Гармония, Единение, Любовь, Искренность, |
На главную страницу - Содержание учебной программы
Химическая картина мира
Учебный цикл IV.
Научная картина современного мира
Как
история человеческой цивилизации началась с "приручения" человеком
огня, так и действительная история химии началась с рассмотрения проблемы
горения - центральная проблема химии XVIII в. Вопрос состоял в следующим: что
случается с горючими веществами, когда они сгорают воздухе?
Для
объяснения процессов горения И. Бехером и его учеником Г.Э. Шталем была
предложена так называемая теория флогистона. Под флогистон здесь
понималась некоторая невесомая
субстанция, которую содержат все горючие тела и
которую они утрачивают при горении. Тела, содержащие большое количество
флогистона, горят хорошо, тела же, которые не загораются, являются
дефлогистированными. Эта теория позволяла объяснить многие химические процессы
и предсказывать новые химические явления. В течении почти всего XVIII в. она
прочно удерживала свои позиции, пока Лавуазье в конце XVIII в. не разработал
кислородную теорию горения.
Разрабатывая
свою теорию горения, Лавуазье отмечал,
что при горении "постоянно наблюдается четыре явления":
выделяются свет и тепло; горение
осуществляется только в "чистом
воздухе" (кислороде); все вещества увеличиваются настолько,
насколько уменьшается вес воздуха; при горении неметаллов образуются кислоты (кислотные оксиды), а при обжиге металлов - металлические извести (оксиды металлов).
Лавуазье использовал опыт Шееле и
Пристли, благодаря чему
ему удалось ясно и доступно объяснить
процесс горения. Было доказано,
что "флогистон Шталя – лишь воображаемое вещество", а
"явления горения и обжига
объясняются гораздо проще и легче без
флогистона, чем с его помощью".
Проводя
различные опыты с азотной, серной и фосфорной кислотами, Лавуазье пришёл к
выводу, что "кислоты отличаются одна
от другой лишь основанием, соединенный с воздухом". Другими словами,
"чистый воздух" обусловливает кислые свойства этих веществ и поэтому
учёный назвал его кислородом
(oksigenium от orsus - кислый и
gennao - рождаю). После
того как был установлен состав
воды, Лавуазье окончательно убедился в исключительной роли кислорода.
В
"Начальном курсе химии" (1789) Лавуазье, опираясь на новые теории и
применяя разработанную им (совместно с другими учеными) номенклатуру,
систематизировал накопленные к тому времени химические знания и изложил свою
кислородную теорию горения.
Вначале
Лавуазье даёт описание различных агрегатных состояний веществ. С его точки
зрения, в твёрдом веществе молекулы удерживаются друг около друга силами
притяжения, которые по величине больше сил отталкивания. В жидкости молекулы
находятся на таком расстоянии друг от друга, когда силы притяжения и
отталкивания равны, а атмосферное давление препятствует превращению жидкости в
газ. В газообразном же состоянии преобладают силы отталкивания.
Лавуазье
даёт определение элемента и приводит таблицу и классификацию простых веществ.
Он отмечает, что представление о трёх или четырёх элементах, из которых, якобы,
состоят все тела природы, перешедшего к нам от греческих философов, является
неверным. Сам же Лавуазье под элементами понимал вещества, которые не
разлагаются "никаким образом". Все простые вещества были им разделены
на четыре группы: 1) вещества, относящиеся к трём царствам природы (минералы,
растения, животные) - свет, теплород, кислород, азот, водород; 2)
неметаллические вещества, окисляющиеся и дающие кислоты, - сера, фосфор,
углерод, радикалы муриевый (хлор), плавиковый (фтор), и борный (бор); 3)
металлические вещества, окисляющиеся и дающие кислоты, - сурьма, серебро,
мышьяк, висмут, кобальт, медь, железо, марганец, ртуть, молибден, никель,
золото, платина, свинец, вольфрам, цинк; 4) солеобразующие землистые вещества: известь, магнезия, барит, глинозем, кремнезём.
Таким образом, Лавуазье осуществил научную революцию в химии:
он превратил химию из совокупности множества не связанных друг с другом рецептов, подлежавших изучению один за одним, в общую теорию, основываясь
на которой можно было не только объяснить все известные
явления, но и предсказывать новые.
Принципиальный
шаг в развитии научной химии был сделан
Дж.Дальтоном, ткачом и школьным учителем из Манчестера. Уже первые научные
сообщения молодого учителя привлекли внимание некоторых физиков и химиков,
среди которых у Дальтона появились
единомышленники.
В
В
1801г. Дальтон установил закон
парциальных давлений газов: давление
смеси газов, не взаимодействующих друг с другом, равно сумме их парциальных
давлений (Первый закон Дальтона).
Два
года спустя, продолжая опыты, английский учёный обнаружил, что растворимость в жидкости
каждого газа из смеси при постоянной температуре прямо пропорциональна его
парциальному давлению над жидкостью и не зависит от общего давления смеси и от
наличия в смеси других газов. Каждый газ растворяется, таким образом, как если
бы он один занимал данный объём (Второй закон Дальтона).
Пытаясь
определить "число простых элементарных частиц", образующих сложную
частицу, Дальтон рассуждал, что если при взаимодействии двух веществ получается
одно соединение, то оно бинарно; если же образуются два соединения, то одно
бинарное, а другое тройное, т.е. состоят соответственно из двух и из трёх
атомов, и т.д.
Применяя
эти правила, Дальтон приходит к заключению, что вода - бинарное соединение
водорода и кислорода, вес которых относятся примерно как 1:7. Дальтон считал,
что молекула воды состоит из одного атома водорода и одного атома кислорода,
т.е. формула её НО. По данным же Гей-Люссака и А.Гумбольдта (1805), вода
содержит 12,6% водорода и 87,4% кислорода, а так как Дальтон принял атомный вес
водорода за единицу, атомный вес кислорода он определил равным примерно семи.
В
1808г. Дальтон постулировал закон
простых кратных отношений:
Если
два каких-либо элемента образуют друг с другом несколько химических соединений,
то количества одного из элементов, приходящиеся в этих соединениях на
одинаковое количество другого элемента, находятся между собой в простых кратных
отношениях, т.е. относятся друг к другу как небольшие целые числа.
Занятия
метеорологией привели Дальтона к размышлению о строении атмосферы, о том. почему
она представляет собой "массу явно однородную". Изучая физические
свойства газов, Дальтон принял,
что они состоят из атомов. Для объяснения же диффузии газов он предположил, что
их атомы имеют различные размеры.
Впервые
об атомистической теории Дальтон говорит в лекции "Об абсорбции газов
водой и другими жидкостями", которую он прочитал 20 октября 1803г. в
литературно-философском обществе Манчестера.
Дальтон
строго разграничивал понятия "атом" и "молекула", хотя
последнюю и назвал "сложным", или "составным атомом", но
этим он только подчёркивал, что эти
частицы являются пределом химической делимости соответствующих веществ.
Какими же свойствами обладают атомы?
Во-первых,
они неделимы и неизменны. Во-вторых, атомы одного и того же вещества абсолютно одинаковы
по форме, весу и другим свойствам. В-третьих, различные атомы соединяются между
собой в различных отношениях. В-четвёртых, атомы разных веществ имеют,
неодинаковый атомный вес.
В
1804г. состоялась встреча Дальтона с известным английским химиком и историком
химии Т.Томсоном. Тот был восхищён теорией Дальтона и в 1807г. изложил её в
третьем издании своей популярной книги "Новая система химии".
Благодаря этому атомистическая теория увидела свет раньше, чем она была
опубликована самим автором.
Джон
Дальтон является создателем научной
химической атомистики. Он
впервые, используя представления об атомах, объяснил состав различных
химических веществ и определил их относительные и молекулярные веса.
И
тем не менее в начале XIX в. атомно-молекулярное учение в химии с трудом
пробивало себе дорогу. Понадобилось ещё полстолетия для его окончательной
победы. На этом пути был сформулирован ряд количественных законов (закон
постоянных отношений Пруста, закон объёмных отношений Гей-Люссака, закон
Авогадро, согласно которому при одинаковых условиях одинаковые объёмы всех
газов содержат одно и то же число молекул), которые получали объяснения с
позиций атомно-молекулярных представлений. Для экспериментального обоснования
атомистики и её внедрения в химию много усилий приложил Й.Б. Берцелиус.
Окончательную
же победу атомно-молекулярное учение (и опирающиеся на него способы определения
атомных и молекулярных весов) одержало лишь на 1-м Международном конгрессе
химиков (1860).
В
50-70-е гг. XIX в. на основе учения о валентности и химической связи была
разработана теория химического строения (А.М. Бутлеров, 1861), которая
обусловила огромный успех органического синтеза и возникновение новых отраслей
хим. промышленности (производство красителей, медикаментов, нефтепереработка и
др.), а в теоретическом плане открыла путь построению теории пространственного
строения органических соединений - стереохимии (Дж. Г. Вант Гофф, 1874).
Во
второй половине XIX в. складываются физическая химия, химическая кинетика, как
учение о скоростях химических реакций, теория электролитической диссоциации,
химическая термодинамика.
Таким
образом, в химии XIX в. сложился новый общий теоретический подход - определение
свойств химических веществ в зависимости не только от их состава, но и от их
структуры.
Развитие
атомно-молекулярного учения привело к идее о сложном строении не только
молекулы, но и атома. В начале XIX в.
эту мысль высказал английский учёный У. Праут, исходя из результатов
измерений, показавших, что атомные веса элементов кратны атомному весу
водорода. На основе этого Праут предложил гипотезу, согласно которой атомы всех
элементов состоят из атомов водорода.
Новый
толчок для развития идеи о сложном строении атома дало великое открытие
Д.И.Менделеевым (1869) периодической системы элементов. Менделеев написал
блестящий учебник органической химии - первый в России, за который ему была
присуждена Большая Демидовская премия Академии наук.
Прочитав
в 1867-1868 гг. курс лекций по неорганической химии, Менделеев убедился в
необходимости создания отечественного "руководства к химии". Он
приступает к написанию учебника "Основы химии". Этот труд был призван
"познакомить публику и учащихся" с достижениями химии, её применением
в технике, сельском хозяйстве и т.д. Затруднения встретились при написании
второй части учебника, где предполагалось поместить материал о химических
элементах.
Перепробовав
несколько вариантов, Менделеев заметил, что элементы можно располагать в
порядке возрастания атомных весов и тогда
оказывалось, что в каждой колонке свойства элементов постепенно менялись
сверху вниз. Это была первая таблица, озаглавленная "Опыт систем
элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве". Дмитрий
Иванович понимал, что таблица отражает принцип периодичности, определённый
закон природы, который устанавливает тесную связь между химическими элементами.
В
июне 1871г. Менделеев закончил статью
"Периодическая законность химических элементов", в которой дал формулировку периодического
закона: "Свойства элементов, а
потому и свойства образуемых
ими простых и сложных тел
состоят в периодической зависимости от
их атомного веса".
Если
в прошлом веке подчёркивалось, что "химия занимается не телами, а
веществами" (Д.И. Менделеев), то теперь мы являемся свидетелями того, как
объектом всё более пристального внимания учёных-химиков становятся именно
реальные макротела - те самые смеси, растворы, сплавы, газы, с которыми они
непосредственно имеют дело в лаборатории и на производстве. По словам К.
Маркса, прогресс химии "не только умножает число полезных веществ, но и
число полезных применений уже известных веществ".
Для писем: nvpminsk@yandex.ru