Хотя Кант вышел из школы Лейбница-Вольфа, он, подобно Локку, посвятил себя исследованию мощи и пределов человеческого понимания. Результатом явилась его критическая философия, включающая критику чистого разума, критику практического разума и критику суждения.
Д-р У. Дюран выразил суть философии Канта в точном утверждении, что тот освободил ум от материи. Кант считал ум селектором и координатором всех восприятий, которые, в свою очередь, являются результатом ощущений, группирующихся вокруг некоторого внешнего объекта.
В классификации ощущений и идей ум использует определенные категории:
- чувства времени и пространства,
- понимания,
- качества,
- отношения,
- модальности,
- причинности
- и единства апперцепции.
Будучи субъектами математических законов, время и пространство рассматриваются как абсолютный и достаточный базис для точного мышления.
Кантовский практический разум провозгласил, что, в то время как природа ноумена никогда не может быть достигнута разумом, факт существования морали доказывает существование трех необходимых постулатов:
- свободной воли,
- бессмертия
- и Бога.
В критике суждения Кант демонстрирует союз ноумена и феномена в искусстве и биологической эволюции.
Немецкий суперинтеллектуализм вырос из чрезмерного упора на автократический примат ума над ощущением и мыслью.
Философия Иоганна Готтлиба Фихте была проекцией философии Канта, где он пытался соединить кантовский практический разум с его чистым разумом. Фихте полагал, что известное есть просто содержание сознания познающего, и ничто не может существовать для познающего до тех пор, пока оно не станет частью этого содержания. Ничто, следовательно, не является реальным за исключением фактов нашего собственного умственного опыта.