«Глобальные проблемы современности»

---

На главную страницуТемы и содержание курса  - Требования к курсу
Термины. Персоналии - Рекомендуемые видеосюжеты

Вопросы, выбранные студентами 2008/2009 учебного года

Обновление: 13 сентября 2009 г.

Вопросы

1.       Методология. Глобалистика. 1

Введение. Что происходит в современном мире? Как в этом разобраться?. 2

Философско-мировоззренческая часть. 2

Глобализация. 2

Ноосфера. Синергетические социальные модели. 2

2.       Экология. 3

Экология. Проблемы современного мира. 3

Философские вопросы.. 3

Практические вопросы.. 3

Устойчивое развитие. 3

3.       Сценарии будущего развития человечества. 4

Разрушение мира и отрицательные тенденции, существующие в нем.. 4

Беларусь и ее будущее. 4

Национальная идея. 4

4.       Мир современной политики и экономики. 4

Типы идеологий, социальная структура общества. 4

Неправильное распоряжение экономическим и интеллектуальным потенциалом человечества и Земли. 5

Мировой финансовый кризис. 5

Рыночные отношения, экономика. 5

Социально-политические модели. 5

5.       СМИ.. 5

6.       Проблема войны? Конфликтология. 6

Терроризм.. 6

Демографическая проблема. 6

7.       Культурные проблемы История. Философия. Религия. Духовность. 6

Исторический аспект идеологии. Загадки древней истории. 6

Религия и духовность в современном мире. 6

8.       Наука и современные технологии. 7

Инновации. 7

Научная картина мира. 7

9.       Человек, образование, здоровье. 7

Образование. Современные тенденции. 7

Психология. Человеческие отношения. 8

Человеческие отношения. Любовь. Отношения. Гармония. 8

 

1.Методология. Глобалистика

Введение. Что происходит в современном мире? Как в этом разобраться?

1.       Можно ли сказать об окружающем мире, что он идет в правильном направлении? Как вы видите это? И каким образом можно это оценить, разобраться в этом?

2.       Является ли, на ваш взгляд, стереотипное мышление тюрьмой для человека?

3.       Что означает для вас слово «учиться»: постигать знания самому или получать их в готовом виде? В чем опасность «готовых» знаний, готовой информации, готовых ответов?

4.       Каковы итоги вашего обучения в вузе? Как вы оцениваете уровень знаний и те предметы, которым вы обучались? Сложилась ли у вас общая картина мира? И ваше место в нем?

5.       Ваше призвание, ваше творчество, ваш путь, суть ваших интеллектуальных и духовных поисков?

6.       Как бы вы построили программу курса? Какие темы и разделы в него нужно включить?

Философско-мировоззренческая часть

7.       Что означает понятие «свобода» и понятие «рабство» для вас? Можно ли сказать, что миром управляют определенные силы, механизмы, общества, которым человек неспособен противостоять?

8.       Определите понятие мировоззрения? Что означает этот термин?

9.       Нужна ли сейчас выработка нового мировоззрения (обоснуйте свой ответ)?

10.    Мировоззрение и идеология – различие и сходство понятий.

11.    Опишите воздействие и взаимосвязь мировоззрения (идеологии) с наукой, религией, экономикой, системой управления? Нужна ли выработка общего мировоззрения, синтезирующего разные аспекты и понятия, дающего целостную картину мира? В чем оно может заключаться?

12.    Каковы критерии оценки этого мировоззрения (идеологии), в каком случае его можно считать эффективным или неэффективным, почему?

13.    Поясните значение термина ризома. Как это понятие соотносится с формированием мировоззренческих структур?

14.    Проблема добра и зла, существуют ли безличные и объективные критерии этих понятий? Обоснуйте ваш ответ.

15.    Что вы можете сказать о «предрасположенности» общества к различным видам идеологий? Что значит «западный» и «восточный» тип идеологии? Какой тип идеологии, на ваш взгляд, был бы наиболее оптимальным для Белоруссии? Подберите ключевые понятия по этому типу.

16.    Обдумайте и предложите ту систему идеалов и общественных ценностей, которая может быть взята за основу построения новой системы человеческих отношений не только в РБ, но и во всем мире.

Глобализация

17.    Глобализация и глобальные проблемы современности. Что такое глобализация – опишите положительные и отрицательные стороны этого процесса?

18.    Соотнесите понятие национальной и индивидуальной самоидентификации с понятием глобализации.

19.    Существуют ли альтернативные сценарии глобализации? Сопоставьте западную и восточную ее модели.

20.    Опишите современное положение разных регионов нашей планеты: США, Китай, Европа, Россия и др. с точки зрения глобализации.

21.    Могут ли подружиться «богатые» и «бедные» в современном мире?

Ноосфера. Синергетические социальные модели

22.    Как вы понимаете термин ноосфера? Откуда произошел этот термин? Как его понимал Вернадский и как этот термин понимается сейчас?

23.    Какие параллели вы можете провести между понятиями «ноосфера» и «глобализация»? Можно ли сказать о мире, что он движется к единству?

24.    Мировой Совет Мудрости и позиция передовых ученых по этому поводу. Идеи М. Лайтмана и каббалы в этом вопросе. Что такое эффект «маленькой деревни»?

25.    Почему часть может определить целое? Почему изменение одного человека, может повлиять на весь мир? Как люди связаны друг с другом и с Землей?

26.    Энерго-информационная концепция мира. Понятие различных измерений (уровней) нашей жизни. Связь научного и духовного постижения мира.

27.    Что такое синергетика? Чем она отличается от обычных наук? В чем ее перспективность и необходимость для современного понимания мира?

28.    Чем отличаются синергетические методы управления социальными системами от обычных? Приведите примеры из области политики, экономики, образования.

2.Экология

Экология. Проблемы современного мира

29.    Какие основные проблемы в области экологии вы знаете?

30.    Что вы знаете об изменении магнитного полюса Земли?

31.    Расскажите о таянии льдов Антарктиды? Что такое ледник «Ларсен А» и «Ларсен Б»? Опишите более подробно процесс их таяния.

32.    Что вы можете сказать о таянии Арктики и льдов Гренландии?

33.    Что говорят последние научные данные об остановке Гольфстрима? Чем вызывается эта возможная остановка? Какая основная причина этого явления?

34.    Что такое эффект Эль-Ниньо и Ла-Ниньо?

35.    Что вы знаете о Килиманджаро и о таянии ледников в Гималаях?

36.    Увеличивается ли число ураганов и стихийных бедствий в последнее время?

37.    Насколько быстро вырубаются леса в долине Амазонки в Бразилии? Происходит ли такой же процесс в лесах Африки, России и других стран, обладающих лесной растительностью?

38.    Увеличивается ли количество землятресений в последнее время? Приведите конкретные цифры.

39.    Что происходит со стратосферой Земли?

40.    Засоряет ли человечество кроме Земли и окружающий нас Космос?

41.    Откуда берется мусор? Что это такое как социально-природное явление? Можно ли сделать так, чтобы мусора не было? От кого это зависит?

Философские вопросы

42.    Почему цивилизация развивается как перманентная экологическая катастрофа?

43.    Какова глубинная причина развития отрицательных социально-экологических явлений?

44.    Влияют ли на окружающий нас мир слова и мысли человека, внутренний мотив его деятельности? Может ли человек, изменив свое отношение к Природе, уберечь и окружающую среду? Как это сделать?

Практические вопросы

45.    Какие основные шаги вы можете предпринять для того, чтобы уберечь окружающий нас мир от разрушения? Что может сделать каждый из нас? В духовном, ментальном и практическом плане.

Устойчивое развитие

46.    Опишите проблему «золотого миллиарда» и как они соотносятся с общей эволюцией планеты.

47.    Могут ли все страны достичь экономического уровня развитых стран и что при этом произойдет с планетой?

48.    Опишите основные идеи Сороса в книжке «Кризис мирового капитализма».

49.    Какова должна быть социально-экономическая модель гармонического общества? Соотнесите ее с понятием ноосфера, всеобщая взаимосвязь, законы гармонии.

3.Сценарии будущего развития человечества

50.    Каковы возможные сценарии развития человечества?

51.    Сопоставьте религиозную и научную картину мира. Как вы понимаете слово «Апокалипсис»?

52.    Рассмотрите футурологическую модель Эдгара Кейси. Что вы можете о ней сказать?

53.    Доменик Рикарди и его футурология. Дайте общее описание его идей. Что вы можете сказать о прогнозе Доменико Рикарди по поводу исчезновения России с карты мира? Насколько обоснованно это утверждение?

Разрушение мира и отрицательные тенденции, существующие в нем

54.    Почему отрицательные явления или тенденции наблюдаются сейчас повсеместно? Что является главной причиной подобной ситуации?

55.    Есть ли у отдельного человека «из народа» варианты решения этих проблем – для себя лично и для всего общества в целом?

56.    Что такое старый и новый мир? Что такое сеть мировой гармонии и в чем заключаются ее основные идеи?

Беларусь и ее будущее

57.    Что вы думаете по поводу Белоруссии и ее будущего? В чем основные проблемы развития нашей страны и каковы пути их решения?

58.    Что бы вы предложили в качестве моделей решения в разных сферах жизни: экономической, политической, образовательной и др. Попробуйте наметить несколько основных положений, выполнение которых послужило бы основой для улучшения всей ситуации

Национальная идея

59.    Соотношение белорусской и русской идеи (Яскевич, с.47). «Белорусская идея»: истоки и специфика. Какие факторы повлияли на развитие белорусской культуры?

60.    Особенности самоидентификации и менталитета белорусов? Какова роль традиций в процессе формирования белорусской культуры и государственности? Назовите базовые черты менталитета белорусов?

61.    Что такое Собор и как он соотносится с восточно-славянской традицией? Отличие западной ментальности от славянской?

62.    Что такое русский космизм и как его можно соотнести с национальной идеей в Беларуси?

63.    Как проявляется влияние глобализации на процессы национально-культурной идентичности белорусов?

64.    Охарактеризуйте роль элиты в формировании национальной культуры и национальной идеи?

4.Мир современной политики и экономики

Типы идеологий, социальная структура общества

65.    Какую роль играет идеология в жизни страны? Назовите и дайте краткие характеристики основных типов идеологий.

66.    Опишите политические культуры западного и восточного типа.

67.    Что такое институциональная матрица? Что вы можете сказать о двух основных матрицах в идеологии (концепция Кирдиной)? Опишите отрицательные и положительные свойства коммунитарной и субсидиарной подсистемы. Возможен ли гармоничный синтез этих двух систем с выбором всего лучшего и что для этого нужно?

68.    Опишите основные характеристики коммунитарной идеологии: коллективизм, эгалитаризм, порядок. Опишите основные характеристики субсидиарной идеологии: индивидуализм, стратификация, свобода.

69.    Когда и кто выдвинул понятие субсидиарной идеологии? Какая цель при этом преследовалась?

70.    Как можно представить двойственную модель коммунитаризма и субсидиарности в троичной форме? Как это разделение может быть применено к человеку?

71.    Что означает понятие "политическая социализация"? Какие этапы политической социализации принято выделять? Какие факторы влияют на процесс политической социализации?

72.    Что такое правовое государство? В чем сущность правового государства? Что такое социальное государство? (Яскевич). Каковы характеристики и функции гражданского общества?

Неправильное распоряжение экономическим и интеллектуальным потенциалом человечества и Земли

73.    Как вы объясните тот факт, что огромные финансовые, интеллектуальные и природные ресурсы человечество тратит на разрушение себя и планеты: войны, сигареты, развлечения и т.д.?

74.    Приведите конкретные цифры расходов на вооружение и военные действия США в Ираке. Почему это происходит? Как обстоит картина в других странах?

75.    Сопоставьте расходы на разрушение человечества с теми, которые нужны для его нормальной жизни? Как можно объяснить эту диспропрорцию?

76.    Что является главной причиной нагнетания военной истерии в мире? Как это можно остановить?

77.    Опишите, пожалуйста, ситуацию со стабилизационным фондом России. Как вы расцениваете тот факт, что его перевели из России в МВФ?

78.    Приведите конкретные факты присутствия миллионеров в правящей элите России. Чем вы объясняете подобное положение вещей?

Мировой финансовый кризис

79.    Мировой финансовый кризис – основные черты его возникновения и развития. Каковы его причины и вызовы, к которым он нас подводит? Как можно решать эту проблему?

80.    Опишите видение М. Лайтмана по вопросу финансового кризиса. Что является основной причиной кризиса на его взгляд? Согласны ли вы с этими убеждениями?

Рыночные отношения, экономика

81.    Является ли рыночные отношения разрушающим фактором эволюции. Что им можно противопоставить?

82.    Какова, на ваш взгляд подлинная природа денег? Что это такое с философской позиции? Согласны ли вы общепринятой теорией о происхождении денег?

83.    В чем отличие цивилизации от культуры? Являются ли деньги выразителем цивилизационных процессов в обществе?

Социально-политические модели

84.    Опишите общую схему управляемой и самоорганизующейся социальной системы. Каковы отличительные особенности первой и второй схемы?

85.    Какие общие законы эволюции вы можете назвать? Как они трансформируются в социальных законах общества?

5.СМИ

86.    Опишите эволюцию СМИ на протяжении последних 200 лет. Какие тенденции вы обнаруживаете?

87.    Как формируется общественное мнение?

88.    Социальные функции СМИ: информационная; корреляционная, континуитивная, развлекательная, мобилизационная.

89.    Как правильно организовать работу СМИ? Какова, на ваш взгляд, идеальная модель работы СМИ?

90.    В чем, на ваш взгляд, заключается главное предназначение СМИ? Что для этого нужно сделать?

91.    Как воздействуют на человека современные средства коммуникации: компьютер, телефон, TV? Опишите положительные и отрицательные стороны технического прогресса.

92.    Какие способы манипулирования сознанием человека через СМИ вы знаете?

93.    Как защитить себя от отрицательных информационных потоков?

6.Проблема войны? Конфликтология

Терроризм

94.    Причины возникновения терроризма. Экономические корни терроризма. Можно ли сказать, что терроризм – это просто разновидность бизнеса?

95.    Чем вызывается немотивированная агрессия людей, участившаяся в последнее время? Роль СМИ…

Демографическая проблема

96.    Что лежит в основании демографической проблемы? И как ее можно решить?

97.    Нужно ли целенаправленно ограничивать рождение людей (принудительная стерилизация)? Достаточно ли на Земле ресурсов, чтобы прокормить растущее человечество?

98.    Проблема идиократии и растущей дебилизации населения, увеличение населения с низким культурным и интеллектуальным уровнем (обсудить основную идею фильма «Идиократия»).

7.Культурные проблемы
История. Философия. Религия. Духовность

Исторический аспект идеологии. Загадки древней истории.

99.    Проблема исторического прошлого человечества. Что вы думаете по этому поводу?

100.Существовали ли древние цивилизации? Для чего нам нужны знания о них? Осветите эзотерическую концепцию существования древних цивилизаций

101.Причины гибели древних цивилизаций? Сопоставьте с событиями нашего времени

Религия и духовность в современном мире

102.Каковы особенности современных религий?

103.Что вас привлекает в современных религиях и что отталкивает?

104.Какая религия на ваш взгляд «самая правильная»? Или все они «правильные»? Или «неправильные»?

105.Можно ли найти общее во всех религиозных системах и примирить их между собой? Что думает по этому поводу современная наука?

106.Что такое Бог для вас? Каковы пути к Нему?

107.Находится ли Бог внутри человеческой души или это какое-то существо вне человека? Можно ли сказать, что голос нашей совести это и есть голос Бога?

108.Что нужно сделать, чтобы ощутить Бога в себе? Какие религиозные практики вы используете в повседневной жизни?

109.Интересуетесь ли вы другой религией кроме христианства: буддизм, древние славянские обряды, шаманизм, даосизм, йога, современные психологические практики?

110.Возможно ли в обществе мирное сосуществование различных религиозных конфессий и вероисповеданий?

111.Сопоставьте различные духовные кодексы различных религий и попытайтесь выработать общий для всех. Возможно ли это?

112.Возможен ли храм всех религий? Можно ли его сделать в Минске?

113.Нужна ли обществу единая вера? Возможна ли она?

114.Что такое харизматическая личность?

115.Опишите образ религиозного реформатора одной из религий и проанализируйте социальные последствия предложенных им нравственных принципов.

116.Почему, на ваш взгляд, духовные принципы и идеалы не применяются или слабо применяются в общественной жизни?

117.Нужно ли преподавать религию в школе, вузе и какую именно? Как достичь религиозного плюрализма в обществе?

118.Что такое неокульты и каковы причины появления неокультов в современном мире? Каковы положительные и отрицательные стороны их воздействия.

119.Опишите основные принципы и структуру одного из религиозных течений, к которому вы испытываете симпатию.

120.Что такое концепция ноосферизма Вернадского? Можно ли ее соотнести с религиозной моделью мира?

121.Сопоставьте описание Бога в двух различных религиозных системах (например, в индуизме и в христианстве), покажите в чем отличие и в чем общее между ними.

8.Наука и современные технологии

Инновации

122.Что такое инновационная политика в философском смысле этого слова? Виды и типы инноваций: технологические (промышленные), информационные (компьютеризация), психологические (человеческий фактор).

123.Генная инженерия, клонирование, вмешательство человека в природу, пределы и ограничения. Что  за этим стоит? Можно ли человеку позволить это делать и кто его ограничит?

124.Альтернативные источники электроэнергии – будущее человечества. Атомная энергетика – плюсы и минусы. Инновационный путь энергоснабжения Беларуси (приведите примеры других стран).

Научная картина мира

125.Общая научная картина современного мира. Последние открытия в науке. Антропный принцип. Теория фракталов. Теория хаоса. Синергетика и ноосфера – ключевые понятия нового мира.

126.Законы общества и законы Вселенной. Синергетика как отражение законов Вселенной. Общие законы Вселенной. Антропный принцип и глобальный эволюционизм. Влияние космических излучений на социальные процессы в обществе. Понятие энергетических лучей. Синергетическая теория информации. Принцип неопределенности в социо-экономических системах. Синергетические модели устойчивого развития. Почему не работают концепции устойчивого развития?

127.Социальное моделирование. Основные понятия. Общие принципы развития позитивных социальных моделей. Концепция подлинной демократии (4 свободы Т. Рузвельта). Р. Штайнер о 4 фазах развития социальной системы. Высокосинергетичные и низкосинергетичные социальные системы (по книге А. Маслоу). Экологическая экономика Павла Касьянова. Российское общество экологической экономики (РОЭЭ). Философский экологический клуб.

128.Современные научные взгляды: физическая картина мира; химическая картина мира; биологическая картина мира; выводы. Тенденции к соединению научных и религиозных понятий. Буддизм и физика. Современные и древние представления о первоэлементах…

9.Человек, образование, здоровье.

Образование. Современные тенденции

129.Что такое образование? Можно ли научить человека чему-либо?

130.Почему проблемы образования входят в курс идеологии?

131.Западная и восточная модель в системе образования.

132.Что такое синергетические модели образования?

133.Можно ли построить систему образования на принципах самоорганизации и как это можно сделать в нашем ВУЗе.

134.Какие основные проблемы системы образования и как можно улучшить ее работу.

135.Коррупция в образовании: причины и проблемы, вытекающие из этого. Как это изменить?

136.Уместно ли платное обучение с точки зрения квалификации специалиста?

137.Как построить систему образования для гуманизации образования и достижения атмосферы открытости, дружбы, сотрудничества и взаимопомощи?

138.Что важнее нравственные основы в процессе обучения или профессиональные качества?

139.Справедлива ли система экзамен/зачет? Чем ее можно заменить?

140.Как построить правильный диалог между преподавателями и студентами?

141.Каковы основные проблемы студентов и как их можно решить в процессе обучения?

142.В чем причина инертности студентов?

143.Какие инновационные методики преподавания и обучения вы можете предложить?

Психология. Человеческие отношения

144.Психология. Работа со своим сознанием. Осознание себя. Для чего это нужно?

145.Что нужно сделать для раскрытия своего потенциала? Какие пути достижения этого? Как соединить «академическое» знание, полученное в аудитории с процессом реальной трансформации своей жизни? Возможно ли позитивное решение проблем, стоящих перед человеком?

146.Работа с намерением. Основные правила достижения успеха в жизни. Как приходит успех в жизни? Роль визуализации и четко осознанной интенции. Борьба с отрицательным или утверждение позитива? Опора на внутреннее понимание ситуации и осознание себя. Знакомство с основными законами Вселенной.

147.Здоровье человека. Энергетические практики восстановления сил, реабилитации, сохранения здоровья. От чего зависит здоровье человека? Роль намерения и осознания. Чувство вины. Возврат энергии (карма). Что делать, если все идет плохо?

148.Знакомство с энергетическими практиками. Дыхание, релаксация. Общее представление об энергетических практиках. Что такое энергия (прана)? Можно ли сознательно наполнить себя этой энергией? Как это сделать? Простейшие правила «техники безопасности». С чего начинать? Дальнейшие этапы этого пути.

149.Энергетические тела человека. Как устроен человек? Понятие чакр и меридианов. Как работают энергоцентры человека и отчего они зависят? Основные рекомендации и общее понимание работы этих систем. Простейшие практические приемы…

150.Яркие личности в истории. Никола Тесла, Жанна Д’Арк, Ипатия и др. Понятия пассионарности Л.Гумилева. Кто такие пассионарии и что они делают в истории. Что необходимо сейчас для правильного решения исторических задач, стоящих перед человечеством? Возможен ли позитивный перелом в истории и как его добиться? Роль каждого человека в этом процессе.

Человеческие отношения. Любовь. Отношения. Гармония.

Семейные отношения. Ошибки и трудности отношений с близкими людьми. Кармические причины конфликтов и семейных проблем. Понятие стража порога. Преодоление зацепок и внутренняя трансформация. Взаимное освобождение.

Более подробная информация по этой теме


 

Для писем: nvpminsk@yandex.ru