Полезные
материалы для курса
"Основы идеологии Белорусского государства"
На
главную страницу - Содержание учебной программы
Обновление:
10 мая 2009
г.
Для успешной сдачи зачета вам необходимо:
1. Ознакомиться с информацией сайта www.nvpminsk.narod.ru. На этом сайте вы заходите на страницу «Идеология. 2008/2009 учебный год». На этой странице вы найдете конспект ко всем лекциям и литературу.
2. Эту же информацию вы можете найти в локальной сети МГЛУ в компьютерном классе D-401 (сервер называется «Student’s», папка «Панчишин Н.В.). В этой же папке есть и видеосюжеты, прилагаемые к курсу. Вы можете скачать себе на флэшку всю необходимую информацию. Собственно сайт занимает около 1 Гб, видеосюжеты – около 10 Гб. К сожалению, на компакт диски в компьютерном классе записать эти материалы нельзя.
3. Распечатать конспект лекций, приведенный на сайте. Ознакомиться с содержанием курса. Перед каждой лекций заранее просматривать конспект лекции и готовить свои вопросы по теме.
4. Выбрать 2 вопроса, которые вас интересуют и которые вы хотели бы осветить глубоко. Ваша задача во время этого курса – глубоко подготовить выбранные вами вопросы и суметь их представить для других студентов. Если вы представите ваши идеи устно для студентов (во время лекций или семинаров), вы будете освобождены от написания рефератов нужных для зачета.
5. Вам необходимо подготовить таблицу терминов и имен. Образец таблицы приводится ниже. Из всех имен и терминов, вы выбираете те 20, которые вам кажутся наиболее интересными, и готовите эту информацию для выступления на лекциях и ответа на семинарах. На этой странице вы можете найти список терминов и список имен, которые используются в учебном курсе.
6. Эти вопросы необходимо представить в письменной форме в виде небольшого конспекта на 2-3 страницы по каждому вопросу. Вначале, в тезисной форме вы описываете структуру вашего видения этого вопроса, что-то вроде тематического плана. Затем приводите интересные интернет ссылки, которые дают дополнитепльную информацию по этому вопросу и затем выражаете вашу позицию по нему. Смысл этой работы заключается в том, чтобы облегчить изучение этих вопросов и привлечь к ним внимание тех, кто будет их изучать после вас. Ваши конспекты этих вопросов можно высылать по эл. почте nvpminsk@yandex.ru.
7. Необходимо также просмотреть фильмы и видеосюжеты, предлагаемые для данного курса.
8. Пройти компьютерный тест по данному учебному курсу. Тест находится в стадии разработки.
Таким образом, вам необходимо ко второй лекции распечатать темы курса, приведенные на сайте, познакомиться с ними, по желанию активно участвовать в самих лекциях.
К семинарским занятиям подготовить а) таблицу терминов, имен; б) конспект выбранных вами вопросов (это и есть ваш реферат).
Пояснение: наша жизнь стремительно меняется и то, что было интересно вчера, может не быть интересным сегодня. Поэтому я не хотел бы создавать жесткую схему семинарских занятий и давать окончательный шаблонный план. Это ограничит нашу широту мышления. Именно ваши вопросы и выбранные вами темы мы распределим на все семинарские занятия и будем более глубоко и детально изучать. Поэтому выбирайте и готовьте вопросы поинтереснее!! От этого будет зависеть будут ли интересными наши семинары.
Ваша задача заключается не столько в том, чтобы досконально знать поднимаемый вами вопрос, а, скорее, в том, чтобы получить о нем общее представление и помочь другим людям ориентироваться в этом материале. Если вы выступите с вашей темой перед студентами на лекции или семинаре (тему доклада нужно заранее согласовать), вы освобождаетесь от любых письменных работ по данному курсу.
Таковы основные требования к этому учебному курсу. Вы можете выбирать темы и вопросы, которые имеются в разных разделах этого сайта, не только на странице «Основы идеологии», но и на других страницах учебной программы «Человек в современном мире», можете дополнить их своими, которых, возможно, нет на страницах этого сайта. Вы можете почитать обычные учебники по идеологии и найти там интересующие вас темы. Здесь – ваше творчество. Смысл курса по идеологии заключается не столько в том, чтобы дать готовые ответы на главные вопросы жизни, сколько в том, чтобы помочь всем нам над ними задуматься и, может быть, лучше понять, кто мы, куда идем и зачем живем на нашей прекрасной планете.
В конце курса вам необходимо написать краткую рецензию на весь прослушанный курс и выслать ее по указанному выше электронному адресу.
Примечание:
Я хотел бы сделать
этот сайт своего рода «рабочей площадкой», которая будет обновляться самими
студентами и постоянно дорабатываться ими. Т.е. вы сделаете ту работу, которой
потом смогут воспользоваться ваши преемники на младших курсах.
Если вы хотите
продолжить общение на те темы, которые были подняты в курсе по идеологии и
получать периодические новости о различных событиях в нашей жизни, укажите
адрес вашей электронной почты на заглавном листе вашего реферата (рецензии) и
попросите меня включить вас в рассылку. Кроме того, у нас работает клуб, в
работе которого вы тоже можете принять участие. Главное – не потерять, а
укрепить веру в себя, в свою душу, в свое бессмертие и в свою победу. Ибо для
этого, собственно, мы и пришли на эту благословенную Землю.
В любом случае я вам
благодарю вас за участие в этой работе. Надеюсь, она послужит во благо всем
нам.
Верю в ваши силы и передаю вам свой оптимизм и энергию,
Николай
Панчишин
Материалы для
зачета
Пояснения
Как минимум половина (или больше) выбранных вами терминов
и имен должны быть подчеркнуты.
К ним вы добавляете еще термины и имена, которые вам кажутся интересными. Общее
количество их должно быть от 20 до 30. Кроме того, из всего курса вы выбираете
еще 2 вопроса, которые вам покажутся интересными и готовите их индивидуально.
Всего к зачету вам необходимо подготовить 20 терминов, 20 имен и 2 вопроса. На
первое семинарское занятие вы приносите их в виде таблицы (см. ниже). Просьба
для наглядности сохранить подчеркнутые термины в вашей таблице.
Термины для зачета
(периодически
обновляются)
Идеология, введение: Белорусская идея * Восток и Запад * глобализация * гуманизм * деидеологизация * духовность * евразийство * зомбирование * идейное течение * идеологизация * идеология и утопия * идеология * культура – цивилизация * национализм * национальная идея * неофашизм * реидеологизация * русская идея * свобода * функции идеологии
Экология, природа: антропоцентризм * влияние мысли человека на окружающую среду * доклады Римского клуба* духовная экология * идеология «зеленых» * информационное общество * квантовый скачок * Киотский протокол * окружающая среда * окружающая среда * постиндустриальное общество * различные измерения – энергоинформационные ступени мира * техногенный путь * устойчивое развитие * Хартия Земли * экология сознания * экология
Политика,
экономика: Адекватность * ВВП (валовой внутренний продукт)
* ВВС (валовое внутреннее счастье) * геоэтика * глобальная
этика * гражданское общество * девальвация * денежные мультипликаторы * деньги * доклады
Римского клуба * инвестиции * инфляция * ипотека
* коммунитарная идеология:
коммунитаризм * конкуренция * консенсус
* консерватизм * либерализм
* неоконсерватизм * ноосферная экономическая модель * обнуление экономической памяти * олигархия * Организация
Объединенных Наций (ООН) * Организация
по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) * плюрализм
* политическая культура * политическая социализация * принцип симметричности социальных
систем * принцип Эшби * принципы
синергетичности социальных систем * проект Венера (Venus project) * расизм * рынок * саморегуляция и самовоспроизводство общества
* сеть мировой гармонии (как
понятие) * синергетическая модель управления социальной системой * социальная система и подсистемы * социальное государство * ссудный процент на капитал * стабильность
* стандарт мышления * стратификация * структура
политической культуры * субсидиарная
идеология: индивидуализм * теорема
Геделя * теория справедливости Роулза * терроризм. * типы
идеологии: коммунизм * типы
политической культуры * типы
политической социализации * фашизм * хаос и порядок * эгалитаризм
* экстремизм * экуменизм * элита
* этатизация * ЮНЕСКО
Загадки древней истории: Аркаим * архетипы * Атлантида * Гиперборея * загадочные головы ольмеков * закон осаждающегося раствора * календарь майя * камни Ики * Китеж-град * коллекция Джульсруда * креационизм * Лемурия * мифология * неопознанные ископаемые объекты * подводные города * прецессионный код * Стоунхендж * Теория естественного отбора * цивилизация инков * цивилизация майя * человеческие расы * Шамбала * эпоха Водолея * эпоха Рыб * юги-эры-кальпы индийского календаря
Философия: постмодерн: трансгрессия, интертекстуальность, палимпсест, метанарратив, ризома * русский космизм * свобода * синергетическая философия * синергизм * системность * форма и содержание (понятие) * холистическая философия * эзотерика * энергия * эффект бабочки (Рей Бредбери - Эдвард Лоренц)
Религия, духовность: антропный принцип * архетип * ахимса * Бог * Брахман * буддизм * буддхическое * вера Бахаи * даосизм * добро и зло * дхарма * ереси * Иегова * ислам * иудаизм * карма * категорический императив И.Канта * конфуцианство * космический разум * масонство * материя * мировоззрение (структура) * мистерии посвящения в древнем мире; * мифология * объективная реальность * панисламизм * пантеизм * Пара-Брахман * православие * протестантизм * реинкарнация * религии Востока * религиозная идеология * религия * рок (карма)-провидение (дхарма)–свобода; * секты * синтоизм * Собор * Соборность * социальная структура * субстанция * энергетическая структура человека (физическое-эфирное-астральное-ментальное-каузальное-атмическое тело человека) * Тело-Душа-Дух; * уровни организации жизни * харизма * христианство * эгрегор * Эдем в Библии; * Элевсинские мистерии * Элохим * энтропия * эпифания-теофания; * язычество…
Наука, технологии: антропный принцип * буддизм и физика * голограммы * информационное общество * информация * кластер(ные технологии) * низко- и высокосинергетические модели * ноосфера * ноосферная конституция * общество и культура * память кристаллов * первоэлементы * синергетика * синергетические модели развития * теория фракталов * теория хаоса * три вида инновационных технологий * фракталы
Любовь, отношения: вампиризм * виды и уровни любви * внутренняя трансформация * карма * конфликты * любовь * отдача энергии * привязки-зацепки в отношениях * психологические нарушения * родственные души * страж порога * цинизм *
Персоналии для зачета
Августин * Акимов А.Е. – Г.И. Шипов. Торсионные поля *
Алмонд Г. "Сравнительные политические системы" (
Мифологические и религиозные персонажи
Авгуры * Будда * Гермес * Деметра-Персефона-Плутон * Зороастр * Иисус * Кришна * Озирис и Изида * Орфей * Пандора * Прометей-Эпиметей
Таблица терминов, имен и вопросов для зачета
(Заполнить
самостоятельно и принести на зачет)
ОБРАЗЕЦ
(1) |
1 подготовленный вами вопрос |
||
(2) |
2 подготовленный вами вопрос |
||
|
Термины |
Персоналии/ |
Просмотренные фильмы |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
8. |
|
|
|
9. |
|
|
|
10. |
|
|
|
11. |
|
|
|
12. |
|
|
|
13. |
|
|
|
14. |
|
|
|
15. |
|
|
|
16. |
|
|
|
17. |
|
|
|
18. |
|
|
|
19. |
|
|
|
20. |
|
|
|
Вопросы к зачету,
установленные официальной программой курса
Лекция 1. Философско-мировоззренческая часть
1.
Определите понятие идеологии? Что означает этот
термин?
2. Нужна ли сейчас выработка новой идеологии (обоснуйте свой ответ)?
3. Опишите воздействие и взаимосвязь идеологии с наукой, религией, экономикой, системой управления?
4. Какую идеологию можно считать эффективной, а какую неэффективной, почему?
5. Поясните значение термина ризома. Как это понятие соотносится с формированием идеологических структур?
6. Опишите структуру и функции идеологии.
7. Существуют ли четкие критерии добра и зла в идеологии? Обоснуйте ваш ответ.
8. Что вы можете сказать о «предрасположенности» общества к различным видам идеологий? Что значит «западный» и «восточный» тип идеологии?
9. Подберите ключевые понятия для определения того, какой должна быть идеология РБ.
10. Обдумайте и предложите ту систему идеалов и общественных ценностей, которая может быть взята за основу построения новой системы человеческих отношений в РБ.
Лекция 2. Законодательно-правовая часть.
11. Опишите структуру и юридические свойства Конституции РБ.
12. Каковы основные вехи принятия Конституции? (Яскевич)
13. Какие общие законы эволюции вы можете назвать? Как они трансформируются в социальных законах общества?
14. Что такое правовое государство? В чем сущность правового государства?
15. Что такое государственная идеология? Может ли идеология быть государственной? (Мельник)
16. Каковы характеристики и функции гражданского общества?
17. Что такое социальное государство? (Яскевич)
18. Опишите общую схему управляемой и самоорганизующейся социальной системы. Каковы отличительные особенности первой и второй схемы?
Лекция 3. Типы идеологий.
19.
Дайте определение понятию "политическая
культура".
20. Какие типы политической культуры вы знаете? Охарактеризуйте их. (Лекция)
21. Опишите политические культуры западного и восточного типа.
22. Что такое институциональная матрица?
23. Опишите основные характеристики коммунитарной идеологии: коллективизм, эгалитаризм, порядок. (Лекция)
24. Опишите основные характеристики субсидиарной идеологии: индивидуализм, стратификация, свобода. (Лекция)
25. Когда и кто выдвинул понятие субсидиарной идеологии? Какая цель при этом преследовалась? (Лекция)
26. Как можно представить двойственную модель коммунитаризма и субсидиарности в троичной форме?
27. Как это разделение может быть применено к человеку?
28. Назовите и дайте краткие характеристики основных типов идеологий.
29. Что означает понятие "политическая социализация"? Какие этапы политической социализации принято выделять?
30. Какие факторы влияют на процесс политической социализации?
Лекция 4. Религия и идеология.
1.
Возможно ли в обществе мирное сосуществование
различных религиозных конфессий и вероисповеданий?
2. Сопоставьте различные духовные кодексы различных религий и попытайтесь выработать общий для всех. Возможно ли это?
3. Возможен ли храм всех религий? Можно ли его сделать в Минске?
4. Нужна ли обществу единая вера? Возможна ли она?
5. Что такое харизматическая личность?
6. Опишите образ религиозного реформатора одной из религий и проанализируйте социальные последствия предложенных им нравственных принципов.
7. Почему, на ваш взгляд, духовные принципы и идеалы не применяются или слабо применяются в общественной жизни?
8. Нужно ли преподавать религию в школе, вузе и какую именно? Как достичь религиозного плюрализма в обществе?
9. Что такое неокульты и каковы причины появления неокультов в современном мире? Каковы положительные и отрицательные стороны их воздействия.
10. Опишите основные принципы и структуру одного из религиозных течений, к которому вы испытываете симпатию.
11. Что такое концепция ноосферизма Вернадского?
12. Сопоставьте описание Бога в двух различных религиозных системах (например, в индуизме и в христианстве), покажите в чем отличие и в чем общее между ними.
Лекция 5. Национальная идея.
Вопросы можно найти: Яскевич Я.С. «Вопросы и ответы» стр.41-68
13. Какие
этнические эпохи выделают в истории Беларуси (Яскевич, с.42).
14. Соотношение белорусской русской идеи (Яскевич, с.47).
15. Что такое Собор и как он соотносится с восточно-славянской традицией (Н.П.).
16. Отличие западной ментальности от славянской (П.Н.).
17. Что такое русский космизм и как его можно соотнести с национальной идеей в Беларуси.
18. Национальная культура и становление белорусской государственности (кафедра)
19. Особенности самоидентификации и менталитета белорусов (кафедра)
20. «Белорусская идея»: истоки и специфика (кафедра)
21. Каковы истоки белорусской культуры и белорусской народности (кафедра)
22. Какие факторы повлияли на развитие белорусской культуры (кафедра)
23. Какова роль традиций в процессе формирования белорусской культуры и государственности (кафедра)
24. Назовите базовые черты менталитета белорусов (кафедра)
25. Белорусы и русские: сходства и различия национального характера (кафедра)
26. Как проявляется влияние глобализации на процессы национально-культурной идентичности (кафедра)
27. Охарактеризуйте роль элиты в формировании национальной культуры и национальной идеи (кафедра)
Лекция 6. Глобализация.
28.
Что такое глобализация – опишите положительные и
отрицательные стороны этого процесса.
29. Соотнесите понятие национальной и индивидуальной самоидентификации с понятием глобализации.
30. Существуют ли альтернативные процессы глобализации. Сопоставьте западную и восточную ее модели.
31. Причины возникновения терроризма.
32. Как вы понимаете термин ноосферизация.
33. Глобализация и глобальные проблемы современности.
34. Опишите современное положение Америки с точки зрения глобализации (использовать статью «Великая амбиция» в «Вопросах философии»).
35. Могут ли подружиться «богатые» и «бедные» в современном мире?
Лекция 7. Устойчивое развитие.
36.
Опишите проблему «золотого миллиарда» и как они
соотносятся с общей эволюцией планеты.
37. Могут ли все страны достичь экономического уровня развитых стран и что при этом произойдет с планетой.
38. Опишите основные идеи Сороса в книжке «Кризис мирового капитализма»
39. Является ли рыночные отношения разрушающим фактором эволюции. Что им можно противопоставить.
40. Какова должна быть социально-экономическая модель гармонического общества
Лекция 8. Человек, образование, здоровье.
41.
Что такое образование? Можно ли научить человека
чему-либо?
42. Почему проблемы образования входят в курс идеологии?
43. Западная и восточная модель в системе образования.
44. Что такое синергетические модели образования?
45. Можно ли построить систему образования на принципах самоорганизации и как это можно сделать в нашем ВУЗе.
46. Какие основные проблемы системы образования и как можно улучшить ее работу.
47. Коррупция в образовании: причины и проблемы, вытекающие из этого. Как это изменить?
48. Уместно ли платное обучение с точки зрения квалификации специалиста?
49. Как построить систему образования для гуманизации образования и достижения атмосферы открытости, дружбы, сотрудничества и взаимопомощи?
50. Что важнее нравственные основы в процессе обучения или профессиональные качества?
51. Справедлива ли система экзамен/зачет? Чем ее можно заменить?
52. Как построить правильный диалог между преподавателями и студентами?
53. Каковы основные проблемы студентов и как их можно решить в процессе обучения?
54. В чем причина инертности студентов?
55. Какие инновационные методики преподавания и обучения вы можете предложить?
Семинар по СМИ
56.
Опишите эволюцию СМИ на протяжении последних 200
лет. Какие тенденции вы обнаруживаете?
57. Как формируется общественное мнение?
58. Социальные функции СМИ: информационная; корреляционная, континуитивная, развлекательная, мобилизационная.
59. Как правильно организовать работу СМИ? Какова, на ваш взгляд, идеальная модель работы СМИ?
60. В чем, на ваш взгляд, заключается главное предназначение СМИ? Что для этого нужно сделать?
61. Как воздействуют на человека современные средства коммуникации: компьютер, телефон, TV? Опишите положительные и отрицательные стороны технического прогресса.
62. Какие способы манипулирования сознанием человека через СМИ вы знаете?
63. Как защитить себя от отрицательных информационных потоков?
Для писем: nvpminsk@yandex.ru