем иметь многомерное тождество вида
рис. 1-4
Волновые функции не возникают из Ничего и
не исчезают в Никуда, а инвариантные преобразования одной волновой функции в
другу осуществляется в соответствии с Единым законом. Видел ли кто-нибудь из
вас, в которой последовательность цветов была бы нарушена? Каждый новый
цвет, каждая новая радуга формируется из предыдущего (ей) путем циклического
сдвига в ту или иную сторону (в Прошлое или Будущее).
Следует
обратить внимание также на следующую особенность формирования одной и той же
радуги с используя смешение разных цветов.
Так, в полиграфии используются несколько цветовых моделей, в которых
используются всего 8 базисных цвета, включая черный. Белый и черный цвет
являются активным участниками этих цветовых моделей, а белый цвет
получается не только путем смешивания 7 цветов. Всего из трех цветов (красный, зеленый, синий) можно получить все остальные
цвета, а если смешать все три цвета, то получится и белый цвет. Эти три цвета
образуют основную цветовую гексаду, в которой белый цвет является нейтральным.
Он как бы является частицей, сложенной из трех «кварков» - «d,u,s», а потому, в силу
двойственности отношений в триаде существует возможность синтеза всех цветов
радуги всего из двух простейших цветов - “света” и “тьмы”.
Поэтому
белый свет может участвовать в синтезе, создавая из первоначального
двойственного отношения мультидвойственные и порождая все цветовые
оттенки.
Из физики известно явление интерференции света, возникающее
при наложении двух или нескольких когерентных световых волн (поляризованных –
это значит характеризующихся только двойственными отношениями).
Интерференционные эффекты представляют собой чередование белых и черных полос.
Трудно представить, что в условиях поляризованных (двойственных) волн черный
цвет является простым, а белый - сложным. Такая комбинация просто противоречит
закономерности о двойственности, противоречит законам симметрии. Почему в
явлениях интерференции чередуются только черный и белый цвет? Почему
отсутствуют другие цвета радуги? Если черный цвет простой, то почему его
противоположность должна являться сложным цветом? Почему художники,
смешивая три основные цвета, получают остальные 4 цвета радуги и все ее
остальные оттенки? Трудно согласиться, что смешивание цветов на палитре
художника является их разложением. Это самый настоящий синтез.
В
[1] и [2] приводятся примеры из жизни живых организмов, что многие
простейшие организмы имеют двухцветное зрение, а в процессе эволюции они
научились синтезировать 3 основные цвета (красный, зеленый, синий), и затем из
этой цветовой гаммы получать все остальные цвета и оттенки радуги.
На
рис. 2 приведена диаграмма, из которой следует, что цвета
радуги замыкаются друг на друга. Белый и черный цвет не только могут
взаимопревращаться, но это взаимопревращение может происходить и
по большому кругу. Эволюция, начинаясь с белого цвета, заканчивается
замыканием на черный цвет и, наоборот, инволюция, начинаясь с
черного цвета, замыкается через красный цвет на белый.
Рис.2-1
Таким образом, такое всем известное явление, как радуга, может много рассказать
об эволюции окружающего нас мира, о периодичности изменения его свойств,
о едином Периодическом законе эволюции материи. Даже такой тривиальный вопрос о
том, почему зеленые листья осенью сначала желтеют, а потом краснеют должен
заставить задуматься над причиной этого явления.
Эволюционный подход может быть полезен и при изучении эволюции звезд. «Черный
свет» черной дыры мог породить звезды - фиолетовые, синие и т.д, до красного
цвета включительно (красный карлик), который затем снова превращается в белый
и исчезает за «горизонтом событий». Но это путь распада целого на части.
Пусть синтеза будет характеризоваться противоположным направлением - от
красного к черному. Заметим, что "революционного" кратчайшего пути
между белым и черным цветами не существует. Между ними пустота. Просто
ничего нет. И на приведенном ниже рис. 2 это непосредственно видно. Бог знал,
что и как творить, когда сказал свою знаменитую фразу: «Да будет свет».
Можно ли из одной триады формировать полный цветной спектр радуги? Анализ
формирования элементарных частиц показывает, что это маловероятно. И
действительно, цвета радуги, используя алгоритм формирования ряда Фибоначчи
можно получить только в том случае, если мы будем иметь две триады.
Смешение всех семи цветов открывают дорогу к пониманию сущности Бога. Этот путь
ведет в центр диаграммы. Здесь Бог, а его символ — белый цвет, как результат
сложения семи цветов спектра света. Таким образом, эта универсальная
диаграмма проливает свет на одну из самых важных тайн Природы, которая
тщательно скрывалась за «семью замками» - на тайну числа 7.
Смешивание в определенных пропорциях «света» и «тьмы» может привести к
рождению первой цветовой триады, рождая первый цветовой «кварк».
Но эволюция кварков не происходит случайным образом. Если родился
красный кварк, то эволюция начинается по часовой стрелке. Если фиолетовый
кварк, то дальнейшая эволюция будет происходить против часовой стрелки.
Направление эволюции цветов радуги будет строго «вычисляться» Природой с
помощью правила формирования «золотого сечения» - следующее состояние
порождается с участием двух самых последних членов цветового ряда, в число
которых включается и самый последний цвет. Эти правила на страницах сайта носят
название природных операционных механизмов Единого закона эволюции
двойственного отношения.
Отметим, что «соседние цвета», необходимые для формирования очередного члена
ряда Фибоначчи. ответственного за порождение золотого сечения, могут находиться
на разных гранях монадного кристалла радуги (куб).
В полиграфии хорошо известны следующие, наиболее распространенные, цветовые
модели (рис. 2-2).
RGB-
модель
CMYK-модель CMYK-модель
Полиграфический
супермультиплет
Рис.
2-2
Из рисунков видно, что во всех вышеприведенных
моделях, принятых в полиграфии, правила обхода вершин куба происходит так, как
это и требуют единые принципы эволюции двойственного отношения (монады
"Ян-Инь").
Только обход куба осуществляется несколько иным способом. На страницах сайта
обход вершин изображается обычно в следующем виде.
Все
цвета в этих моделях получаются из базисных - красного, зеленого и
синего. Эту базисную триаду можно отождествить как триаду с внешней
тройственностью.
Тогда «частицы», стоящие в центре куба можно отождествить как частицу с
внутренней тройственностью, т.е. можно т.е. можно сказать,
что белый и черный цвет имеют одну и ту же внутреннюю
структуру
<белый
свет>=<красный, зеленый, синий>
<черный
свет>=<красный, зеленый, синий>
Используя символику креста, мы получаем
Посмотрите, какая гармония базисных цветов цветов полиграфических моделей и
триграмм Ян и Инь и гармония экспоненциальных функций, порождающих крест
Мёбиуса путем естественной трансформации движения по этому кресту.
И, действительно, в этих моделях белый цвет характеризуется смесью
базисных цветов в минимальных «дозах». Использование максимальных
«доз» порождает черный цвет. Следовательно, красный, зеленый и синий цвета являются
базовыми «кварками» для цветовых RGB и CMYK-моделей. Они образуют
базовую триаду с внешней тройственностью. В этих моделях цвета
голубой-красный, зеленый-пурпурный, желтый - синий являются
друг для друга противоположными. Они лежат на разных концах гексадных
диагоналей (диагонали куба). Дополнительные цвета создаются другой
триадой, соединенной с первой со сдвигом на одну позицию. Цвет вершин в
этой триаде определяется как смесь двух соседних цветов
базовой триады. Таким образом, мы получили в «чистом» виде цветовой
супермультиплет (рис. 3) и его пространственную структуру, очень хорошо
известную в полиграфии. Теперь эту структуру нетрудно отобразить в кварковой
форме (рис. 3).
Рис. 3
В
приведенной кварковой модели принято следующее соответствие цветов и
кварков
Но,
скорее всего, рис. 6 демонстрирует следствие взаимодействия двух триад <s, d, u> между собой. Именно в этом
случае возникает возможность смешивать одноименные цвета, стоящие рядом между
собой и формировать взаимодополнительные цвета
И в эту цветовую модель хорошо вписывается схема порождения
триадного семейства
Из этого рисунка видно, что цвета радуги действительно принадлежат триадному
семейству. И в этом семействе десять вершин.
На рисунке справа показан крест, материализующий и
дематериализующий цвета радуги. Из этого рисунка видно, что в центре ТРИАДНОГО
КУБА не находится чисто белый и чисто черный цвета. В одном полюсе монады
присутствует "фиолетовое
смещение",
а в другом -"красное
смещение"
ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА монады "черное-белое". Может быть, всем известное
"красное смещение" Допплера имеет к этим свойствам непосредственное
отношение?
Модель демонстрирует общность концепции
тройственности и общность правил порождения «частиц» из кварков на разных
уровнях иерархии. Отметим, что цвета "красный, зеленый и синий",
используемые в RGB- модели "радуги", считаются основными,
а цвета "пурпурный, желтый, голубой", используемые в
CMYK-модели - как дополнительные.
Всеобщность принципов порождения «частиц» из «кварков» позволяет
понять то, что нельзя понять другими способами. Так, например, для физики
элементарных частиц эта модель может помочь понять природу формирования
дополнительной триады, состоящей из смеси разноименных кварков.
Кроме того, кварковая модель характеризует
сущность нейтральных частиц, стоящих в центре кварковых гексад и
природу их различия.
Выявленные при анализе цветов радуги
закономерности и их идентичность элементарным частицам свидетельствуют об
всеобщности концепции тройственности и, соответственно, принципов
порождения «частиц» из «кварков». В этой связи представляет интерес
рассмотреть особенности формирования цветовой модели
CMYK. Ее базовые цвета получаются из предыдущей модели как результат
вычитания основных RGB-компонентов из белого цвета. В результате
вычитания из белого цвета мы получаем «частицы», которые лежат на
противоположной стороне диагонали полиграфического супермультиплета, проходящей
через белый цвет:
желтый
=белый-синий, голубой=белый-красный, пурпурный =белый-зеленый.
Таким образом, краткая экскурсия в мир цветов показывает их полную
гармонию с Единым Периодическим Законом Эволюции Материи. Но эта
экскурсия будет не полной, если не провести аналогию между алгоритмами
формирования цветов радуги и алгоритмами формирования монадных семейств.
Рассматривая правило "обхода по кресту" для дуадного
Рис. 4
и
триплетного
Рис. 5
монадных
семейств, непосредственно видны правила последовательно-параллельного
соединения монадных кварков (каждые две частицы находятся на одной грани
монадной формы, являясь одним из ее ребер, а третья - в
ортогональной плоскости). Да иначе и быть не может. Следовательно,
рассмотренные выше цветовые модели, отражают свойства универсальной
монадной формы. Какая из этих двух форм порождает цветовые гаммы? Даже самого поверхностного
взгляда оказывается достаточным, чтобы понять, что и RGB, и
CMYK -модели описываются моделью дуального монадного семейства.
Заменяя в дуадном монадном семействе монадные частицы на соответствующие
цвета полиграфических моделей, мы получим, например, следующую модель.
Рис. 6
Видите,
как последовательно формируются триграммы И-Цзин («Книга Перемен») более
высокого уровня иерархии? И каждая из них снова является самодостаточной (2/3,
удовлетворяющей пропорции "золотого сечения"). Видите, в
энеаграммах две самодостаточных триграммы определяют самодостаточность
энеаграммы? Исключение составляет лишь исходная энеаграмма. вокруг которой
начинает раскручиваться "радуга" триграмм . Видите, как каждый
поворот триграммной триады (энеаграммы) порождает новую цветную триграмму
высшего измерения?
Обратите внимание, что тетраэдр с вершинами 1-4 является взаимодополнительным к
тетраэдру с вершинами 5-8.
Данная модель показывает инвариантность
монадных форм (куб и звездный тетраэдр). Здесь пунктирными стрелками показаны начало и коней эволюции
исходной двойственной пары ("черный"-"белый"). Сравнение с
полиграфическими моделями показывает тождественность внутренней структуры
рассматриваемого монадного дуального семейства с цветовой
CMYK-моделью. Следовательно, выбирая в качестве базисных цветов ту
или иную двойственную пару (монаду), можно получать ту или иную
полиграфическую модель. С другой стороны, общность полиграфических моделей со
свойствами дуального монадного семейства позволяют определить, по
индукции, некоторые свойства дуальных монадных семейств, на основе
свойств частиц, формирующих цвета радуги. Так, в соответствии с
правилами порождения монадных частиц, каждой частице радуге может быть присвоен
заряд, спин и т.д. Однако, совмещая схему обхода вершин со схемой обхода
вершин в кубе и звездном тетраэдре, мы придем к чрезвычайно важному
выводу, что в данной цветовой модели (рис. 6 ) не белый цвет,
а черный цвет является родоначальником цветов радуги. При этом
независимо от особенностей интерпретации модели цветов радуги все
цвета радуги порождаются дуальным монадным семейством, в соответствии с Единым
Универсальным законом.
Рисунок 6 снова дает нам информацию о триадной природе цветов радуги.
Для писем: nvpminsk@yandex.ru