На главную страницу - Идеология
10-я республиканская студенческая научно-практическая конференция «Теоретико-методологические и прикладные аспекты государственного управления в Республике Беларусь и за рубежом».
Февраль,
Научный руководитель Панчишин Н.В., ст. преподаватель
Кафедры политологии и международных отношений.
Минский государственный лингвистический университет
Все, что происходит в мире, имеет своим истоком энергию Любви. Ни одно государственное строительство, ни одна научная концепция не будет эффективной без выполнения этого условия. Блеск научного интеллекта и отладка государственного аппарата никогда не заменят тепло любящего сердца и люди, как и само государство, погибают не из-за недостатка научных концепций, а из-за недостатка любви. Таким образом, основной задачей и основным приоритетом государственного строительства республики Беларусь может стать построение нового общества, на основе этого наиболее важного, на наш взгляд, человеческого чувства.
Можно ли разработать и научно обосновать концепцию государственного управления, ставящего перед собой приоритетной задачей не рост материального благосостояния, а рост любви в душах людей и какова будет суть этой концепции? Именно этот вопрос и представляется нам наиболее интересным и перспективным для изучения. В этом отношении ценными, на наш взгляд, являются синергетические социальные модели известного американского психолога и философа Абрахама Маслоу. Широкий анализ социологических данных в его работе позволяет сделать вывод: общества явно неагрессивные имеют социальное устройство, при котором индивидуум, одними и теми же действиями, и в одно и то же время, служит как своим собственным интересам, так и интересам остальных членов общества. Подобную общественную модель Абрахам Маслоу назвал обществом высокого социального синергетизма. Этот тип общества способствует взаимной выгоде и творческому раскрытию всех его членов и приоритету творческих (духовных) ценностей над материальными. Высоким синергетизмом обладают те общества, социальные институты которых организованы так, чтобы преодолевать полярность между эгоизмом и альтруизмом людей, избавить людей от страха и организовать работу всего общества таким образом, чтобы человек, добиваясь своих индивидуальных целей, одновременно служил интересам всего общества, причем делал это добровольно, а не принудительно. Проще говоря, если в обществе не на словах, а на деле вознаграждается добро – это общество высокого синергетизма. Одна из характерных особенностей обществ и социальных технологий высокого синергетизма заключается в том, что эти технологии высоко экологичны и берут в качестве модели божественные законы окружающей нас Природы. Философской основой этой социальной системы могут служить принципы философии синтеза, во многом совпадающие с принципами философии Нью Эйдж.
В обществе с низким синергетизмом, напротив, индивидуум, добившийся выгоды, берет верх над остальными членами общества и добивается преимуществ за счет менее сноровистых и менее эгоистичных соплеменников. Классическую модель подобного социального развития представляет собой рыночная экономическая система, которая в настоящий момент выдвигается в качестве одного из приоритетных направлений государственного строительства. Именно эта модель социального устройства, на наш взгляд, ведет к перманентной конкуренции всех членов общества друг с другом и к процветанию корыстных и личных интересов на всех этажах власти. Все социальное устройство, все институты и законы низко синергетичных обществ (в первую очередь обществ, построенных на рыночных отношениях), обеспечивают такое положение вещей, при котором богатый становится еще более богатым, удачливый не обязан делиться с менее удачливым и направляет все свои усилия не на общее благо, а на личное обогащение, соответственно, бедный становится еще более бедным и т.д. Этот стихийный закон социального развития иначе как законом джунглей назвать трудно. И один из самых главных недостатков обществ подобного типа заключается в том, что повышение уровня материального благосостояния всех его членов неизбежно понижают уровень любви в отношениях людей между собой («А еще, по причине умножения беззаконий, в людях охладеет любовь» Евангелие…), делая общую атмосферу в обществе гнетущей, подозрительной и враждебной. Мы хорошо видим последствия этого курса реформ по увеличению количества преступлений и нарушений в обществе и, косвенно, по усилению предупреждающих правоохранительных реклам в метро, которые, в конечном счете, лишь усиливают атмосферу недоверия и враждебности. Кроме того, низко синергетические модели развития разрушают не только общество и людей, но и мир природы вокруг нас. Сопоставление этих двух противоположных моделей развития приводятся в схеме ниже.
Каждый из нас мечтает о любви и добре, каждый внутри стремится к этим чувствам и верит в то, что эти чувства придут в нашу жизнь, человек не может жить без этой надежды и этой мечты. Почему же ее нельзя объявить основной целью государственного и социального строительства Республики Беларусь? Почему нужно стыдливо замалчивать и прятать за бухгалтерскими отчетами острую потребность каждого человека? Почему нельзя открыто и светло повернуть все направление нашего развития в сторону добра и света? Хочется верить, что подобное время обязательно наступит когда-нибудь на Земле. Республика Беларусь может использовать современные научно обоснованные синергетические социальные технологии не только (и не столько) для увеличения эффективности производства и технологического прогресса и даже не для повышения уровня материального благосостояния народа (на наш взгляд, ошибочный социальный ориентир), а для увеличения чувства любви в душах людей, которое сделает всех нас счастливыми. В этом смысле Беларусь может сыграть большую роль в процессе международного социального строительства, показывая другим странам пример того, как красивы и доброжелательны могут быть отношения людей друг к другу и к той Природе, которая с любовью окружает нас.
С любовью,
Общество низкого синергетизма |
Общество высокго синергетизма |
Выигрывающие и проигрывающие |
Нет проигравших – каждый выигрывает (Выигрыш-Выигрыш) |
Соперничество и столкновение – Конфликт |
Со-трудничество и Внутреннее сотрудничество – Мир |
Решения, которые создают дополнительные Проблемы |
Решения, которые создают возможности еще больших Решений |
Догматичные идеи, убеждения, структуры |
Гибкие идеи, убеждения, структуры |
Контроль, наказание и штрафы |
Взаимная поддержка и польза |
Правила и Регулирование |
Учительство и Помощь |
Бессознательное создание индивидуальной реальности (пространства) |
Сознательное строительство индивидуальной реальности |
Подавление / жертвы; лишение возможностей |
Самораскрытие (жизнь по тем законам, которые человек создает для себя сам), Взаимное раскрытие |
Границы и барьеры, Ограничения |
Свобода, Самоопределение, Ощущение Единства |
Паразитизм и взаимоуничтожение (брать и не отдавать) |
Симбиоз, Взаимодополнение, (взаимное получение и отдача) |
Борьба, печаль и боль |
Радость, Естественность, Игра, Экстаз и Юмор |
Зависимость, взаимная зависимость |
Независимость и взаимное освобождение |
Защита себя через конфликт |
Кооперация, Принятие противоположной точки зрения, Соглашение и Отдача |
Скрытные, нечестные, разрушительные отношения |
Открытые, честные, продуктивные отношения |
Дефициты и излишки |
Взаимное изобилие (отдавание) |
Дорога вынужденных обязательств – боль и страдания |
Дорога восторга – радость и реализация |
Распад, разделение, дезинтеграция |
Интеграция, Связь, Объединение |
Проживание в прошлом, страх перед будущим |
Жизнь в моменте «сейчас», взгляд в будущее |
Любовь с условиями и требованиями |
Безусловная, отдающая любовь |
Дисгармония – Завоевание (разрушение) Природы |
Гармония – жизнь в единении с Природой |
Для писем: nvpminsk@yandex.ru