Гармония, Единение, Любовь, Искренность,
Оптимизм, Свобода - ГЕЛИОС

На главную страницу  -  Содержание учебной программы

 МАНДАЛА

Учебный цикл IV.
Древние знания и инновации

 

 

 Само слово «МАНДАЛА» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Возникший на индийской почве буддизм усвоил понятие МАНДАЛА и передал его (как в целом ряде случаев и само слово) своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, ваджраяна, тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии начиная с первых веков нашей эры (впрочем, немецкий востоковед 3. Хуммель полагает, что МАНДАЛА возникла в Тибете и потом уже вторично попала сюда из Индии). В этих более поздних вариантах буддизма слово «МАНДАЛА» обычно сужает круг значений, но зато делается более терминологичным и унифицированным соответственно дальнейшей сакрализации и универсализации самого понятия и сопоставленных с ним ритуальных воплощений. Так, уже в тибетском буддизме конституируется два круга значений, один из которых соотносится со сферой буддийской космологии (вид кругового или сферического пространства, в частности земная сфера, а также огонь и вода), а другой — со сферой ритуала (магическая диаграмма или фигуративное изображение из зерна или других жертвенных даров;  МАНДАЛА в монгольской языковой и культурно-религиозной традиции — «круглое блюдо с соответствующими символами, используемое при жертвоприношениях» при том, что сохраняется и исходное общее значение — «круг», «диск» и т. п.).

МАНДАЛА принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема МАНДАЛА представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме МАНДАЛА, где север — зелёный, восток — белый, юг — жёлтый, запад — красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах — одинарном, двойном, тройном и т. д.

Этот основной вариант МАНДАЛА существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре МАНДАЛА, или некоторыми местными вариантами символики. Изображения МАНДАЛА, как правило, многочисленны (иногда их стремятся воспроизводить в возможно большем количестве экземпляров) и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. МАНДАЛА изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация МАНДАЛА как модели вселенной, «карты космоса», причём вселенная изображается в плане, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата. Объектом моделирования становятся некие идеализированные параметры вселенной, соотнесённые с системой высших сакральных ценностей (особенно явно это в буддизме); как правило, лишь внутри центрального круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой. Космологическая
интерпретация МАНДАЛА предполагает, что внешний круг обозначает всю вселенную в её целостности, очерчивает границу вселенной, её пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру вселенной.

В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов — нидан, выражающих 12 соотнесённых друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на МАНДАЛА моделируют бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей МАНДАЛА и так называемой калачакры —
«колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырёх направлений ваджраяны, также актуализирует временной аспект МАНДАЛА. Наконец, внешний круг МАНДАЛА вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и (шире) всей Центральной и Юго-Восточной Азии.

Вместе с тем интерпретация МАНДАЛА или близких к ней схем типа «колеса времени» или «колеса бытия» (др.- инд. бхавачакра, монг. «сансарайн хурдэ» — «колесо сансары») и т. п. обычно предполагает и вычленение этических и/или аксиологических структур (ср. изображение на «колесе» шести разрядов обитаемого мира с указанием зависимостей между типом поведения человека и ожидающим его в новом рождении воздаянием). Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внимания и охраны. Поэтому нередко именно в этих местах квадрата, в Т-образных вратах, помещаются так называемые локапалы. или махараджи — «великие цари»: Вайшравана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе. Тантрийские ритуальные М. соответственно изображают четырёх дхьяни-будд — Амогхасиддхи, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха. В этом случае в центре обычно помещается Вайрочана.


Вписанный в квадравнутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала — ваджра. Это соотношение геометрических символов в центре МАНДАЛА дублируется ритуально-мифологическим мотивом: призываемое божество опускается с небес в самый центр МАНДАЛА, обозначенный лотосом, где оно и совершает акт, приносящий плодородие, изобилие, успех. В Тибете и Монголии МАНДАЛА вообще часто рассматривается как место обитания божества или божеств (ср. монг. хото мандала, т. е. «МАНДАЛА места обитания»; ср. обозначение конкретных  МАНДАЛА по этому принципу: «Ямантакийн хото», «место Ямантакио и т. п.). Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в 8 в., когда Падмасамбхава — основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой МАНДАЛА, нуждавшийся в божественной помощи, сооружал МАНДАЛА и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр МАНДАЛА и совершало то, ради чего оно призывалось.

Этот мотив движения божества сверху вниз, с неба на землю, в центр МАНДАЛА вводит вертикальную координату в структуру МАНДАЛА, хотя эта координата явно обнаруживается и даже актуализируется именно как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап — божество в центре М., связываются с другими символами вертикальной структуры мира — мировой осью, древом мировым, горой Меру, ритуальным сооружением. Отсюда и соотнесение М. (в полном или частичном виде) со структурой (в плане) ритуальных сооружений — зиккуратов или мифического дворца чакраватина (см. работы итальянского буддолога Дж. Туччи), ступы, царских дворцов и храмов в Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке, чума и т. д. и даже с планировкой некоторых поселений городского типа

Структура социальной иерархии также часто строилась и описывалась по принципу М. Ряд исследователей (Хуммель, X. и М. Аргуэльес и др.) склонны считать, что мегалитические сооружения Тибета и других мест (напр., знаменитый кромлех Стонхендж в Англии) имеют в своей основе принцип М. (или, наоборот: М. не что иное, как схема таких мегалитических сооружений). Третьи сопоставляют М. с другими символами вселенной: С. Камман — с китайскими бронзовыми зеркалами Ханьского периода, с изображёнными на них схемами вселенной; Н. Л. Жуковская — с шаманскими бубнами народов Северной Азии, несущими на себе рисунки, являющиеся картой вселенной. Эти точки зрения правомерны, поскольку сам принцип М. не только распространён гораздо шире, чем М. как таковая, но практически универсален и как модель вселенной (или её частей, ср. так называемые астрологические М.) и как средство достижения глубин подсознания в ритуале или индивидуальной медитации.

Обе эти функции М. связаны воедино: тот, кто предаётся медитации или участвует в соответствующем ритуале в качестве ведущего, помещает себя в центр М. и ожидает божество, божественный дух, который должен снизойти на него. К. Г. Юнг подчёркивал универсальный характер М. как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм и указывающий на то, что идея М. и сама её форма независимо была выработана не только самыми разными религиозными системами, но и творчески одарёнными людьми (прежде всего художниками; также сочетание «круглых» и «квадратных» танцев, образующее «мандалический» танец с соответствующим переключением ритмов) или больными, страдающими разными формами душевных болезней, которые настраивают себя на выведение из собственного подсознания тех или иных архетипических комплексов и/или на собственную «космизацию», т. е. на выработку единого ритма человека и вселенной, на улавливание, восприятие и преобразование космической энергии. Эта идея лежит в основе некоторых современных теорий в медицине (психотерапия юнгианского толка), искусстве и искусствоведении.

 

Мандала как способ развития визуальной памяти

Понамарёва И.В.

 

 Эффективность памяти определяется возможностями ее воспроизведения. И часто бывает так, что наша визуальная (образная) память бывает не так развита, как хотелось бы нам. Исследования показывают, что каждый человек может мыслить образами, но одни их осознают, другие нет.  На то есть множество причин. Одной из них может является бессознательное перекрытие осознавания внутренних образов. Для примера возьмем маленького ребенка, который видел, то , что ему не очень то хотелось и видеть: как папа бьет маму, как на его глазах происходит какое либо ужасное событие… В силу того, что эти моменты могут ранить нашу психику, наше бессознательное начинает ограничивать наши возможности осознавать образы, звуки, ощущения. Мы как бы забываем, что мы это видели, слышали, чувствовали, но заодно с этим снижаем свою способность полно воспринимать мир. Бессознательное просто обобщает одиночный опыт на все наше восприятие событий. Возможно именно этим можно объяснить такие факты как то, что многие люди с плохим зрением, проходя различные курсы , где работают с этими фильтрами восприятия, их зрение повышается.

   Подобные ограничения отражаются на нашей жизни. Мы плохо запоминаем лица, предметы и тд. Очень многие психологические техники предполагают умение человека точно и ярко визуализировать события жизни, но не все клиенты это могут. Поэтому и получается, что техника не работает. Хотя, опытные консультанты знают об этом и прежде чем что-то делать обучают человека осознавать свои образы.

       В данной статье мне бы хотелось рассмотреть мандалу как способ развития визуальной памяти.

На санскрите "мандала" означает "круг" и "центр". Традиционно ее обозначают кругом - символом космоса в его бесконечности, и квадратом - символом земли или мира, созданного человеком.В Тибете мандала достигла своего наиболее полного развития и как форма искусства, и как ритуал медитации. Существует очень много различных форм мандал.

        Считается, что Мандала неизбежно ведет того, кто ею пользуется, к открытию и использованию источника своей внутренней энергии. Принцип мандалы заключен не во внешней форме, которая является специфической для каждой ситуации, а в центре, источнике, из которого вытекает энергия, образующая форму.

 

Символика графической мандалы

 

                                                        

        

          Зрительные образы: форма, цвета и движения – оказывают различное психическое воздействие на человека. Если представить структуру графической манадалы (см. прикрепленный файл) в виде составляющих ее элементов, то получится ряд геометрических фигур (круг большой и малый, квадрат, треугольники).

         

         Эти фигуры считаются священными почти во всех религиях. Использование их в качестве объектов концентрации внимания в религиозных ритуалах обычно объясняется соответствующими мистическими построениями. Так, в различных школах буддизма, широко применяющих практику медитации с использованием мандалы, считается, что мандала представляет собой модель Вселенной, включающую в себя в принципе все то, что есть в Мироздании:

-землю

-воду

-огонь

-воздух (ветер)

- небесное пространство (эфир).

 

Таким образом работая с мандалой, человек работает как бы со всеми стихиями, которые существуют в Природе.

С точки зрения современных положений нейрофизиологии и психологии, воздействие геометрических фигур объясняется специфическими сигналами, которые они вызывают в глазодвигательных мышцах и зрительном анализаторе. Глаз чисто рефлекторно прослеживает контуры изображения. На местах излома линий глазодвигательные мышцы резко сокращаются, что связано с генерированием соответствующих, резко меняющихся нервных сигналов. Напротив, при созерцании плавных линий глазодвигательные мышцы испытывают нарастающие сокращения. Таким образом. Тренируется зрительный аппарат.

Далее мы рассмотрим значение отдельных элементов графической мандалы.

Символ Земли – это квадрат, и он как основополагающий фундаментальный блок – прообраз Земли – повторяется в мандала 6 раз (4 черных квадрата по углам, 1 общий темно зеленый контур и 1 красный квадрат). В связи с человеком Земля символизирует Сознание, содержащее мысленные образы.

Символ воды – фиолетовый круг в центре мандалы. В связи с человеком вода символизирует сам процесс соединения зрительных образов.

Символ огня – треугольники (их два). Концы (вершины) треугольников олицетворяют языки пламени; в связи с человеком Огонь символизирует стадии последовательности проявления образов в виде языков пламени.

Символ воздуха – большой синий круг. В связи с человеком Воздух (ветер) – это обретение образами чувственных эмоциональных форм бытия.

Символ эфира (небесного пространства) – центр мандалы – белая точка. В связи с человеком – это полное растворение личности медитирующего в объекте медитации (мандале)

Графическое изображение мандалы геометрически сбалансировано и имеет центр симметрии. Оно представляет собой приятное в эстетическом отношении изображение и вызывает спонтанную (непроизвольную) зрительную концентрацию.

 

Работа с мандалой

Желательно распечатать мандалу и наклеить ее на более жесткий материал (картон), а сзади сделать подставку. Это позволит вам ставить мандалу куда угодно и регулировать угол отклонения рисунка от вас. 

Также вы можете написать на наш адрес и мы вышлем вам графическую мандалу.

Когда вы работаете с мандалой, желательно чтобы вас никто не беспокоил. Это не займет у вас к тому много времени , максимум 10-15 минут в день в любое свободное время.

 

Этапы работы:

1.  Поставьте мандалу перед собой, можно на стол, если вы сидите на стуле.; на пол, если вы сидите на полу.

2. Вы начинаете смотреть в центр мандалы. Вы сосредотачиваете свое внимание на центре. Сосредоточенность в центре мандалы тесно примыкает к процессу очищения ума и тела. Это концентрация рассеивающихся «зрений», фокусирование их на одной центральной точке. Процесс концентрации - это постепенное отстранение от всех тревог и привязанностей, стремление сфокусировать свое сознание и удерживать его в устойчивом состоянии. Постарайтесь не моргать, так как моргание сбивает тот поток информации, который поступает.

3. В процессе смотрения в центр мандалы вы добиваетесь того, чтобы вы видели всю картинку целиком, за счет включения периферического зрения. Вы не перемещается глаза туда-сюда, что ее рассмотреть. Вы наоборот, фиксируя взгляд в одной точке (центр мандалы), видите всю ее в целом.

4. Далее вы ждете, когда начнут появляться различные визуальные эффекты. Они очень индивидуальны.

На все эти 4 этапа уйдет не более 2-х минут.

5. Вы закрываете глаза и смотрите в то пространство, которое будет отрываться перед вами в ожидании того, что вы увидите проекцию мандалы. Разглядываете мандалу до того момента, пока она не начнет исчезать.

6. Можете все повторить заново.

Если вы уже натренировались в воспроизведении мандалы с закрытыми глазами, то вы можете немного изменить ход эксперимента. На 5-м этапе вы не закрываете глаза, а просто переводите взгляд на однотонно окрашенную стену и ждете, пока образ спроецируется туда.

 

Какие трудности могут возникнуть:

-  Изображение мандалы не появляется,

-  появляется, но слабо,

-  черно-белая проекция, а не цветная.

 

Подобные факты могут свидетельствовать о том, что у вас действительно была «перекрыта визуалка». Видимо вы испытывали в своей жизни какой-либо стресс и «отказались» смотреть на что-то. Поэтому вам просто необходимо тренироваться и восстановить свою способность осознавать внутренние образы.

-  Резь в глазах и слезы. Обычно, это является результатом непривычного действия. Ведь раньше специально мы так не делали, а теперь делаем. Глаза, мышцы глаз должны просто адаптироваться. По наблюдениям, подобное рассфокусированное смотрение на объекты, позволяет нашим глазам наоборот отдыхать. Единственный момент в том, что когда вы закрыли глаза (5 этап) и видите мандалу внутренним взором, если картинка не устойчива, исчезает, то не надо напрягать зрение, пытаясь удержать ее. Лучше повторить эксперимент заново.

Если вы носите очки, то это не помеха. Попробуйте это и в очках и без них, выбрав наиболее удобный способ.

 

Что это вам даст это упражнение:

1.  Данное упражнение позволит вам снять ограничения с вашей способности осознавать внутренние образы – психотерапевтический эффект;

2.   Это позволит вашим глазам отдыхать;

3.   Включение периферического зрения;

4.   Если вам снились черно-белые сны или вообще не снились, (хотя есть мнение, что сны нам всегда сняться, просто мы из забываем), то после тренировок вы сможете видеть цветные сны;

5.   Самое главное, вы сможете таким образом работать не только с рисунками, но и с текстами, лицами… можно запоминать все что угодно … шифры…коды…

Кстати, этот метод часто применяется для подготовки спецназа.

 

 

Мандала в сновидениях: http://astralos.ucoz.ru/publ/13-1-0-44

Мандала в нумерологии: http://belsu.narod.ru/mandala/02man.htm

Мандала как путь к внутреннему развитию: http://www.shalagram.ru/kunta/fractalmandals.htm

 

 

 

 

 

 

 

Для писем: nvpminsk@yandex.ru